Рабочая программа курса внеурочной деятельности Личность в истории

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Личность в истории» разработана в рамках
плана внеурочной деятельности ООП СОО по общекультурному направлению.
Программа рассчитана на 1 год обучения (11 классы). Объем программы: 33 часа аудиторных и
внеаудиторных занятий -1 час в неделю.
Наполняемость групп- 15 человек.
Планируемые результаты освоения курса «Личность в истории»
Личностные результаты:
•

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы,

локальной

и региональной

общности; осмысление социально-нравственного

опыта предшествующих поколений,
•

способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

•

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
Метапредметные результаты:

•

способность

сознательно

организовывать и

регулировать

свою

деятельность —

учебную,

общественную и др.;
•

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать
факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать
выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на
электронных носителях;

•

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных
формах (сообщение,

эссе,

презентация,

реферат

и

др.); готовность к сотрудничеству с

соучениками, коллективной работе, освоение основ меж- культурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.
Предметные результаты:
•

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа
для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умения изучать и
систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность;

•

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей
народов в истории

своей

страны и

человечества

в

и

целом; готовность применять

исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей
страны и мира.

Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
•

основные этапы и ключевые события истории России и мира в XIX веке и выдающихся деятелей
истории;

•

изученные виды исторических источников;уметь:

•

определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

•

уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных
учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

•

владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую
речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

•

использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов,
рефератов, рецензий;

•

выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

•

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

•

уметь анализировать исторические явления, процессы факты; группировать исторические явления и
события по заданному признаку;

•

уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между
ними; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

•

определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

•

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в
XIX веке, достижениям культуры;

•

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

•

уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.

Содержание курса внеурочной деятельности
Часть I. Исторические личности первой половины XIX века
Личность Александра Первого. Переворот 11 марта 1801г. И первые преобразования Александра I.
Проект Ф. Лагарпа. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Реформа народного
просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Международное положение России в начале века.
Основные цели и направления внешней политики. Россия в антифранцузских коалициях. Войны
России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в
состав России. Тильзитский мир 1807г. И его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Разрыв русско-французского союза.
Личность М.М. Сперанского. Реформы М.М. Сперанского. «Введение к уложению
государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка
М.М. Сперанского: причины и последствия.
Биография А.А. Аракчеева. Экономический кризис 1812 – 1815 гг. Аграрный проект А.А.
Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Личность М.И. Кутузова. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. М.И.
Кутузов Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель
«великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Личность Наполеона Бонапарта.
Портреты героев. Их роль в войне 1812 года.
Биография декабристов. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных
движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное
общества. Программные проекты П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Восстание декабристов. Смерть Александра I и возникновение династического кризиса. Восстание 14
декабря 1825г. и его значение. Выступление Черниговского полка на Украине. Историческое значение
и последствия восстания декабристов.
Личность Николая Первого. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление
социальной базы царизма. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над
обществом. Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской
империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными
настроениями.
Личность Е.Ф. Канкрина. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодальнокрепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые
явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.
Реформа управления государственными крестьянами П.Д. Киселева. Рост городов. Роль А.С. Пушкина
в истории и культуре России.Деятельность А.И. Герцена. Биография. Роль Чаадаева С.С. в истории.
Крымская война и ее герои: Нахимов, Корнилов, Истомин, Пирогов.

Часть II. Исторические личности второй половины XIX века.
Личность Александра Второго. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг.
XIX в. Настроения в обществе. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены
крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы
1861г. Значение отмены крепостного права.
Личность революционеров. Особенности российского либерализма середины 1850 - 1860 гг.
Тверской адрес 1862г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм.
Консерваторы и реформы. М.Н. Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный
период. Н.Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А. Бакунин, П.Л. Лавров,
П.Н. Ткачев. Народнические организации. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и
воля». Первые рабочие организации. «Народная во- ля». С. Перовская, А. Желябов. «Тигренок»
Бакунина (С.Г. Нечаев). Личность в истории. «Белый генерал» (М.Д. Скобелев).
Биография. Основные направления внешней политики России. Европейская политика России.
Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика.
Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878гг.
От реформ к контрреформам (Александр Третий и К.П. Победоносцев).
Биография К.П. Победоносцева. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего
законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения
и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и
религиозная политика Александра III. Ученый мыслитель, революционер (П.А. Кропоткин).
Биография. Роль личности в истории. Культура «золотого века»: художники, писатели, театр.

Календарно - тематическое планирование
№

Тема

Количество

Формы работы

часов
1.

Введение.

Знакомство

с 1

Виды
деятельности

Практикум

целями и задачами курса.

Проблемноценностное
общение

2.

«Якобинец

всея

Руси» 1

Лекция

Познавательная

Сообщения

Познавательная

(Александр Первый).
3.

Реформы царя.

1

учащихся.Беседа
4.

Реформатор от бюрократии 1

Видео - фильм. Проблемно-

(М.М. Сперанский).

Круглый стол

ценностное
общение

5.

Судьба М.М. Сперанского.

1

Беседа

Проблемноценностное
общение

6.

«Без

лести предан»

(А.А. 1

Аракчеев).
7.
8.

патриот

1
земли 1

русской…» (М.И. Кутузов).
9.

Познавательная

учащихся

Аракчеевщина.
«Великий

Сообщения

Наполеон Бонапарт.

Лекция

Познавательная

Проектная

Познавательная

деятельность
1

Видео-

Проблемно-

фильм. дискуссия

ценностное
общение

10.

Герои войны 1812 года (М.Б. 1
Барклай-де-Толли,

Практикум

Познавательная

Сообщения

Познавательная

П.И.

Багратион, Д.В. Давыдов).
11.

Герои – земляки.

1

учащихся. Беседа
12.

Декабристы (С.П. Трубецкой, 1

Видео - фильм. Проблемно-

П.И. Пестель, Н. Муравьев).

Круглыйстол

ценностное
общение

13.

Семья Волконских.

1

Сообщения
учащихся

Познавательная

14.

«Апогей

самодержавия» 1

Лекция

Познавательная

Видео-

Проблемно-

фильм. Круглый

ценностное

(Николай Первый).
15.

А. И. Герцен.

1

общение
16.

17.

Министр финансов – граф 1

Сообщения

Е.Ф. Канкрин.

учащихся.Беседа

А.С. Пушкин и история.

1

Познавательная

Сообщения

Познавательная

учащихся. Беседа
18.

Сумасшедший
«Высочайшему

по 1
повелению»

(С.С. Чаадаев).
19.

Герои

Севастополя 1

(Корнилов,

Истомин,

Видео-

фильм. Проблемно-

Круглый

ценностное

стол

общение

Проектная

Познавательная

деятельность

Нахимов).
20.

Н.И. Пирогов.

1

Видео-

фильм. Проблемно-

Дискуссия

ценностное
общение

21.

22.

Трагедия

реформатора 1

Презентация,

(Александр Второй).

беседа

Судьбы

Проектная

революционного 1

народничества

(М.А.

Познавательная

Познавательная

деятельность

Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н.
Ткачев).
23.

С. Перовская и А. Желябов.

1

Проектная

Познавательная

деятельность
24.

25.

«Тигренок» Бакунина (С.Г. 1

Сообщения

Нечаев).

учащихся. Беседа

«Белый

генерал»

(М.Д. 1

Познавательная

Лекция

Познавательная

Дискуссия

Проблемно-

Скобелев).
26.

27.

От реформ к контрреформам 1
(Александр Третий и К.П.

ценностное

Победоносцев).

общение

Живописцы «Золотого века» 1

Видео

-

фильм Игровая

(И.Е. Репин, И.И. Левитан и

Интеллектуальная

др.).
28.

Писатели

игра
«Золотого

века» 1

(Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев,

Сообщения

Познавательная

учащихся. Беседа

А.Н. и др.).
29.
30.

Русский театр (М. Ермолова).
Ученый

1

Лекция

Познавательная

мыслитель, 1

Беседа

Познавательная

Видео - фильм.

Проблемно-

революционер

(П.А.

Кропоткин).
31.

Русские

меценаты

(С. 1

Мамонтов, В. Третьяков).

ценностное
общение

32.

Повторение

по

теме: 1

Практикум

Познавательная

Проектная

Проблемно-

деятельность

ценностное

исторические личности XIX
вв.
33.

Повторение

по

исторические

личности

начале XX вв.

теме: 1
в

общение

Учебно - методическое обеспечение
1. Балязин В.Н. Император Александр I. М., 1999.
2. Балязин В.Н. Михаил Кутузов. М., 1991.
3. Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.
4. Васильев Б. Были и небыли: Роман.- М., 1981.
5. Великие реформы в России. 1856-1874. Сборник /Под ред. Л.Г. Захаровой. М.,
6. Гордин Я.А. Мятеж реформаторов. М., 1998.1
7. Декабристы: Биографический справочник. М1., 1988.
8. История России в портретах. В 2-х тт.» Русич» Смоленск 1996.
9. Карастоянов Г. Верность за верность: повесть.- София. 1969. 10. Костин Б.А. Скобелев. 1843-1882. М.,
1990.
10. Ляшенко Л.М. Революционные народники. М., 1989.
11. Ляшенко Л.М. Царь-освободитель. М., 1994.
12. Мироненко С.В. Николай I. Российские самодержцы: 1801-1917. М., 1994.
13. Россия под скипетром Романовых. М.: Интербук, 1990
14. Русское общество 40-50-х годов ХIX века. М., 1991.
15. Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 года. М., 1988.
16. Толмачев В.П. Александр II и его время. М., 1998.
17. Томсинов В.А. Временщик (А.А. Аракчеев).М., 1991.
18. Троицкий И.М. III– е отделение при Николае I. Л., 1990.
19. Ударцев С.Ф. Кропоткин. М., 1989
20. Федоров В.А. М.М. Сперанский и А.А. Аракчеев. М., 1997.
21. Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., : Моск. Рабочий. 1991


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».