1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность: Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классноурочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка. Задачи: Воспитательные: - способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; - приобщать к общечеловеческим ценностям; - способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность); - прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой; Развивающие: - развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой; - развивать учебные умения и формировать у обучающихся рациональные приемы овладения иностранным языком; - приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях; - формировать у детей готовность к общению на иностранном языке; - развивать технику речи, артикуляцию, интонации; 1 Образовательные: - познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.); - способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения; - познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой; - формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках; - способствовать удовлетворению личных познавательных интересов. Планируемые результаты: Таблица 1 Планируемые результаты Стартовый уровень Знать общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка; Уметь взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; Владеть начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических), умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква и слово. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни понимать на слух речь учителя, одноклассников; расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы и отвечать на них, участвовать в элементарном этикетном диалоге; участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и сверстниками. 1 Содержание программы «Занимательный английский» Стартовый уровень (1 год обучения) Содержание учебного плана 1 Тема -Что нас окружает Теория: повторение букв и звуков, расширение кругозора; закрепление и расширение грамматических правил, правил чтения, повторение лексики по заданной теме, разучивание новых слов и выражений, Практика: упражнять в использовании указательных, личных и притяжательных местоимений, в использовании глагола to have/has, упражнять в использовании числительных, в употреблении вежливых слов, практиковать в составлении рассказа-описания. 2 Тема-Что мы любим Теория: освоить и закрепить новые лексические единицы по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения, развивать поисково-исследовательскую деятельность, учить добывать и систематизировать информацию. Практика: упражнять в образовании Present Simple, упражнять в использовании лексики в игре, устной и письменной речи, упражнять в использовании глагола can, формировать навыки разговорной речи, закреплять умение составлять сообщение, задавать и отвечать на вопросы, составлять диалог; практика в устной речи. 3 Тема-Цвета радуги Теория: освоить новые лексические единицы по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения, развивать поисковоисследовательскую деятельность, учить добывать и систематизировать информацию. Практика: упражнять в использовании предлогов места into, by, in, on, развивать умение применять правила чтения, закреплять умение составлять сообщение, задавать и отвечать на вопросы, составлять диалог; практика в устной речи. 4 Тема-Сколько? 4.1 Правила чтения. Разучивание стихотворений, песен. Теория: повторить лексические единицы по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения; знакомство со стихотворениями, песнями, рифмовками на английском языке. Практика: развивать умение применять правила чтения. 1 4.2 Числительные. Телефонный номер. Реши пример, задачку. Теория: повторить числительные, познакомиться со словообразованием; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в использовании числительных при написании номера, решении примеров и задач. 4.3 Что ты умеешь выполнять хорошо, а что не очень. Теория: освоить новые лексические единицы по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в использовании новой лексики в письменной и устной речи. 4.4 Дни недели. Цветовая гамма. Теория: повторение лексики по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в использовании новой лексики в письменной и устной речи. 4.5 «Считалочки» Теория: повторение лексики по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в использовании новой лексики в устной речи, учить применять новые считалки во время подвижных и малоподвижных, настольных игр. 5. Тема-С днем рождения 5.1 Приглашение на день рождения. Выбор подарка. Разница между it’s и its Теория: повторение лексики по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в использовании it’s и its, развивать навыки устной речи, звукопроизношения. 5.2 Уважительное обращение. Что мы можем и что у нас есть. Теория: изучение новой лексики по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в использовании устной речи уважительного обращения. 5.3 На дне рождения. Теория: повторение лексики по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в использовании новой лексики в устной речи, учить применять новую лексику в игре. 5.4 «Поздравительная открытка» Теория: развивать поисково-исследовательскую 1 деятельность, учить добывать и систематизировать информацию. Практика: закреплять умение составлять сообщение, задавать и отвечать на вопросы, составлять диалог; практика в устной речи. 6. Тема-Мир профессий 6.1 Лексика. Правила чтения. Теория: повторение лексики по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в использовании правил чтения, развивать навыки устной речи, звукопроизношения. 6.2 Общий вопрос. Нумерация предметов. Теория: изучение новой лексики по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения, познакомить с правилами нумерации предметов. Практика: упражнять в образовании общего вопроса, в использовании правил нумерации в письменной речи. 6.3 Что случилось? Повторение правил чтения (тексты по пройденным лексическим темам) Теория: повторение лексики пройденным темам, закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в использовании вопроса What’s matter?; развивать навыки устной речи, звукопроизношения. 6.4 «Кем стать…» Теория: развивать поисково-исследовательскую деятельность, учить добывать и систематизировать информацию. Практика: закреплять умение составлять сообщение, задавать и отвечать на вопросы, составлять диалог; практика в устной речи. 6.5 Контрольное занятие. Теория: закрепление грамматических правил, правил чтения, лексики. Практика: контроль усвоения грамматических, фонетических правил, словообразования. 7 Тема-В мире животных 7.1 Новая лексика на тему «Животных». Лексическая настольная игра. Теория: разучивание новой лексики по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в использовании новой лексики в устной речи, учить применять новые слова в игре. 7.2 Не простой выбор: do/does or is/are. Описание по картинке. Теория: повторение лексики пройденным темам, грамматических правил (do/does or is/are), правил чтения. 1 закрепление Практика: упражнять в использовании do/does или is/are развивать навыки звукопроизношения, упражнять в описании по картине, в соответствии с планом. 7.3 Что любят животные. Сказки о животных. Теория: повторение лексики пройденным темам, правил чтения, прививать интерес к чтению сказок на английском языке. Практика: упражнять в применении правил чтения. 7.4 Конструкция a lot of. Множественное число существительных (+ исключения). Теория: повторение лексики пройденным темам, закрепление грамматических правил (a lot of), познакомить с правилами образования множественного числа существительных, повторение правил чтения. Практика: упражнять в использовании a lot of, упражнять в словообразовании (множественное число существительных). 7.5 «Путешествие в зоопарк (цирк, ферму)» Теория: развивать поисково-исследовательскую деятельность, учить добывать и систематизировать информацию. Практика: закреплять умение составлять сообщение, задавать и отвечать на вопросы, составлять диалог; практика в устной речи. 8 Тема-Времена года 8.1 Лексика. Повторение правил чтения. Теория: освоить новые лексические единицы по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в применении правил чтения, новых слов в письменной речи. 8.2 Описание времен года (осень, весна). Месяца – правила написания. Теория: повторить лексические единицы по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения, правил написания названий месяцев. Практика: упражнять в составлении описательного рассказа по плану. 8.3 Описание времен года (зима, лето). Времена года в разных странах. Теория: повторить лексические единицы по теме, расширение кругозора; закрепление грамматических правил, правил чтения. Практика: упражнять в составлении описательного рассказа по плану. 8.4 Составление рассказов о себе. Spelling rule. Теория: повторить лексические единицы по теме; знакомство с методикой «спеллинга»; закрепление грамматических правил, правил чтения, правил написания названий месяцев. Практика: упражнять в написании слов (спеллинг), составлении рассказа о 1 себе. 9 Итоговое Теория: закрепление грамматических правил, правил чтения, лексики. Практика: контроль усвоения грамматических, фонетических правил, словообразования. Тематическое планирование Таблица 2 Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Формы аттестации/контроля Практика 1 Что нас окружает 16 8 8 Беседа Упражнения 1.1 Алфавит. Указательные местоимения. 4 2 2 Беседа Упражнения 1.2 Указательные 4 местоимения. Притяжательные и личные местоимения 2 2 Беседа Упражнения 1.3 Глагол To have/has 4 2 2 Беседа Упражнения 1.4 Доброе утро, добрый день, добрый вечер… Числительные. Мой день. 4 2 2 Беседа Упражнения 2 Что мы любим 16 8 8 Беседа Упражнения Творческая работа Проект 2.1 Лексика. Настоящее простое время. 4 2 2 Беседа Упражнения 2.2 Моя любимая семья 4 4 4 Беседа Упражнения 2.3 Что мы делаем в определенное 4 2 2 Беседа Упражнения 1 время. Глагол can 2.4 «Чем любит 4 заниматься моя семья в выходные» 2 2 Творческая работа Проект 3 Цвета радуги 16 8 8 Беседа Упражнения Творческая работа Проект Тест 3.1 Цвета и оттенки. Вопрос «Какого цвета?» Предлоги места into, by, in, on. 4 2 2 Беседа Упражнения 3.2 Правила чтения. Конструкция Can be. 4 2 2 Беседа Упражнения 3.3 «Символы государств» (США, Франция, Великобритания, Россия) 4 2 2 Творческая работа Проект 3.4 Контрольное занятие. 4 2 2 Тест Игра 4 Сколько? 20 10 10 Беседа Упражнения Творческая работа Проект 4.1 Правила чтения. Разучивание стихотворений, песен. 4 2 2 Беседа Упражнения 4.2 Числительные. Телефонный номер. Реши пример, задачку. 4 2 2 Беседа Упражнения 4.3 Что ты умеешь выполнять хорошо, а что не очень 4 2 2 Беседа Упражнения 1 4.4 Дни недели. Цветовая гамма. 4 2 2 Беседа Упражнения 4.5 «Считалочки» 4 2 2 Игра 5 С днем рождения 16 8 8 Беседа Упражнения Творческая работа Проект 5.1 Приглашение на 4 день рождения. Выбор подарка. Разница между it’s и its. 2 2 Беседа Упражнения 5.2 Уважительное обращение. Что мы можем и что у нас есть. 4 2 2 Беседа Упражнения 5.3 На дне рождения 4 2 2 Беседа Игра 5.4 «Поздравительная 4 открытка» 2 2 Творческая работа Проект 6 Мир профессий 20 10 10 Беседа Упражнения Творческая работа Проект Тест 6.1 Лексика. Правила чтения. 4 2 2 Беседа Упражнения 6.2 Общий вопрос. Нумерация предметов. 4 2 2 Беседа Упражнения 6.3 Что случилось? Повторение правил чтения (тексты по пройденным лексическим темам) 4 2 2 Беседа Упражнения 6.4 «Кем стать…» 4 2 2 Творческая работа Проект 1 2 2 Тест Игра В мире животных 20 10 10 Беседа Упражнения Творческая работа Проект 7.1 Новая лексика на тему «Животных. Лексическая настольная игра. 4 2 2 Беседа Упражнения Игра 7.2 Не простой выбор: 4 do/does or is/are.Описание по картинке. 2 2 Беседа Упражнения 7.3 Что любят животные. Сказки о животных. 4 2 2 Беседа Упражнения 7.4 Конструкция a lot 4 of. Множественное число существительных (+ исключения) 2 2 Беседа Упражнения 7.5 «Путешествие в зоопарк (цирк, ферму)» 4 2 2 Творческая работа Проект 8 Времена года 16 8 8 Беседа Упражнения Творческая работа Проект 8.1 Лексика. Повторение правил чтения. 4 2 2 Беседа Упражнения 8.2 Описание времен года (осень, весна). Месяца – правила написания. 4 2 2 Беседа Упражнения 8.3 Описание времен года (зима, лето). Времена года в 4 2 2 Беседа Упражнения 6.5 Контрольное занятие. 7 4 1 разных странах. 8.4 Составление рассказов о себе. Spelling rule. 4 2 2 Беседа Упражнения 9 Итоговое 4 2 2 Дидактический тест Игра Итого: 56 28 28 Оценочные материалы. Результативность усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживается путем наблюдения. Оценивание происходит по основным критериям: чтение (правильное произношение), говорение (диалог, монологические высказывания), умения понимать на слух английскую речь, правильное грамматическое оформление предложений. Уровни оценивания: высокий, средний и низкий. В процессе обучения проводится текущий контроль по отдельным разделам программы в виде зачётных ситуативных игр, викторин. 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Дискуссионный Проектный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Групповая Практическое занятие Беседа Защита проекта Игра Олимпиада Педагогические технологии: 1 Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология проблемного обучения Проектная технология Здоровьесберегающая технология Тип учебного занятия: Комплексного применения знаний и способов деятельности. Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты. Список литературы. Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса. 1. Song birds- песни для детей на английском языке. - М.:Айрис-пресс, 2010. 2. Up to the top учебник для развития устной речи и общения в повседневных бытовых условиях. -М.: Московская правда , ИннКо,2020. 3. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка 2-4 классы. – М.: Вако, 2021. 4. Английский язык для младших школьников. Руководство для преподавателей и родителей. - М.: Росмэн-Пресс, 2021. 5. Мэри Поппинс, Треверс П.Л. Учебное пособие по английскому языку (книга для чтения с упражнениями).- М.: Менеджер, 2015. Литература, рекомендуемая для детей по данной программе. 1. Английские детские стихи, песенки и сказки. Книга для внеклассного чтения для учащихся 1-4 классов.– Издательство: Лицей, 2013. 2. Астафьева М.Д. Игры для детей изучающих английский язык. М.: Мозаика Синтез, 2016. 3. Брюсова Н.Г.Учимся и играем на уроках английского языка 2-4 класс. - М: Дрофа, 2021 1