Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации: 1 год Пояснительная записка Программа «Оздоровительная гимнастика» носит физкультурно-спортивную направленность. Актуальность программы. Одна из приоритетных социальных з адач сегодня – оздоровление населения, в частности, детей и подростков, воспитание культуры спорта. Очень важно заинтересовать ребенка оздоровительной физической культурой, показать ее значимость. Актуальность данной задачи отражена в концепции развития физической культуры и спорта в РФ до 2021 года. Одной из таких действенных форм физкультурной деятельности является оздоровительная гимнастика. Отличительная особенность данной программы – отсутствие ориентированности обучающихся на достижение спортивных результатов. Первоочередная задача программы обеспечение общей физической подготовки. Занятия в объединении «Гимнастика» не только помогают приобрести хорошую физическую форму ребенка, улучшить различные функции организма, но и способствуют гармоничному развитию, развитию силы, ловкости, гибкости, умению слышать музыку, чувствовать ритм, владеть гимнастическими предметами, научают самоконтролю, избавляют от неуверенности в себе, помогают приобретать полезные навыки и привычки, а также позволяют избегать рисков, опасных для здоровья. В программу входят профилактические и оздоровительные методики: специально подобранные физические упражнения, направленные на предотвращение функциональных нарушений со стороны органов и систем организма, профилактику утомления и нервно-психического перенапряжения. Нормативно-правовая база программы. Программа составлена в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления Образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Программа рассчитана на 112 часов на 7 месяцев (2 занятия в неделю по 2 академических часа). Допускается реализация программы с применением дистанционных технологий в особых случаях по распоряжению вышестоящих органов. Цель программы: содействие общей физической подготовке обучающихся, воспитание спортивной культуры и закладка основ хореографии и гимнастики . Задачи программы: Воспитательные: - воспитывать жизненно важные гигиенические навыки. - учить соблюдать правила эстетического поведения -воспитывать морально-волевые качества (такие, как дисциплинированность, коллективизм, смелость, решительность, целеустремленность, упорство, выдержка, настойчивость, инициативность, воля и другие) - формировать эмоционально-положительное отношение к спорту и к художественной гимнастике, в частности. - формировать способность работать в команде. Развивающие: -укреплять здоровье, развивать отдельные мышечные группы и всю мышечную систему в целом, закаливать организм; - способствовать формированию правильной осанки и походки - развивать музыкальность, грациозность, мягкость, культуру движений - развивать физические качества: гибкость, координацию движений, силу, выносливость, чувство равновесия, прыгучесть - способствовать общему развитию и укреплению органов дыхания и сердечнососудистой системы. Образовательные: - учить детей согласовывать движения с музыкой, развивать чувство ритма. - учить выполнять движения красиво и технически правильно. -развивать двигательные навыки и двигательные качества (ловкость, быстроту, координацию движений, равновесие, силу. Форма и режим занятий.Срок реализации программы 1 год, обучающиеся в возрасте 7-11 лет, наполняемость группы до 20 человек. Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 академических часа. Количество часов – 112. Форма занятий: программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий по общей физической подготовке, игровые комплексы. Занятия проводятся в коллективной форме. К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья, отнесенные к основной медицинской группе и получившие допуск врача. Планируемые результаты. Личностные результаты: общая культура личности обучающегося, способного адаптироваться в современном обществе; развитость чувства ответственности, активность, умение взаимодействовать со сверстниками, сформированные навыки здорового образа жизни. Метапредметные результаты: при освоении программы у обучающихся: сформируются музыкально - ритмические навыки; усовершенствуются двигательные умения и навыки; получат дальнейшее развитие двигательная культура (сила мышц, эластичность связок, подвижность суставов, гибкость); укрепится здоровье и повысится работоспособность. Предметные результаты: при освоении программы обучающиеся: овладеют приемами и навыками правильных и выразительных движений художественной гимнастики; приобретут теоретические знания в области гигиены, закаливания, здорового образа жизни; научатся приемам самостоятельной и групповой работы, самоконтроля и взаимоконтроля. Оценка результатов. Оценка результатов освоения программы основана на методе сравнительного анализа: сравнение настоящих и предыдущих результатов обучающегося. Осуществляется следующими способами: 1.Текущий контроль в процессе наблюдения за выполнением заданий, 2. Итоговый контроль умений и навыков в творческой форме Содержание программы Раздел 1. Теоретические сведения (основы знаний) 1.1Теория правильного выполнения физических упражнений и работы с предметом. 1.2. Гигиенические и этические нормы. Гигиенические нормы - гигиенические процедуры до и после занятий и в повседневной жизни; уход за спортивной формой, за инвентарем. Режим и рацион питания растущего организма, питьевой режим. Влияние питания на здоровье человека. Этические нормы – нормы поведения до, во время и после занятий; взаимоотношения с педагогом и другими детьми, помощь начинающим и отстающим; основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни. Взаимосвязь гигиенических и этических норм, как основа безопасности На занятиях. Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности, как основа безопасности на занятиях. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. 1.3.Правила техники безопасности на занятиях оздоровительной гимнастикой при работе на снарядах, с предметами и без.Предупреждение травматизма. Раздел 2. Физическая подготовка. 2.1 Упражнения в ходьбе и беге. Общий разминка. Строевые упражнения и комбинации. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; с захлестыванием голени; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстыванием голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперед; с различными движениями рук; с подскоками, с изменением темпа и направления движения, с утяжелениями и сопротивлением; круговые движения для разминки всех суставов. 2.2. Упражнения для развития координации и равновесия. Релеве, удержание баланса с подниманием прямых и согнутых ног, основные гимнастические равновесия (ласточка, цапля, уголок, атитюд, захват в кольцо), вращения вокруг своей оси, удержание равновесия с закрытыми глазами и различными предметами, стойка на полупальцах, ходьба по линии; различные задания с гимнастическими предметами (скакалка, обруч, мяч, тенисные мячи). 2.3 Упражнения для растяжки. Различные здания для растяжки продольных и поперечного шпагатов; складочка; мостик, волны, корзинка; боковые наклоны и другие различные задания. 2.4. Упражнения для развития ритма, музыкальности и пластики. Танцевальные комбинации под музыку, хореографические постановки. 2.5. Общая физическая подготовка. Закачка всех групп мышц: задания для пресса (например, планка, уголок и др), задания для мышц спины (лодочка), ног и рук (отжимания). Другие различные задания, в том числе комбинированные. 2.6. Основы акробатики. Группировка, кувырки вперёд-назад, переворот вперёд, назад и в сторону, переворот в сторону на локтях, переворот назад с выходом на грудь, перекаты на грудь, мостики из положений лёжа и стоя, вращательные движения со сменой оси и другое. Календарный план занятий № п/з Тема занятия 1 Количество часов Формы аттестации/контроля Теория Практика Всего Техника безопасности. Вводное занятие. Профилактические упражнения. 1 1 2 Текущий контроль 2 Общая физическая подготовка. Основы хореографии. Подвижные игры. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 3 Общая физическая подготовка. Упражнения на равновесие. Ритмика. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 4 Профилактическая 0,5 гимнастика. Растяжка с собственным весом и утяжелением. 1,5 2 Текущий контроль 5 Профилактическая 0,5 гимнастика. Круговая тренировка общей физической подготовки. 1,5 2 Текущий контроль 6 Общая физическая подготовка. Основы хореографии. Подвижные игры. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 7 Общая физическая подготовка. Упражнения на баланс и равновесие. Ритмика. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 8 Профилактическая 0,5 гимнастика. Растяжка с утяжелением. 1,5 2 Текущий контроль 9 Профилактическая 0,5 гимнастика. Ритмика. Основы хореографии. 1,5 2 Текущий контроль 10 Общая физическая подготовка. Элементы акробатики. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 11 Общая физическая подготовка. Упражнения на равновесие. Растяжка. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 12 Профилактическая 0,5 гимнастика. Круговая тренировка общей физической подготовки. 1,5 2 Текущий контроль 13 Профилактическая гимнастика. Основы хореографии. Подвижные игры. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 14 Общая физическая подготовка. 0,5 1,5 2 Текущий контроль Элементы акробатики. 15 Общая физическая подготовка. Ритмика. Танцевальные комбинации. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 16 Профилактическая 0,5 гимнастика. Растяжка с собственным весом и утяжелением. 1,5 2 Текущий контроль 17 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (скакалка) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 18 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (скакалка) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 19 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (скакалка) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 20 Профилактическая 0,5 гимнастика. Круговая тренировка общей физической подготовки. 1,5 2 Текущий контроль 21 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (скакалка) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 22 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (скакалка) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 23 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (скакалка) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 24 Общая физическая подготовка. Растяжка с утяжелением. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 25 Гимнастическая разминка. Работа с 0,5 1,5 2 Текущий контроль предметом (обруч) 26 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (обруч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 27 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (обруч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 28 Общая физическая подготовка. Ритмика. Растяжка 0,5 1,5 2 Текущий контроль 29 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (обруч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 30 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (обруч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 31 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (обруч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 32 Профилактическая 0,5 гимнастика. Круговая тренировка общей физической подготовки. 1,5 2 Текущий контроль 33 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (мяч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 34 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (мяч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 35 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (мяч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 36 Профилактическая гимнастика. Основы хореографии. Ритмика. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 37 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (мяч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 38 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (мяч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 39 Гимнастическая разминка. Работа с предметом (мяч) 0,5 1,5 2 Текущий контроль 40 Общая физическая подготовка. Элементы акробатики. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 41 Гимнастическая разминка. Развитие координации. Работа с теннисными мячами. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 42 Гимнастическая разминка. Развитие координации. Работа с теннисными мячами. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 43 Гимнастическая разминка. Развитие координации. Работа с теннисными мячами. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 44 Профилактическая 0,5 гимнастика. Круговая тренировка общей физической подготовки. 1,5 2 Текущий контроль 45 Гимнастическая разминка. Развитие координации. Работа с теннисными мячами. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 46 Гимнастическая разминка. Развитие 0,5 1,5 2 Текущий контроль координации. Работа с теннисными мячами. 47 Гимнастическая разминка. Развитие координации. Работа с теннисными мячами. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 48 Общая физическая подготовка. Ритмика. Подвижные игры. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 49 Общая физическая подготовка. Комбинации и связки с различными предметами. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 50 Общая физическая подготовка. Комбинации и связки с различными предметами. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 51 Общая физическая подготовка. Комбинации и связки с различными предметами. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 52 Общая физическая подготовка. Комбинации и связки с различными предметами. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 53 Профилактическая гимнастика. Основы хореографии. Элементы акробатики. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 54 Профилактическая гимнастика. Баланс, равновесия, вращения. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 55 Общая физическая подготовка. Растяжка. Ритмика. 0,5 1,5 2 Текущий контроль 56 Итоговое занятие. Открытый урок. 0,5 1,5 2 Итоговый контроль Материально-техническое оснащение: - ковер гимнастический; - мячи; - скакалки; - обручи; - булавы, - ленты, Форма: - спортивный костюм Литература: Акулова А.И. Ритмическая гимнастика для детей 6-7 лет [Текст]: пособие / А.И. Акулова. –М.: Физкультура и спорт, 2007. –56 Винер-Усманова И.А. Художественная гимнастика. История, состояние, и перспективы развития [Текст]: учебное пособие / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Е. Медведева, Р.Н. Терехина. –СПб.: Человек, 2014. –216 Годик М.А Совершенствование силовых качеств // Современная система спортивной тренировки. - М.: "СААМ", 1995 Крючек Е.С. Аэробика: Содержание и методика проведения оздоровительных занятий [Текст]: учебное пособие / Е.С. Крючек. –М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001 Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. – М.: Физкультура и спорт, 1984. -170 с. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основа занятий [Текст]: учебное пособие / В.П. Лукьяненко. –М.: Советский спорт, 2003. Мартиросов Э.Г. Применение антропологических методов в спорте, спортивной медицине и фитнесе [Текст]: учебное пособие / Э.Г. Мартиросов, Э.Г. Руднев, Д.В. Николаев. –М.: Физическая культура, 2010. –120с Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения [Текст] / В.Н.Платонов. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с. Родиченко В.С. Твой Олимпийский учебник [Текст]: учебное пособие / В.С. Родченко. –М.: Физкультура и спорт, 2004.