Пояснительная записка
Внеурочнаядеятельностьявляетсясоставнойчастьюучебно-воспитательногопроцесса и
однойизформ организациисвободного времениучащихся.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление
обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и
осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в
школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся
получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной
учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут
способствоватьзанятиявсистемевнеурочнойвоспитательнойработы,организованнойпри
кабинете биологии. Применение игровой методики для развития интеллекта позволит
школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для
них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях.
Направление: естественно-научное.
Актуальность программы
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому
человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не
наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой
природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить
высказывать свои мысли и отстаивать их- это основа организации внеурочной деятельности по
предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего
поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Внеурочная деятельность по биологии организуется для обучающихся 6 – 7 классов.
Среди отличительных особенностей данной программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественно- научных исследований и является дополнением к
базовой учебной программе общеобразовательной школы.
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных
форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с
опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических,
особенностей.
Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой
природы, с другой- продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии
и
экологии, так как
программа предусматривает участие школьников
в предметных
олимпиадах и конкурсах.
Цель и задачи
Цель:формированиеуучащихсяинтересакизучениюживыхорганизмов,таккакмного
интереснойинформацииостаетсязастраницамиучебника.
Задачи программы:
Образовательные
• Расширять кругозор, что является необходимымдля любого культурного человека.
• Способствовать популяризацииуобучающихся биологическихзнаний.• Знакомить с
биологическими специальностями.
Развивающие
• Развитие навыков наблюдения за биологическимиобъектами, сравнения.
• Развитие навыков общение икоммуникации.
• Развитие творческихспособностей ребенка.
• Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой
иисследовательскойдеятельности,самостоятельнойпознавательнойдеятел
ьности,проведения опытов.
Воспитательные
• Воспитывать интерес кмируживыхсуществ.
• Воспитывать ответственное отношение к порученномуделу.
Отличительные особенности
Деятельностьшкольниковприизучениикурсаимеет отличительныеособенности:
• имеетпрактическуюнаправленность,которуюопределяетспецификасодержанияи возрастные
особенностидетей;
• групповойхарактерработбудетспособствоватьформированиюкоммуникативныхумений,
такихкакумение,распределятьобязанностивгруппе,аргументироватьсвоюточкузренияи др.;
• работа с различными источниками информации обеспечивает формирование
информационнойкомпетентности, связанной споиском, анализом, оценкойинформации;
• реализуетзадачувыявлениятворческихспособностей,склонностейиодаренностейк различным
видамдеятельности.
Возраст обучающихся
предназначена для обучающихся 11-13 лет.
Программа внеурочной деятельности
Сроки реализации
Программа рассчитана для обучающихся 6-7классов, срок реализации: 1 год, общее
количество часов 68.
Формы занятий
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные
исследования, самостоятельная работа, доклад, выступление, выставка, экскурсии, участие в
конкурсах, олимпиадах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально
проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и
развивают их эмоциональное восприятие.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
− знания основныхпринциповиправил отношениякживой природе;
− познавательныйинтерес кизучениюживойприроды;
− интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы).
Метапредметные результаты:
− Умениеработатьсразнымиисточникамиинформации,анализироватьиоцениватьинформац
ию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
− Умениеадекватноиспользоватьречевыесредствадлядискуссиииаргументациисвоейпозиц
ии,сравниватьразныеточкизрения,аргументироватьсвоюточкузрения,отстаивать своюпозицию.
Предметные результаты:
1. Впознавательной(интеллектуальной) сфере:
− Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных
признаковживыхорганизмов;клетокиорганизмоврастений,животных,грибовибактерий;
экосистем) ипроцессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение,
транспортвеществ, рост, развитие, размножение).
− Необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемыхрастениями, животными, бактериями, грибами ивирусами.
− Классификация - определение принадлежности биологических объектов к
определеннойсистематическойгруппе.
− Объяснениеролибиологиивпрактическойдеятельностилюдей;местаироличеловека
вприроде;ролиразличныхорганизмоввжизничеловека;значениябиологического разнообразия
для сохранения биосферы.
− Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы
иумозаключения на основе сравнения.
− Овладениеметодамибиологическойнауки:наблюдениеиописаниебиологических объектов
ипроцессов; постановка биологическихэкспериментов иобъяснение ихрезультатов.
2. Вценностно-ориентационнойсфере:
− Знание основныхправил поведения в природе.
− Анализиоценка последствийдеятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
− Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
приборами и
− Соблюдениеправилработысбиологическими
инструментами(препаровальнойиглой,лупой, микроскопом).
4. Вэстетическойсфере:
− Овладениеумением оцениватьс эстетическойточкизрения объекты живой природы.
Формы контроля
• текущийконтроль
• зачетныйпрактикум
• обобщающий(итоговый)контрольвформепрезентациирезультатовпроведенных
исследований.
Возможные результаты:
1.составлениепамяток,листовок,буклетов,альбомов,газет,коллажа,коллекций, макетов,
моделей, плакатов, серийиллюстраций, фотоальбомов, рисунков.
2.грамоты, сертификаты, дипломы заучастие в различныхконкурсах, олимпиадах.
Содержание курса
Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя в роли
ученого биолога, занимающегося различными направлениями биологии.
Ботаника-наука о растениях. Зоология- наука, предметом изучения которой являются
представители
царства
животных. Микробиология
наука о
бактериях. Разделы микробиологии: бактериология, вирусология. Биохимия-наука о
химическом составе клеток и организмов. Цитология- раздел биологии, изучающий клетки,
их строение, функции и процессы. Физиология- наука о жизненных процессах. Этологиядисциплина зоологии, изучающая поведение животных. Экология-наука о взаимодействиях
организмов с окружающей средой. Бактериология- наука о бактериях. Биогеография-наука
изучает закономерности географического распространения и распределения организмов.
Дендрология - -раздел ботаники, предметом изучения которого являются деревья.
Систематика- научная дисциплина, о классификации живых организмов. Микология- наука о
грибах. Морфология изучает внешнее строение организма. Орнитология-раздел зоологии,
посвященный изучению птиц. Анатомия – наука о строении тела организмов и их частей.
Тематическое планирование 6 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Тема
Фенологические наблюдения на территории школы. Ведение дневника
Наблюдения за растительным миром: описание, сбор материала
Работа с собранным материалом: создание гербария, уч. пособия
Систематика растений: работа с определителями (1 часть)
Систематика растений: работа с определителями (2 часть)
Оформление полученных данных на бумаге, ведение дневника
Создание презентации (Оформление полученных данных в цифровом
варианте)
Работа над проектом: выбор темы, разбор темы
Работа над проектом: поиск источников информации
Работа над проектом: выбор информации по теме
Работа над проектом: оформление теоретической части
Работа над проектом: оформление практической части
Работа над проектом: оформление заключения, вывод
Работа над проектом: составление всех частей проекта в целое
Работа над проектом: работа с ошибками и исправление ошибок
Работа над проектом: вычитка и представление (психологические
аспекты)
Работа с микроскопом: практические навыки
Работа с микроскопом: исследование новых объектов
Работа с лабораторной посудой, техника безопасности
Посещение музея
Посещение музея
Посещение музея
Посещение выставки или мастер-класса по теме биологии
Посещение выставки или мастер-класса по теме биологии
Посещение выставки или мастер-класса по теме биологии
Подготовка семян к посадке
Подготовка почвы, тары и инструментов к посевному сезону
Посадка семян
Уход и наблюдение за посевами, ведение дневника
Уход и наблюдение за всходами, ведение дневника
Подготовка клумб к посадке
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32 Подготовка клумб к посадке
33 Высадка рассады в открытый грунт
34 Уход за саженцами, ведение дневника наблюдений
ИТОГО часов
1
1
1
34
Тематическое планирование 7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема
Введение в биологию: планирование
Наблюдение за домашним питомцем, ведение дневника
Составление памятки по уходу за домашним питомцем
Знакомство с многообразием животного мира (видеоэкскурсия)
Систематика животных: умение описывать животное по образцу
Систематика животных: учимся отличать животных разных видов
Наблюдение за поведением животных (видеоэкскурсия)
Работа над проектом: выбор темы, разбор темы
Работа над проектом: поиск источников информации
Работа над проектом: выбор информации по теме
Работа над проектом: оформление теоретической части
Работа над проектом: оформление практической части
Работа над проектом: оформление заключения, вывод
Работа над проектом: составление всех частей проекта в целое
Работа над проектом: работа с ошибками и исправление ошибок
Работа над проектом: вычитка и представление (психологические
аспекты)
17
Работа с микроскопом: практические навыки
18
Работа с микроскопом: исследование новых объектов
19
Работа с лабораторной посудой, техника безопасности
20
Посещение музея
21
Посещение музея
22
Посещение музея
23
Посещение выставки или мастер-класса по теме биологии
24
Посещение выставки или мастер-класса по теме биологии
25
Посещение выставки или мастер-класса по теме биологии
26
Подготовка семян к посадке
27
Подготовка почвы, тары и инструментов к посевному сезону
28
Посадка семян
29
Уход и наблюдение за посевами, ведение дневника
30
Уход и наблюдение за всходами, ведение дневника
31
Подготовка клумб к посадке
32
Подготовка клумб к посадке
33
Высадка рассады в открытый грунт
34
Уход за саженцами, ведение дневника наблюдений
Итого: всего часов
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
Приемы и методы организации учебно-воспитательногопроцесса
•
Словесный;
•
Наглядный;
•
Практический;
•
Объяснительноиллюстративный;
•
Исследовательский;
• Творческий.
Формы подведения итогов
•
Участие в конкурсных
мероприятиях;
•
•
•
Выступления детей на занятиях;
Создание различных творческих работ;
Защита исследовательских работ, проектов.
Техническое оснащение занятий
Для реализации программы имеется:
•
Ноутбук
•мультимедийный проектор
•
экран, микроскопы
•
лупы
•
комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.
Список используемой учебно- методической литературы
1.
Биология. 5 класс. Учебник. Базовый уровень 2023 | Суматохин С.В., Пасечник В.В., Швецов Г.Г.,
Гапонюк З.Г.
2.
Пономарева. Биология. 6 кл. Учебник(ФП 2019) (ФГОС) (УМК Пономарева, концентрический курс)
3.
Биология. 7 класс. Учебник. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С
4.
Биология.Справочныематериалы(Трайтак,Карьенов,Бровкинаидр.)
5.
Наглядный школьный курс: удобно и понятно. Мазур Оксана Чеславовна, Никитинская Татьяна
Владимировна ISBN 978-5-699-92615-2 Год выпуска 2017