ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании следующих нормативноправовых документов:
⚫ Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273).
⚫ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и
осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
⚫ Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14
устройству,

«Санитарно-

эпидемиологические

содержанию

и

организации

требования
режима

к

работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»
(далее - СанПиН).
⚫ Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

проектированию

с

«Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеразвивающих

по

программ

(включая разноуровневые программы)».
⚫ Письмо

Минобрнауки

России

от

29.03.2016

№ВК-641/09

«О

направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных

программ,

способствующих

социально-

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
⚫ Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении
Порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных

технологий

при

реализации

образовательных

программ».
Направленность: Физкультурно- спортивная.
Адресат: Дети 13-18 лет, смешанная группа (мальчики и девочки), без
ограничений в здоровье.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено
уделить

большее

количество

учебных

часов

на

разучивание

и

совершенствование тактических приемов, что позволит учащимся идти в ногу
со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе.
Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку,
которой в других программах уделяется незаслуженно мало внимания. Кроме

этого, по ходу реализации программы, предполагается использование
тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиск информации
в интернете, видеоматериала и т. д
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского
населения России в последнее десятилетие значительно понижаются
показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни,
пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому
вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо
начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на
сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной
активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет
оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы
детского организма.
На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки
игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое
количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть
навыками игры. Данные занятия позволяют учащимся получить определённые
навыки игры в волейбол. Занятия способствуют укреплению костносвязочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме.
В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего
тела, красоты и выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся
с 13-18 лет и реализуются в течение учебного года. Программа служит
основным документом для эффективного построения многолетней подготовки
резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному
решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Педагогическая целесообразность
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта,
получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное
двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро
бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать,
обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения,
испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие

сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при
передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную
систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и
эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного
и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и
слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым
чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем
статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных
спортсменов. Обучение содержанию программного материала построено на
основе общих методических положений:

-от простого к сложному,
-от частного к общему,
- с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в
обучении.
Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в
соответствии с сенситивными возрастными периодами.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее
совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и моральноволевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на
соревнованиях.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней
спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
- освоить технику игры в волейбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в
спорте;
- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:
- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению
здоровья занимающихся;
- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование
технико-тактического мастерства;
- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
Воспитательные:
- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и
духовных сил юных спортсменов;
- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов,
приобщить к общечеловеческим ценностям;

- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности
в будущем.
Категории и возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
общеобразовательной программы: обучающиеся 13-18 лет, не имеющие
ограничений в здоровье.
Задачи программы
Программа

последовательно

решает

основные

задачи

физического

воспитания:
1) укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
2) развитие двигательных способностей (кондиционных икоординационных);
3) обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
4) приобретение необходимых знаний в области физической культуры и
спорта;

5)

воспитание

привычки

самостоятельно

заниматься

физическими

упражнениями для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и
укрепления здоровья;
6) воспитание нравственных и волевых качеств.
Обоснование уровней освоения программы: стартовый.
Сроки реализации программы: 1 год.
Количество обучающихся в группе: ожидаемое минимальное-20
человек, ожидаемое максимальное -25 человек.
Формы

и

режим

занятий:

фронтальная,

индивидуальная,

индивидуально-групповая, групповая форма работы. Занятия проходят 2 раза
в неделю продолжительностью 2 часа.

Учебно-тематический план

№

Наименование раздела

Всего Количество часов

Формы
аттестации/контроля

п/п
часов теория практика
1

Введение.

8

4

4

Вводный

2

Общеразвивающие

21

1

20

Зачет, тестирование

физическая 46

1

45

Зачет,

упражнения (ОРУ)
3

Общая

подготовка (ОФП)

промежуточный тест.

(Подготовительные
упражнения)
4

Техническая подготовка 14
(ТП)

1

13

Соревнование

5

Специальная физическая

37

1

36

подготовка 12

2

10

подготовка (СФП)
6

Тактическая
(ТП)

(Тактика подач. Тактика
передач. Тактика приёмов
мяча).

7

Контрольно-оценочные и 6

2

4

12

132

переводные испытания
Итого

144

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение
Теория: История возникновения и развития волейбола. Правила безопасности
при занятиях волейболом. Правила игры. Понятие о гигиене, правила гигиены
личной и общественной. Режим дня спортсмена.
Практика: опрос, контрольный тест.
Раздел 2. Общеразвивающие упражнения
Теория: Понятие ОРУ. Функции ОРУ.
Практика: Подготовительные упражнения. ОРУ на месте без предметов, ОРУ
в движении без предметов, ОРУ с набивными мячами, ОРУ с волейбольными
мячами, ОРУ в парах.
Раздел 3. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП. Значение ОФП в подготовке
волейболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и
быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических
приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости
(скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних
действий к другим. Эстафеты. Подвижные игры.
«Салки по месяцам». Дети строятся в шеренгу. В 12–15 м от нихобозначается
линия. Выбирается водящий. Он говорит: «Все, кто родился в январе, –
вперед!» Ребята, день рождения которых падает на этот месяц, бегут к
противоположной линии, а водящий пытается их осалить. Из тех, кто осален,
выбирается новый водящий. Он вызывает детей, родившихся в феврале, и т.д.
Победителями становятся игроки, не осаленные водящим.
«Азбука». Две команды образуют шеренги на противоположных сторонах
площадки, каждая за своей линией. Воспитатель называет одну букву
алфавита. Это служит началом игры. Все ребята одновременно, не толкаясь,

перебегают на противоположную сторону площадки и выстраивают
названную букву (основанием к центру площадки), после чего принимают
положение упора присев. Выигрывает команда, быстрее выполнившая
задание. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз задается другая буква.
«Делай наоборот». Ребята строятся в шеренгу, либо колонну. Учитель
показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную
сторону. Например, педагог выполняет наклон вперед, а ученики должны
выполнить наклон назад и т. д. Побеждает тот, кто ни разу не перепутает
направление движения.
«Вызов номеров». Ребята делятся на две равные по числу команды и
выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. В каждой команде
игроки рассчитываются по порядку. На расстоянии 10–12 м против каждой

команды ставится поворотная стойка. Учитель произвольно называет
различные номера. Игроки, номер которых назвали, добегают до стойки,
огибают ее и возвращаются на свое место. Тот, кто сделает это первым,
выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая
больше очков.
«Эстафета цветов (зверей, птиц)». Подготовка и инвентарь те же, что в
предыдущей игре. Игроки, стоящие в каждой команде первыми, вторыми и т.
д., принимают название цветка (зверя, птицы). Учитель называет любой
цветок (зверя, птицу). Участники игры, носящие данное название, бегут к
стойке, огибают ее и возвращаются обратно. Тот, кто прибежит первым,
выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая
больше очков.
«Пустое место». Играющие становятся в круг на расстоянии полушага друг
от друга, руки за спиной. За кругом – водящий. Он бежит за спинами
участников игры, дотрагивается до кого-либо, после чего бежит по кругу в
другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону,
стремясь быстрее водящего прибежать на пустое место. Водящим становится
тот, кто не успел занять свободное место.
«Удочка». Дети становятся в круг, а водящий с веревкой в руках – в центр
круга. Водящий вращает веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек
скользил по полу под ногами игроков. Ребята внимательно наблюдают за
движением мешочка и подпрыгивают в тот момент, когда мешочек
оказывается около их ног. Задевший мешочек или веревку ногами становится
водящим, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто за
установленное время ни разу не зацепил веревку с мешочком.
«Охотники и утки». Играющие делятся на две команды – «охотников» и
«уток». «Охотники» образуют круг, перед их носками проводится линия.
«Утки» располагаются произвольно внутри круга. У одного из «охотников» в
руках мяч. По сигналу учителя «охотники», перебрасывая мяч в разных
направлениях, стараются осалить («подстрелить») им «уток», которые
свободно передвигаются внутри круга. «Утки» увертываются от мяча.
«Охотник», «подстреливший утку», меняется с ней ролями, и игра

продолжается. Выигрывают те, кто дольше пробыл в роли «уток».
Игру можно проводить и на время: 3 мин. «стреляют» одни «охотники», затем
3 мин. – другие. Отмечается, кто больше «настрелял уток» за это время.
«Дни недели». Один конец шнура, резинки привязывается к дереву, либо
стойке на высоте 40 см, другой конец держит учитель. Он называет первый
день недели: понедельник. Дети один за другим с разбега перепрыгивают
через шнур. С каждым днем недели высота шнура увеличивается на 5 см.
Выигрывают дети, за 7 прыжков меньшее число раз задевшие шнур.
«Кто дальше прыгнет». Дети строятся в две колонны перед прыжковой ямой.
Сбоку от ямы делаются отметки, соответствующие 5, 10, 15 очкам. Ребята из
первой команды выполняют каждый по одному прыжку и подсчитывают
сумму набранных очков. После этого аналогичное задание выполняет вторая
команда. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.

«Подвижная цель». Дети строятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед
их носками проводится окружность. Один из играющих получает мяч.
Выбирается водящий, который идет в середину круга. Участники игры,
перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего, а водящий – увернуться
от мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, меняется с ним местами. Игра
продолжается 5–7 мин., после чего отмечаются наиболее ловкие водящие,
сумевшие продержаться в кругу дольше других, и самые меткие игроки.
Правила:1. Засчитывается попадание в ноги и в любую часть туловища.
Попадание в голову не засчитывается. 2. Попадание мяча, отскочившего от
земли, не засчитывается. 3. При броске мяча в водящего нельзя заступать за
линию круга.
«Вращение обручей». Дети располагаются по кругу, в руках у каждого обруч.
По сигналу учителя они начинают вращать обручи. Побеждает тот, чей обруч
вращается дольше. Игра повторяется 2–3 раза, после чего определяются
победители. Если обручей на всех не хватает, дети выполняют задание по
очереди.
«На новое место». Дети строятся в 2–4 колонны перед линией старта. В 15–20
м от нее проводится еще линия. По сигналу учителя первые и вторые номера
в каждой колонне, взявшись за руки, бегут за линию. Первые номера остаются
на новом месте, а вторые
возвращаются, берутся за руки с игроками, стоящими третьими, и опять бегут
до линии. Вторые номера остаются, а третьи возвращаются, чтобы
объединиться с четвертыми, и т. д. Побеждает команда, все игроки которой
раньше окажутся за второй линией.
Игровые задания с элементами спортивных игр:
волейбол: «Точный пас», «Вверх-вниз», «Навстречу через сетку»;
Раздел 4. Техническая подготовка (ТП)
Теория: Значение технической подготовки в волейболе.
Практика: Стойки игрока. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу,
двумя руками сверху).
Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки,
страховки).

Раздел 5. Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория: Понятие и значение специальной физической подготовки в волейболе
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и
быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических
приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости
(скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от
одних действий к другим. Акробатические упражнения. Подвижные и
спортивные игры. Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).
Раздел 6. Тактическая подготовка (ТП)
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в
волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча .

Планируемые результаты:
Учащиеся должны
Знать:
•

основы строения и функций организма;

•

влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и

сердечно-сосудистую системы;
•

правила оказания первой помощи при травмах;

•

гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и

•

спортивной одежде;

•

правила игры в волейбол;

•

места занятий и инвентарь.

Уметь:
•

выполнять программные требования по видам подготовки;

•

владеть основами техники и тактики волейбола;

•

правильно применять технические и тактические приемы в игре.

По окончании первого года обучения, учащийся должны:
1. Знать общие основы волейбола;
2. Расширять представление о технических приемах в волейболе;
3. Научиться правильно распределять свою физическую нагрузку;
4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;
7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в
защите;
8. Освоить технику верхних передач;
9. Освоить технику передач снизу;
10. Освоить технику верхнего приема мяча;
11. Освоить технику нижнего приема мяча;
12. Освоить технику подачи мяча снизу;
Оценочные результаты
Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической

подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал
- не сделал" ("получилось - не получилось").
Эффективность обучения может определяться и количественно - "сделал
столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или
соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый
уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных
упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах,
метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).
Формы контроля.
Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и
технической подготовленности.
Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.

Методическое обеспечение
№ Тема

Форма

Методы/

ТСО

Форма

п/

занятия

приемы

наглядно

контрол

сть

я

занятия

п

текущий итого
вый
1.

Вводное

Коллекти

Словесные

Инструкц опрос

занятие.

вная

(беседа,

ия

инструктаж,

технике

-

по

история, игры безопасн

2.

Коллекти

Словесные

Видеомаг

Анализ

волейбола в

вная

(беседа,

нитофон

в

Гигиена

и Коллекти

санитария,

4.

5.

ости

История
России.

3.

– знакомства)

ходе

просмотр

просмот

кинофильма).

ра

Беседа.

Плакаты

вная

Медици

-

нская

врачебный

комисси

контроль.

я
Рассказ, показ

Оказание

Коллекти

первой

вная

презентац

медицинско

Группова

ии.

й помощи.

я

Правила

Коллекти

игры

опрос

Рассказ

и вная

соревнован

Плакаты,

Плакаты,

Опрос

-

Опрос

Собес

презентац

едова

ии

ние

ия.
6.

Сведения о Коллекти
строении
организма

вная

Рассказ

Плакаты,
презентац
ии

Опрос

-

7.

Оборудован Коллекти
ие

Беседа

и вная

инвентарь
8.

Техника

Коллекти

безопасност

вная

Наглядны -

Обсу

й

ждени

материал

е

Беседа

-

Рассказ, показ

Наглядны Контрол -

-

-

и
9

ОФП

Коллекти

й

вная

ь

материал
10 СФП

Коллекти

Словесные

Необходи Контрол Обсу

вная

(объяснения)

мые

Группова
я

спортивн

ь

ждени
е

ые
атрибуты
11 Техническа
я

Группова

Рассказ, показ, Наглядны Контрол Обсу

я

демонстрация

подготовка

ь

материал

12 Тактическая Группова
подготовка

й

Рассказ

я

е

Наглядны Контрол Обсу
й

ь

материал
13 Интегральн
ая

Коллекти

Рассказ

-

вная

ждени
е

Контрол Обсу
ь

подготовка
14 КПИ

ждени

ждени
е

Командна -

-

я

Контрол ь

Формы и методы обучения
Образовательный процесс включают в себя:
Словесные методы:
1. Обзорные беседы;
2. Обсуждение игровых моментов.

Наглядные методы:
1. Самостоятельный разбор тактических действий игроков;
2. Просмотр видеороликов игр по волейболу

Материально-техническое обеспечение:
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ
с волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.
Спортивный инвентарь:
волейбольные мячи -15-20 штук;
набивные мячи - на каждого обучающегося;

перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;
гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;
волейбольная сетка;
гимнастические маты;
баскетбольные и теннисные мячи -10-15 штук;
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 3-5 штук;
гимнастическая стенка – 6 пролетов.

Список использованной литературы
Литература для педагога
1.

Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника,
тактика). - Краснодар, 2011.

2.

Волейбол для всех. - Москва: ИЛ, 2012. - 125 c.

3.

Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2010.

4.

Клещев, Ю.Н. Волейбол / Ю.Н. Клещев. - М.: ЁЁ Медиа, 2008.

5.

Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 2011.

Литература для учащихся
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования
России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».