Пояснительная записка. Данная программа составлена на основании следующих нормативноправовых документов: • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН). • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Направленность программы - художественная. Адресат программы: учащиеся 7-15 лет. Срок реализации программы - 3 года. Форма обучения – очная. Уровень программы – базовый. Режим занятий: 4 раза в неделю по 1 академическому часу и 1 разу по 0,5часа Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность данной программы проверено и доказано опытом многих педагогов-музыкантов. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, становление нравственности и стремления к поиску красоты в жизни и в искусстве – необходимые условия для формирования полноценной личности. Концепция, цель, задачи Цель программы: обеспечение личностной вовлеченности детей в коллективную деятельность, развитие у них устойчивого интереса к музыке, занятиям хоровым пением, формирование музыкально–художественного вкуса. Задачи: Обучающие: 1. Изучить виды дыхания и правила пения; 2. Познакомить со средствами музыкальной выразительности и музыкальными штрихами; 3. Научить основам вокально-хоровой деятельности. Развивающие: 1. Развивать умение выполнять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; 2. развивать умение применять правила пения на практике; 3. Научить петь чисто ансамблем в унисон, на два голоса; 4. Научить сценически оформлять концертный номер. Воспитательные: 1. Повысить культурный уровень детей, развить интерес к творческой музыкальной деятельности. 2. сформировать устойчивый интерес детей к занятиям хором, к коллективной музыкально-творческой деятельности. 3. Формирование музыкально-художественного вкуса и интереса к классической и народной музыке, шедеврам мировой музыкальной культуры. 4. Готовить детей к участию в профессиональных фестивалях и конкурсах. Планируемые результаты: К концу программы обучающие должны знать: - виды дыхания и правила пения; - средства музыкальной выразительности и музыкальные штрихи; - основы вокально-хоровой деятельности. Уметь: - выполнять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; - применять правила пения на практике; - петь чисто ансамблем в унисон, на два голоса; - сценически оформлять концертный номер. Личностные результаты: - повышение культурного уровня детей; - устойчивый интерес детей к занятиям хором, к коллективной музыкальнотворческой деятельности; - сформированность музыкально-художественного вкуса и интереса к классической и народной музыке, шедеврам мировой музыкальной культуры. - участие в профессиональных фестивалях и конкурсах. Отличительной чертой настоящей программы является ее универсальность. Она объединяет различные виды деятельности, в процессе которых происходит комплексное развитие личности учащихся. Хоровое искусство, как никакой другой вид музыкальной деятельности, способно сплотить, организовать певцов и слушателей в единое целое. Поэтому хоровое пение оказывает мощное эстетическое и духовное воздействие, как на самих хористов, так и на аудиторию. Новейшие исследования в области музыкальной педагогики, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокально-хоровое воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое формирование личности ребенка, но и на его умственное развитие. Достаточно заметить, что становление музыкального слуха и голоса ребенка положительно сказывается на формировании его речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Кроме того, развитие ладового и метроритмического слуха связано с образованием в коре головного мозга человека сложной системы нервных связей, с возникновением способности к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а также других внутренних процессов, протекающих в организме). Эта способность нервной системы, как известно, лежит в основе всякой деятельности человека. Следует отметить еще одно важное обстоятельство. Доказано, что голосовой аппарат выполняет не только функцию воспроизведения, но принимает активное участие в любом виде музыкальной деятельности. Следовательно, пение в детском возрасте может способствовать формированию у ребенка не только певческого голоса, но и общих музыкальных способностей. Художественное образование направлено на развитие у детей способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное. Одним из наиболее действенных средств, способствующих этому, является музыка. Музыкальное образование – это целенаправленное формирование личности ребенка, его интересов, потребностей, способностей, эстетического восприятия путем воздействия музыкального искусства. Обучение музыке – образовательный процесс, в котором педагог помогает учащемуся приобрести музыкальные знания, умения и навыки, накопить музыкальный опыт. Его своеобразие связано с такими гуманистическими идеалами, как: • отказ от функциональной заданности образовательного процесса; • ориентация на формирование личностной позиции; • превращение знания в инструмент творческого освоения мира; • включение научно-исследовательской поисковой деятельности педагога в общий процесс его сотворчества с учащимися. Предлагаемая образовательная программа является документом, описывающим педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями, образовательными задачами, способами деятельности, условиями их достижения и прогнозируемым конечным результатом. Программа является составительской и разработана на основе государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (в том числе Т. Н. Овчинниковой «Хор», программа Г. И. Шатковского «Курс сольфеджио для ДМШ», ведущие федеральные программы по предмету «Музыка» Д. Б. Кабалевского, В. В. Алеева, Т. И. Науменко и др.), сертифицированных составительских программ «Вокальный ансамбль «Ассорти» автора А. С. Пашковой, «Комплексная образовательная программа детского хорового коллектива «Звездный» авторов Р. И. Могилевской, Н. А. Защеринской, Н. В. Корчагиной, С. Ю. Лабышкиной и Г. Ю. Майоровой , а также с учетом рекомендаций ведущих преподавателей Ур.Гос.Пед.Унив. и основываясь на методиках работы следующих выдающихся педагогов (вокалистов и хормейстеров): Г. Струве, Г. Стуловой, В. Соколова, С. Максимова, Л. Дмитриевой и ряда других. Условия реализации программы Уровень освоения программы – базовый. Программа рассчитана на 3 года обучения, причем 3 год обучения предусматривает углубление теоретических знаний и совершенствование практических навыков вокально– хорового исполнительского мастерства, полученных на первом и втором году обучения. Но гибкость ее состоит в том, что ребенок может включиться в образовательный процесс практически в любом возрасте. Программа посвящена развитию музыкальных способностей ребенка и его общему и музыкальному воспитанию. Количество ребят, принимаемых для обучения на общедоступный уровень, не лимитировано. Практический каждый, кто выбрал этот вид искусства и имеет хотя бы минимальные музыкальные способности, сможет достаточно успешно петь в хоре. Для успешной реализации цели и задач программы необходимо следующее: • учебные классы; • музыкальные инструменты (фортепиано и др.); • нотная литература; • методическая литература; • фонотека; • аудио и видео техника. Группы формируются в строгом соответствии с возрастом детей: 1 год (15 -18 чел.)- 7 -8 лет (младшая) 2 год (15- 18 чел.)- 8- 10 лет (младшая) 3 год (15-18 чел.) – 11-15 лет(старшая) Формы аттестации / контроля Контроль за успеваемостью, за качеством усвоения материала проводится систематически, от урока к уроку. Методы: наблюдение, контрольное задание, самоконтроль, фронтальный опрос. Итоговый контроль осуществляется на итоговых и открытых занятиях, выступлениях на концертах. Учебно-тематический план Младшая вокальная группа Количество часов Фомы № Название раздела, Всего Теория Практика аттестации/ п/п темы контроля 1. Вокальная работа 49 7 42 2. Воспитание 17 3 14 Участие в музыкального слуха и школьных и музыкальная грамота районных 17 2 15 3. Исполнительская концертах и работа и средства музыкальной мероприятиях выразительности 4. Музыкальная игра и 5 1 4 движения под музыку 5. Слушание музыки 3 1 2 Итого: 91 14 77 Учебно-тематический план Старшая вокальная группа Количество часов № Название раздела, Всего Теория п/п темы Практика 1. Вокальная работа 55 7 48 2. Воспитание 12 1 11 музыкального слуха и музыкальная грамота 16 3 13 3. Исполнительская работа и средства Формы аттестации/ контроля Участие в школьных и районных концертах и мероприятиях 4. 5. музыкальной выразительностей Этюды на развитие актерских способностей Слушание музыки Итого: 4 1 3 4 91 2 14 2 77 Содержание учебного плана 1 год обучения Цель: пробудить у детей устойчивый интерес к музыке, стремление к занятиям хоровым пением. Задачи: Обучающие: 1. Выучить строения артикуляционного аппарата. 2. Изучить основы хорового пения и познакомиться с его особенностями. 3. Познакомить с основами музыкальной грамоты. 4. Научить различным манерам пения. Развивающие: 1. Развивать умение применять певческие навыки при исполнении простейших музыкальных произведений. 2. Развивать умение правильно дышать, петь короткие фразы на одном дыхании. 3. Научить понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание) Воспитательные: 1. Сформировать эмоционально-положительное отношение к хоровому искусству. 2. Развивать творческий потенциал учащихся. 3. Развивать мотивацию к познанию и творчеству. 4. Расширить эстетический кругозор учащихся. Содержание программы (первый год обучения) 1. Введение 1.1 Теория: Вводная тема в программу «Хор». Техника безопасности. 1.2 Практика: Певческая установка. Положение корпуса и головы при пении, посадка. Выполнение упражнений. 1.3 Теория: Строение голосового аппарата. Звукообразование. Особенности строения голосового аппарата, гортани. Практика: работа связок и образование звука. 2. Работа над репертуаром 2.1 Вокальные упражнения. Теория: Рассказ о специальных упражнениях для развития дыхания, гибкости, ровности звучания по тембру и т. д. Выравнивание звуков в сторону их «округления». Практика: Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. 2.2 Классические произведения. Теория: Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор – классик. Его биографические данные и рассказ о творчестве, доступный для понимания детей. Практика: Анализ произведения и его интерпретации. 2.3 Народные песни. Теория: Раскрытие их значения как сокровищнице знаний об исторический прошлый народ, его труде, быте, чаяниях. Практика: Использование фольклорного материала для формирования у хористов чувства патриотизма. 2.4 Современные и популярные песни. Теория: Сообщение о композиторе, написавшем музыку к произведению и об авторе слов (биография, творческий портрет). Практика: Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, анализ музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор замысла, интерпретация. 2.5 Художественный образ. Теория: Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. Практика: Осмысление содержания произведения, его характера, разбор средств музыкальной выразительности. 3. Вокально-хоровая работа 3.1 Дыхание. Теория: Навыки правильного певческого дыхания следует развивать у ребят, не акцентируя внимания на физиологическом моменте и не применяя упражнений без пения. Лучшая школа для развития певческого дыхания – сама музыка, пение. Работа над дыханием проходит в процессе разучивания песен, попевок. Перед учащимися ставится задача спеть фразу на одном дыхании. Для достижения выразительности исполнения больших фраз ребята сами придут к мнению, что цепное дыхание необходимо. Практика: Выполнение упражнений для тренировки дыхания. 3.2 Дикция. Теория: Четкость произношения в разговорной речи непосредственно связана с певческой дикцией, тем не менее певческая дикция отличается некоторыми особенностями. Практика: Упражнения в четком произношении гласных и согласных звуков без пения должны предшествовать певческой работе над ними. 3.3 Артикуляционная гимнастика. Теория: Значение артикуляции в пении. Практика: Гимнастика Виктора Емельянова. 3.4 Кантилена и гласные в пении. Теория: Особенности произнесения гласных звуков в пении. Практика: выполнение упражнений 3.5 Унисон. Теория: Объяснение детям слова «унисон». Выравнивание, округление звучания гласных при пении легато, выработка слитного ансамблевого звучания. Практика: Чистое и выразительное интонирование. Умение слушать друг друга. 3.6 Ансамбль. Теория: Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Практика: Работа над различными видами ансамбля при разучивании произведений. 3.7 Двухголосие. Теория: элементы двухголосного пения. Практика: Пропевание каждого голоса отдельно. 3.8 Пение a`cappella. Теория: понятие a`cappella. Практика: Пение различных музыкальных произведений без сопровождения. 4. Развитие актерских и творческих способностей. Практика: Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций на развитие актерских способностей и раскрепощение учащихся. Инсценировка некоторых изучаемых музыкальных произведений. 5. Музыкальная грамота Теория:Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты. Контрастное сопоставление одноименных ладов. Ознакомление с двумя видами минора и мажора. Практика: Работа с основными средствами музыкальной выразительности: мелодией, ладом, гармонией, темпом, метром, ритмом, динамикой, регистрами, тембром, нюансами; с музыкальными инструментами и типами певческого голоса; с формами музыкального произведения (одночастной, куплетной, вариациями). 6. Репетиционные занятия Практика: Репетиции обычно проводятся перед открытыми, итоговыми занятиями, а также перед выступлением на концертах, при объединении двух групп. 7. Итоговые занятия Практика: Это открытые занятия, итоговые. Выступления на концертах, участие в конкурсах – являются хорошим стимулом для учащихся. Дети организуются, с уважением относятся друг другу и окружающим. Воспитываются нравственные качества. Планируемые результаты: К концу 1 года обучения дети будут знать: - строение артикуляционного аппарата; - основы хорового пения и его особенности; - основы музыкальной грамоты; - различные манеры пения. уметь: - применять певческие навыки при исполнении простейших музыкальных произведений. - правильно дышать, петь короткие фразы на одном дыхании. - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание) Личностные результаты: - эмоционально-положительное отношение к хоровому искусству. - развитие творческого потенциала учащихся. - развитие мотивации к познанию и творчеству. - расширение эстетический кругозора учащихся. 2 год обучения Цель: овладеть культурой осмысленного исполнения музыкальных хоровых произведений. Задачи: Обучающие: 1. Изучить более сложные мелодические (вокальные) элементы в одноголосых произведениях. 2. Познакомить с элементами двухголосия в упражнениях и хоровых произведениях. 3. Выучить произведения различных жанров. Развивающие: 1. Развивать умение точно повторить заданный звук. 2. Научить характеризовать выступления великих вокалистов. 3. Развивать умение давать критическую оценку своему исполнению. Личностные: 1. Расширить общехоровой диапазон и диапазоны голосов детей. 2. Формировать навык коллективного выступления на сцене. Содержание программы (второй год обучения) 1. Введение 1.1 Теория: Вводная тема в программу «Хор». Техника безопасности. 1.2 Певческая установка. Теория: Положение корпуса и головы при пении, посадка. Практика: Выполнение упражнений. 1.3 Настройка голосового аппарата. Практика: Выполнение комплекса упражнений. 2. Работа над репертуаром 2.1 Вокальные упражнения. Теория: Пение различных вокализов Абта, Зейдлера и других авторов на слоги «ри», «лё», «лю». Практика: добиваться ровного выдоха, плавного звуковедения, сглаживания регистровых переходов, кантиленного дыхания. 2.2 Классические произведения. Теория: Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор – классик. Его биографические данные и рассказ о творчестве, доступный для понимания детей. Практика: Анализ произведения и его интерпретации. 2.3 Народные песни. Теория: Раскрытие ее значения как сокровищнице знаний об исторический прошлый народ, его труде, быте, чаяниях. Практика: Использование фольклорного материала для формирования у хористов чувства патриотизма. 2.4 Современные и популярные песни. Теория: Сообщение о композиторе, написавшем музыку к произведению и об авторе слов (биография, творческий портрет). Практика: Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, анализ музыкально-выразительных и исполнительских средств, разбор замысла, интерпретация. 2.5 Художественный образ. Теория: Осмысление содержания произведения, его характера, разбор средств музыкальной выразительности. Практика: Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. 3. Вокально-хоровая работа 3.1 Дыхание играет важную роль в пении. Практика: Отработка дыхательных упражнений 1-го года обучения. 3.2 Дикция. Теория: Четкость произношения в разговорной речи непосредственно связана с певческой дикцией, тем не менее певческая дикция отличается некоторыми особенностями. Практика: Упражнения в четком произношении гласных и согласных звуков без пения должны предшествовать певческой работе над ними. 3.3 Артикуляционная гимнастика. Теория: Значение артикуляции в пении. Практика: Гимнастика Виктора Емельянова. 3.4 Кантилена и гласные в пении. Теория: Особенности произнесения гласных звуков в пении. Практика: выполнение упражнений 3.5 Унисон. Теория: Чистое и выразительное интонирование. Практика: выполнение упражнений. Умение слушать друг друга. 3.6 Ансамбль. Теория: Виды ансамбля (ритмический, дикционный и т. д.). Практика: Работа над различными видами ансамбля при разучивании произведений. 3.7 Двухголосие. Теория: Двухголосные произведения. Практика: Разучивание двухголосных произведений. Пропевание каждого голоса отдельно. 3.8 Пение a`cappella. Теория: понятие a`cappella. Практика: Пение различных музыкальных произведений без сопровождения. 4. Развитие актерских и творческих способностей. Практика: Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций на развитие актерских способностей и раскрепощение учащихся. Инсценировка некоторых изучаемых музыкальных произведений. 5. Музыкальная грамота Теория: Повторение понятий основных музыкальных терминов. Закрепление учащимися основных средств музыкальной выразительности: мелодии, лада, гармонии, темпа, метра, ритма, динамики, регистра, тембра, нюансов; музыкальных инструментов и типов певческого голоса. Практика: Повторение форм музыкальных произведений (одночастной, куплетной, вариациями). 6. Репетиционные занятия Практика: Репетиции обычно проводятся перед открытыми, итоговыми занятиями, а также перед выступлением на концертах, при объединении двух групп. 7. Итоговые занятия Практика: Это открытые занятия, итоговые. Выступления на концертах, участие в конкурсах – являются хорошим стимулом для учащихся. Дети организуются, с уважением относятся друг другу и окружающим. Воспитываются нравственные качества. Планируемые результаты: К концу 2 года обучения дети будут знать: - более сложные мелодические (вокальные) элементы в одноголосых произведениях. - элементы двухголосия в упражнениях и хоровых произведениях. - произведения различных жанров. Уметь: - точно повторить заданный звук. - характеризовать выступления великих вокалистов. - давать критическую оценку своему исполнению. Личностные результаты: - расширение диапазона голоса ребенка. - формирование навыка коллективного выступления на сцене. 3 год обучения Цель: воспитать музыкально-отзывчивую личность, способную к музыкальному общению, проявляющую интерес и любовь к музыкальному наследию человечества. Задачи: Обучающие: 1. Изучить особенности многоголосого пения. 2. Познакомить с правилами подбора сценического образа. Развивающие: 1. Научить пользоваться средствами музыкальной выразительности в пении. 2. Научить петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы. 3. Совершенствовать навык исполнения вокальных произведений выразительно, осмысленно. Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки сценического поведения. 2. Воспитывать чувство коллективизма и стремления участия в концертной деятельности 3. Формировать музыкально-художественный вкус ребенка. Содержание программы (третий год обучения) 1.Введение 1.1 Теория: Инструктаж по ТБ, ЭБ и ПБ. Понятие о ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о хоровых коллективах. Составление расписания. 2. Работа над репертуаром 2.1 Вокальные упражнения. Практика: Выравнивание звуков в сторону их «округления». Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Пение различных вокализов. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. 2.2 Классические произведения. Теория: Краткая образная беседа об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор – классик. Практика: Анализ произведения и его интерпретации. Разбор музыкального текста, проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги. 2.3 Народные песни. Теория: Народная песня и её роль в воспитании чувства патриотизма, уважения к историческому прошлому народу, к его характерным чертам, языку, культуре в целом. Практика: Использование фольклорного материала для формирования у хористов чувства патриотизма. «Два кота»- рус.нар.пес. «Со вьюном я хожу». 2.4 Современные и популярные песни. Теория: Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей художественного образа, анализ музыкальновыразительных и исполнительских средств. Актуальность песни. Практика: Разбор авторского замысла и собственная интерпретация произведения. 2.5 Художественный образ. Теория: Особенности авторского стиля и собственная интерпретация произведения. Эмоциональная передача содержания исполняемого произведения. Практика: Осмысление содержания произведения, его характера, разбор средств музыкальной выразительности. 3. Вокально-хоровая работа 3.1 Дыхание. Практика: Отработка дыхательных упражнений 1-го года обучения: «Надуть шарик», «Лопнуть шарик», «Свеча». Работа над дыханием проходит в процессе разучивания песен, попевок. Выполнение упражнений для тренировки дыхания. 3.2 Дикция. Теория: Декламация на дыхании. Практика: Проговаривание скороговорок и чистоговорок в различных темпах. Упражнения в четком произношении гласных и согласных звуков без пения должны предшествовать певческой работе над ними. 3.3 Артикуляционная гимнастика. Теория: важность артикляционной гимнастики. Практика: Гимнастика для губ и языка: покусать язык, щеки. Выполнение комплекс упражнений (повторение и закрепление первого года обучения): «Влажная уборка во рту», «Иголочка», «Гримасы», «Лошадка». 3.4 Кантилена и гласные в пении. Теория: Особенности произнесения гласных звуков в пении. Практика: выполнение упражнений 3.5 Унисон. Теория: Чистое и выразительное интонирование. Умение слушать друг друга. Практика: Тембрально слитное пение на примере музыкальных произведений и упражнений распевания. 3.6 Ансамбль. Теория: Виды ансамбля. Практика: Работа над различными видами ансамбля при разучивании произведений. 3.7 Двухголосие. Практика: Элементарное двухголосие на примере разучиваемых музыкальных произведений. Пропевание каждого голоса отдельно. 3.8 Пение a`cappella. Практика: Пение различных музыкальных произведений без сопровождения. 3.9 Звукообразование и фразировка. Практика: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. 4. Развитие актерских и творческих способностей. Практика: Выполнение творческих заданий, различных этюдов, импровизаций на развитие актерских способностей и раскрепощение учащихся. Инсценировка некоторых изучаемых музыкальных произведений. 5. Музыкальная грамота Теория: Повторение понятий основных музыкальных терминов. Закрепление учащимися основных средств музыкальной выразительности: мелодии, лада, гармонии, темпа, метра, ритма, динамики, регистра, тембра, нюансов; музыкальных инструментов и типов певческого голоса. Практика: Повторение форм музыкальных произведений (одночастной, куплетной, вариациями). Повторение понятий основных музыкальных терминов. Пунктирный ритм, синкопы. 6. Репетиционные занятия Практика: Репетиции обычно проводятся перед открытыми, итоговыми занятиями, а также перед выступлением на концертах, при объединении двух групп. 7. Итоговые занятия Практика: Это открытые занятия, итоговые. Выступления на концертах, участие в конкурсах – являются хорошим стимулом для учащихся. Дети организуются, с уважением относятся друг другу и окружающим. Воспитываются нравственные качества. Планируемые результаты: К концу 3 года обучения дети должны знать: - особенности многоголосого пения. - правила подбора сценического образа. Уметь: - пользоваться средствами музыкальной выразительности в пении. - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы. - исполнять вокальных произведений выразительно, осмысленно. Личностные результаты: - совершенствование навыка сценического поведения. - воспитание чувства коллективизма и стремления участия в концертной деятельности - формирование музыкально-художественного вкуса детей. Организационная работа в хоре В хоровые коллективы, сформированные по возрастному признаку, принимаются дети, не имеющие физических недостатков, связанных с болезнью голосового или слухового аппаратов. Большое значение для хора имеют концертные выступления, являющиеся неотъемлемой чертой исполнительской деятельности. Они активизируют, стимулируют работу детей в коллективе, позволяют в полном объеме применять полученные знания, умения и навыки, способствуют творческому росту хора и хористов, формированию личностных качеств воспитанников. Форма организации хоровых занятий: - вводные занятия; - регулярные групповые занятия; - публичные выступления (концерты); - итоговые концерты в конце полугодия или учебного года. Примерный план занятия 1. Вводная часть (25-30% времени занятия): • Организационный момент, приветствие, сообщение плана занятия учащимся; • Дыхательная гимнастика и распевание; • Упражнения. 2. Основная часть (60% времени занятия): • Разучивание нового сочинения, определение структуры, характера произведения; • Работа над уже знакомым, но еще не готовым к исполнению произведением; • Пропевание сочинения, подготовленного к концерту, от начала до конца (уточнение, расстановка смысловых акцентов, поиск оптимальных темпов, агогики и нюансировки для полного раскрытия художественного образа). 3. Заключительная часть (10-15% времени занятия): • Подведение итогов, планирование будущей работы, объявления, прощание. Работа в хоре. Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуального развития каждого участника хора. Ознакомление учащихся с правилами пения и охраны голоса. Разностороннее воспитание детей, и развитие их музыкально-певческих способностей: музыкального слуха, певческого голоса, внимания, мышления, памяти, эмоциональности, творческих способностей, потребностей, интересов, вкусов, готовности к художественному труду. Обучение ребят умению петь в хоре: в ансамбле, без сопровождения; пониманию дирижерских жестов и способности следовать указаниям руководителя хора. Обучение умению соблюдать в процессе музицирования певческую установку; освоение правильного звукообразования (мягкой атаки); тренировка сохранения устойчивого положения гортани, спокойного вдоха без поднятия плеч, спокойно-активного, экономного выдоха. Формирование у всех детей основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру), обучение воспитанников умению петь активно, но не форсировать силу звучания. Обучение непринужденному, естественному, «льющемуся» пению, гибкому владению голосом. Освоение учащимися правильного формирования гласных и четкого, быстрого произнесения согласных. Развитие у младших школьников диапазона голоса ре1 – ре2, выравнивание голоса по тембру и силе на основе чистого звуковысотного интонирования от «центрального» звука ля1 вверх и вниз. Выработка унисона, обучение воспитанников двухголосному пению. Формирование у ребят умения петь без сопровождения и с аккомпанементом, слушать свое пение и контролировать его, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра. Развитие потребности неуклонно выполнять все правила пения, используя приемы, отработанные во время упражнений, в исполнения произведений. Формирования умения читать ноты, желания упорно трудиться. На этой основе должно проводиться обучение осмысленному, выразительному, художественному хоровому пению. Теоретические знания и практические занятия Одной из задач данной программы является преподавание детям теоретических музыкальных знаний. Д. Кабалевский говорил: «Запомнить в музыке можно только то, что понятно и эмоционально прочувствовано». То есть термин, вводимый в лексикон учащегося, должен обозначать явление, уже известное им из предшествующих наблюдений и бесед. Так, например, необходимо познакомить детей с названиями различных средств музыкальной выразительности, к которым относятся: звуковысотность, звуковедение, ритм, темп, динамика, лад, тембр. Важно также сообщать детям музыковедческие сведения. К ним относятся биографическая информация о композиторе, об особенностях его личности, о жанре и стиле его музыки. Такие знания способствуют осознанию воспитанниками художественной образности произведения. Но теория без практики мертва. И хотя они неразрывно связаны, в учебном процессе практика должна предвосхищать теорию. Соотношение теории и практики на уроке может быть 1:4 или 1:3 (чем старше дети, тем больше может быть объем теоретических знаний). Для того чтобы обеспечить оптимальное певческое развитие всех участников хора, руководитель должен наблюдать за развитием каждого из детей. Эти знания позволяют успешнее варьировать содержательную сторону учебного процесса, решать производственные и воспитательные задачи. В течение обучения на любой ступени контроль проверки достижения результатов протекает в процессе работы на занятиях. В конце каждого полугодия обязательно проводятся отчетные концерты, на которых учащиеся исполняют выученные произведения разного характера. Так же хор принимает участие и в районных мероприятиях. Участие в различых концертах воспитывает у учащихся чувство ответственности, коллективизма, а также стимулирует к дальнейшей работе. № п/п Мес яц 1 Сен т. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Календарный учебный график 2020-2021 учебный год Тема занятия Кол-во Место Форма Форма часов проведен контроля заняти ия я Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Певческая установка. Разучивание песни. Певческое дыхание. Разучивание песни. Звукообразование. Работа над песней. Звуковедение. Работа над песней Интонирование. Работа над песней. Интонироваие. Работа над песней Дикция и артикуляция. Работа над песней Диапазон. Работа над песней Ансамбль и строй. Работа над песней Регистры. Разучивание песни. Звукоряд. Разучивание песни Ритм. Разучивание песни Диржирование. Работа над песней Мажор и минор. Работа над песней Исполнительские навыки. Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый Мероприятие Концерт Мероприятие овая Работа над песней зал Кабинет музыки 1ч Средства музыкальной выразительности. Работа над песней Мелодия. Работа над песней Динамические оттенки. Работа над песней Типы певческих голосов. Работа над песней Народные инструменты. Работа над песней Профессиональные инструменты. Работа над песней. Детские муз. инструменты .Работа над песней Ритм. Работа над песней. 1ч Лад. Разучивание песни 1ч Темп. Разучивание песни 1ч Муз. жанры. Работа над песней Игровые упражнения. Работа над песней Скороговорки Работа над песней. Играем в артиста. Работа над песней Творческие этюды. Работа над песней Муз. движения. Работа над песней Игра на муз. инструментах. Работа над песней Слушание музыки. Работа над песней Поход в театр 16 Групп овая 1ч 17 Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая 1ч Окт. Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая 1ч 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Певческая установка. Разучивание песни. Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Концерт Мероприятие 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 Ноя Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая 1ч Групп овая Групп овая Групп 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Певческая установка. Разучивание песни. Звукообразование. Работа над песней. Звуковедение. Работа над песней Интонирование. Работа над песней. Дикция и артикуляция. Работа над песней Играем в артиста. Работа над песней Игровые упражнения. Работа над песней Творческие этюды. Работа над песней Ансамбль и строй. Работа над песней Играем в артиста. Работа над песней Диапазон. Работа над песней Ансамбль и строй. Работа над песней Регистры. Разучивание песни Звукоряд. Разучивание песни Ритм. Разучивание песни Диржирование. Работа над песней Мажор и минор. Работа над песней Исполнительские навыки. Работа над песней Средства музыкальной выразительности. Работа над песней Мелодия. Работа над песней Динамические оттенки. Работа над песней Типы певческих голосов. Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет Мероприятие Концерт 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Дек. Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая 1ч Работа над песней Народные инструменты. Работа над песней Профессиональные инструменты. Работа над песней. Детские муз. инструменты .Работа над песней Ритм. Работа над песней. 1ч Лад. Разучивание песни 1ч Темп. Разучивание песни 1ч Муз. жанры. Работа над песней Игровые упражнения. Работа над песней Скороговорки Работа над песней. Играем в артиста. Работа над песней Творческие этюды. Работа над песней Муз. движения. Работа над песней Игра на муз. инструментах. Работа над песней Слушание музыки. Работа над песней Поход в театр 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Певческое дыхание. Разучивание песни. Звукообразование. Работа над песней. Интонирование. Работа над песней. Дикция и артикуляция. Работа над песней Диапазон. Работа над песней Ансамбль и строй. Работа над песней музыки Кабинет музыки Актовый зал Мероприятие Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовыйз ал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый Концерт зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Янв. Групп овая 1ч Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая 1ч Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Фев. Групп овая Групп овая 1ч 1ч 1ч 1ч Регистры. Разучивание песни. Звукоряд. Разучивание песни Ритм. Разучивание песни 1ч Диржирование. Работа над песней Мажор и минор. Работа над песней Исполнительские навыки. Работа над песней Средства музыкальной выразительности. Работа над песней Мелодия. Работа над песней Динамические оттенки. Работа над песней Типы певческих голосов. Работа над песней Народные инструменты. Работа над песней Профессиональные инструменты. Работа над песней. Детские муз. инструменты .Работа над песней Ритм. Работа над песней. 1ч Лад. Разучивание песни 1ч Темп. Разучивание песни 1ч Муз. жанры. Работа над песней Игровые упражнения. Работа над песней Скороговорки Работа над песней. Играем в артиста. Работа над песней Творческие этюды. Работа над песней 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Мероприятие Мероприятие Мероприятие Мероприятие 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 Мар Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая 1ч Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Муз. движения. Работа над песней Игра на муз. инструментах. Работа над песней Певческая установка. Разучивание песни. Певческое дыхание. Разучивание песни. Звукообразование. Работа над песней Звуковедение. Работа над песней Интонирование. Работа над песней. Дикция и артикуляция. Работа над песней Диапазон. Работа над песней Ансамбль и строй. Работа над песней Регистры. Разучивание песни. Звукоряд. Разучивание песни Ритм. Разучивание песни Диржирование. Работа над песней Мажор и минор. Работа над песней Исполнительские навыки. Работа над песней Средства музыкальной выразительности. Работа над песней Мелодия. Работа над песней Динамические оттенки. Работа над песней Типы певческих голосов. Работа над песней Народные инструменты. Работа над песней Профессиональные Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет Мероприятие Концерт Мероприятие овая 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 138 139 140 141 Апр 1ч инструменты. Работа над песней. Детские муз. инструменты .Работа над песней Ритм. Работа над песней. 1ч Лад. Разучивание песни 1ч Муз. жанры. Работа над песней Игровые упражнения. Работа над песней Скороговорки Работа над песней. Играем в артиста. Работа над песней Творческие этюды. Работа над песней Муз. движения. Работа над песней Игра на муз. инструментах. Работа над песней Звуковедение. Работа над песней Интонирование. Работа над песней. Дикция и артикуляция. Работа над песней Ансамбль и строй. Работа над песней Регистры. Разучивание песни Исполнительские навыки. Работа над песней Средства музыкальной выразительности. Работа над песней Мелодия. Работа над песней Динамические оттенки. Работа над песней Типы певческих голосов. Работа над песней Народные инструменты. Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая 1ч Групп овая Групп овая Групп овая Групп 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет Мероприятие Концерт 142 143 144 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Май Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая 1ч Работа над песней Профессиональные инструменты. Работа над песней. Детские муз. инструменты .Работа над песней Ритм. Работа над песней. 1ч Лад. Разучивание песни 1ч Темп. Разучивание песни 1ч Муз. жанры. Работа над песней Игровые упражнения. Работа над песней Скороговорки Работа над песней. Играем в артиста. Работа над песней Творческие этюды. Работа над песней Муз. движения. Работа над песней Игра на муз. инструментах. Работа над песней Звукообразование. Работа над песней. Звуковедение. Работа над песней Интонирование. Работа над песней. Диапазон. Работа над песней Ансамбль и строй. Работа над песней Регистры. Разучивание песни. Звукоряд. Разучивание песни Ритм. Разучивание песни 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Диржирование. Работа над песней музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Мероприятие Мероприятие Мероприятие 164 165 166 167 168 169 170 171 172 177 178 179 180 181 182 Групп овая Групп овая Групп овая 1ч Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая 1ч Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая Групп овая 1ч 1ч Мажор и минор. Работа над песней Исполнительские навыки. Работа над песней Средства музыкальной выразительности. Работа над песней Мелодия. Работа над песней Динамические оттенки. Работа над песней Типы певческих голосов. Работа над песней Народные инструменты. Работа над песней Профессиональные инструменты. Работа над песней. Детские муз. инструменты .Работа над песней Ритм. Работа над песней. 1ч Лад. Разучивание песни 1ч Муз. жанры. Работа над песней Игровые упражнения. Работа над песней Творческие этюды. Работа над песней Итоговое занятие. Концерт 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Концерт Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Кабинет музыки Кабинет музыки Кабинет музыки Актовый зал Мероприятие Методическое обеспечение образовательной программы Способы и приемы вокального обучения Вокально-хоровая работа проходит в двух формах: коллективной и индивидуальной. Использование коллективной формы работы дает возможность освоения детьми основных вокально-хоровых навыков: звукообразования, звуковедения, дыхания, дикции, причем ансамблевые навыки и навык цепного дыхания осваиваются только в этой форме работы. В индивидуальной форме работы появляется больше возможностей: детальная отработка вокально-ансамблевых навыков, устранение проблем, касающихся определенного ребенка. Также занятия позволяют ускорить успехи обучаемого в его вокальной деятельности. Воспитанники разного уровня способностей и подготовки имеют возможность прохождения обучения в индивидуальном темпе благодаря наличию в каждом произведении нескольких партий различной степени сложности. Содержание, методы, формы организации и контроля образовательного процесса направлены на выявление самобытности, уникальности каждого ребенка. Работа вокального коллектива предполагает различные виды занятий. Диагностические занятия – прослушивание детей, уже занимающихся и желающих заниматься, выявление вокальных недостатков и пробелов. Учебные занятия – основная форма работы вокального коллектива, включающая в себя все виды вокально-ансамблевого воспитания, разучивание музыкального материала. Форма сводных репетиций. Теоретические занятия – знакомство с вокальным искусством лучших коллективов страны, мира, певцами, ансамблями. Просветительные занятия – посещение различных музыкальных спектаклей, концертов, встречи с музыкантами. Работа с солистами индивидуально. Форма концертного выступления. Знакомя детей с новым репертуаром, рассказывая о вокально-ансамблевых приемах, педагогу необходимо использовать метод показа. Сюжетно-ролевые песни, музыкально-дидактические, коммуникативные игры ярко показывают самостоятельность каждого ребенка, уровень его умения, навыков. Используя метод наблюдения, педагог получает возможность проследить течение изучаемого процесса, сопоставить отдельные его элементы. Результаты наблюдений фиксируются педагогом для того, чтобы проследить развитие детей; выяснить – соответствует ли оно заданной программе, предоставить возможность произвести в будущем ее коррекцию. Метод анализа и сравнения необходим и часто применяем на любом этапе обучения. В процессе беседы ученики анализируют содержание поэтического текста, делают музыкальную фразировку мелодии вокального произведения. В детях всегда присутствует дух состязания ( кто выше, кто быстрее, кто чище поет), поэтому целесообразно использовать метод рейтинга при выборе солиста или какой-либо группы на концертное выступление. Специфика работы с детским хором заключается в том, что индивидуальное певческое развитие каждого хориста – та основа, на которой строится формирование личности и коллектива в целом. При этом весь процесс обучения происходит на фоне возрастного роста и развития воспитанника. 1. Материал для слушания музыки: Слушание: А.Лядов, Аренский, Ц.Кюи – песни для детей. Хор и оркестр Большого театра. Хоры из детских спектаклей, опер. Примерный репертуар 1. Муз. К.Глюка, сл. И.Каруса «Праздник хора» 2. Муз. Ц. Кюи, сл. В. Жуковского «Мыльные пузыри» 3. Муз. Ф. Абта «Вокализ» 4. Муз. В.А. Моцарта, сл. Овербека, перевод Т. Сикорской «Весенняя» 5. Муз. Э.Грига, сл. Бьёрнсон-Бьёрнстьере, перев. А.Ефременкова «С добрым утром!» 6. Русская нар. пес. в обр. В Поповой «Пойду ль я, выйду ль я» 7. «Родные просторы» песня американских ковбоев, русский текст Ю.Хазанова 8. Немецкая нар. пес. в обр. Т. Попатенко «Гусята» 9. Муз. В.Кожухина, сл. С.Маршака «Жили-были» 10. Муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова «Огромный дом» 11. Муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «С нами друг» 12. Муз. Парцхаладзе, перевод с груз. А. Гурина «Ручей» 13. Муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина «Дорога добра» 14. Муз. И. Фроловой, сл. В Викторова «Бим - бом» 15. Муз. Е.Подгайца, сл. Л.Яковлева «Ночной концерт» Список музыкальных изданий 1. Л. П. Дуганова Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. – М., 2003. 2. И. Н. Дяденко Западная классика. – М. «Кифара», 2003. 3. Г. П. Сергеева Музыка в школе. Песни и хоры для учащихся начальных классов. Вып. – 1. – М., 2000. 4. В. Б. Хаит Хрестоматия по зарубежной хоровой литературе для детей. – Екатеринбург, 1995. 5. А. Марченко Детские песни о разном. Вып. – 3. – М., 2002. 6. Хрестоматия для общеобразовательных школ, 2 класс. – М. 2. 3. Список литературы 1. Алиев Ю., Белобородова В., Ригина В. Музыкальное восприятие школьников. – М., 1975. 2. Апраксина О. Методика музыкального воспитания. – М., 1983. 3. Асафьев Б. О хоровом искусстве – Л., 1979. 4. Брянский Н. Метод обучения хоровому пению. – СПб., 1883. 5. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 1-6 – М., 1962- 1982. 6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М., 2000. 7. Дмитриева Л., Ройтерштейн М. Школьная музыка. – М., 1984. 8. Живов В. Теория хорового исполнительства. – М., 1998. 9. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М., 1984. 10. Кабалевский Д. Как рассказать детям о музыке? – М., 1977. 11. Казачков С. От урока к концерту. – Казань, 1990. 12. Карасев А. Методика пения. – М., 1915. 13. Максимов С. Хоровое пение в школе. – М., 1961. 14. Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. – М. 1987. 15. Пигров К. Руководство хором. – М., 1964. 16. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., 1986. 17. Работа хормейстера в детском хоре. Под ред. Г. Стуловой. – М., 1992. 18. Струве Г. Музыка для всех. – М., 1978. 19. Струве Г. Школьный хор. – М., 1981. 20. Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952. 21. Шацкая В. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношей. М., 1975. 22. Яковлев А. Физиологические закономерности певческой атаки. – Л., 1971. Список литературы для учащихся 1. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. – Л.: Музыка, 1987 2. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М.: Сов. Композитор, 1986 3. Тарасов Л. Музыка в семье муз. – Л.: Детская литература, 1985 4. Энциклопедический музыкальный словарь. Авт.-сост. Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. – М.: Советская энциклопедия, 1976Ожидаемые результаты учащихся младшей группы.