Пояснительная записка Одна из последних тенденций в деловом мире – проектная система организации работы. В последнее время навыки управления проектами требуются от менеджера практически любого уровня. В жизни мы постоянно наблюдаем реализацию множества сложных и инновационных проектов. Растёт потребность в людях, умеющих спланировать и организовать выполнение задуманного, сделавших управление (менеджмент) своей профессией. Проекты самых разных типов и масштабов стали современным способом деятельности многих организаций. Поэтому для будущего выпускника школы будет актуален опыт управленческой деятельности, приобретенный в старших классах. Программа рассчитана на подростков 15-18 лет, кто планирует в будущем связать свою жизнь с управленческой деятельностью, с менеджментом. В рамках данной программы обучающиеся получают практические навыки управленческой деятельности через реализацию конкретных проектов на уровне школьной параллели, звена, школы в рамках работы школьных органов самоуправления. Правовой основой реализации программы являются: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации программ, адаптированных способствующих профессиональному дополнительных общеобразовательных социально-психологической самоопределению детей с реабилитации, ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). - Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Актуальность программы. Одной из первостепенных задач современной педагогики является содействие самореализации ребёнка и развитие качеств, способствующих его социальному становлению. Формирование личности осуществляется в процессе социализации, воспитания и саморазвития. Современная школа для обеспечения целостности воспитания приоритетным направлением считает создание и развитие воспитательных систем - целостных социально педагогических организмов, возникающих в процессе интеграции основных компонентов воспитания и обладающих таким интегративным свойством, как «дух» школы, когда весь образ жизни школы становится мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Именно школьное самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка. Участие подростков в работе органов самоуправления - это способ жить в социальном пространстве прав, обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт. Современная модернизация Российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом ориентиром для процессе. В решении этой задачи образования личности становится приоритетным способность к самоорганизации, умению отстаивать свои права, участию в преобразовании своей страны. Программа «Практикум управленческой деятельности» является одним из инструментов в решении проблемы воспитания нравственной личности, способной к самореализации и самоадаптации в социуме. Цель программы: Развитие лидерских качеств, коммуникативных навыков и организаторских способностей средствами школьного самоуправления Основные задачи программы: Образовательные - знакомство обучающихся с Положением о Совете обучающихся школы, - правами и обязанностей ее участников; знакомство с принципами организации коллективно-творческой деятельности; - формирование навыка поиска решения проблем, умения генерировать идеи; - формирование навыки позитивного продуктивного общения - создание комфортной обстановки общения и творчества; - формирование мотивационной cферы личности cтаршеклассника, его положительного cоциального опыта и помощь в оcвоении cоциальных ролей; Воспитательные - воспитание уважения собственности, успеху; к труду, к используемым ресурсам, - воспитание у старшеклассников морально-этических и ценностно- нравственных принципов. Развивающие - содействие развитию организаторских и коммуникативных способностей учащихся, - формирование лидерских и организаторских навыков; - формированию активной социальной позиции учащихся, · развитие творческого, культурного и коммуникативного потенциала старшеклассников; - развитие сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям. В ходе практической деятельности обучающиеся учатся руководить людьми, организовывать их совместную деятельность на разных уровнях управления, овладевают навыками коллективной деятельности, навыками формирования команды, учатся организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения. В ходе работы над проектами учащиеся совершенствуют навыки общения, так как среди многообразных методов управления, которые использует руководитель, метод убеждения занимает не последнее место. Уровень реализации программы - базовый Программа рассчитана на 1 год (162 часа). Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 - 2,5 часа Ожидаемые результаты. - Развитие и сплочение ученических коллективов; - Активная жизненная позиция обучающихся школы; - Готовность и желание обучающихся работать в коллективе, умение организовать коллектив сверстников на выполнение поставленных задач, умение брать на себя ответственность за принятые решения и результаты деятельности; - Овладение знаниями и техникой организаторской деятельности, умение разрешать сложные ситуации и применять полученные знания на практике; - Формирование умения конструктивно решать возникшие проблемы; умения планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда; - Создание пакета творческих и социальных проектов; - Развитие навыков публичных выступлений; - Формирование культуры деловых отношений. Учебный план. Количество часов № Название темы п/п 1 Теори я Проектная деятельность, её Формы аттестации/ Практик Всего а 1 1 контроля Опрос отличительные признаки (интегративность, системность, прогнозирование результата). Виды проектов. Направленность и форма. Стадии проекта. Цели и задачи проекта Реализованный 2 3 Лидерские сборы «Школа актива» Подготовка и проведение Дня 1,5 2 3,5 проект 0,5 4 4,5 Реализованный самоуправления проект Подготовка и проведения Дня 4 учителя Реализованный 1,5 12 13,5 Подготовка и проведение акции проект Реализованный 5 «Сбережем лес» 1,5 12 13,5 проект 6 Подготовка и проведение 0,5 1,5 2 Реализованный проект конкурса слайд-и-видеофильмов ко Дню матери «Пусть всегда будет мама» 7 Подготовка и проведение 2 15 18 Реализованный проект конкурса «Мисс и мистер Школы 95» 8 Подготовка и проведение 0,5 4 4,5 Реализованный проект новогоднего концерта «Клипомания» 9 Подготовка и проведение 0,5 2 2,5 благотворительной акции «Ёлка Реализованный проект желаний: подарите мне мечту» Подготовка и проведение 10 4 14 18 Реализованный проект коллективно-творческого дела "Новогодний калейдоскоп" 11 Подготовка и проведение конкурса - фестиваля «Песня 18 1 17 1 8 Реализованный проект года» 12 Подготовка и проведение концерта патриотической песни 13,5 Реализованный проект Подготовка и проведение 13 экспромт-шоу «Импровизация» 14 Подготовка и проведение 1 8 0,5 8,5 9 9 Реализованный проект Реализованный интеллектуальной игры «100 к 1» 15 16 Подготовка и проведение караоке- проект 0,5 8,5 9 Реализованный фестиваля «Караоке-Бум» проект Подготовка и проведение 0,5 4 4,5 Реализованный конкурса макетов военной проект техники ко Дню Победы 13,5 Реализованный Подготовка и проведение 17 школьной акции «Мастерская 1 проект 12,5 чудес» Подготовка и проведение 18 13,5 Реализованный итоговых мероприятий, 1 12,5 22 140 проект награждения Итого 162 Содержание учебного плана Тема 1. Проектная деятельность, её отличительные признаки. Теория. Проектная (интегративность, деятельность, системность, её отличительные прогнозирование признаки результата). Виды проектов. Направленность и форма. Стадии проекта. Цели и задачи проекта. Тема 2. Лидерские сборы «Школа актива» Теория. Разработка сценария. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 3. Подготовка и проведение Дня самоуправления. Теория. Знакомство с традицией школы. Распределение функций. Практика. Организация работы творческих групп. Реализация проекта. Тема 4. Подготовка и проведения Дня учителя Теория. Разработка идеи, сценария. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Проведение концерта. Тема 5. Подготовка и проведение акции «Сбережем лес» Подготовка и проведение творческой программы «Осенние ритмы» Теория. Знакомство с традицией. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 6. Подготовка и проведение конкурса слайд-и-видео фильмов ко Дню матери «Пусть всегда будет мама» Теория. Разработка положения о конкурсе. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 7. Подготовка и проведение конкурса «Мисс и мистер Школы №95» Теория. Разработка положения Распределение обязанностей. о конкурсе. Разработка сценария. Практика. Реализация проекта. Тема 8. Подготовка и проведение новогоднего концерта «Клипомания» Теория. Разработка положения о конкурсе. Разработка сценария. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 9. Подготовка и проведение благотворительной акции «Ёлка желаний: подарите мне мечту» Теория. Знакомство с традицией. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 10. Подготовка и проведение коллективно-творческого дела "Новогодний калейдоскоп" Теория. Знакомство с традицией. Разработка сценария. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 11. Подготовка и проведение конкурса - фестиваля «Песня года» Теория. Разработка положения о конкурсе, сценария. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 12. Подготовка и проведение концерта патриотической песни Теория. Знакомство с традицией. Разработка сценария. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 13. Подготовка и проведение Олимпийской недели Теория. Знакомство с традицией. Разработка сценария. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 14. Подготовка и проведение интеллектуальной игры «100 к 1» Теория. Знакомство с традицией. Разработка сценария. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 15. Подготовка и проведение караоке-фестиваля «Караоке-Бум» Теория. Знакомство с традицией. Разработка сценария. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 16. Подготовка и проведение конкурса макетов военной техники ко Дню Победы Теория. Знакомство с традицией. Разработка сценария. Распределение обязанностей. Практика. Реализация проекта. Тема 17. Подготовка и проведение школьной акции «Мастерская чудес» Теория. Знакомство с традицией. обязанностей. Практика. Реализация проекта. Разработка идеи. Распределение Тема 18 Подготовка и проведение итоговых мероприятий, награждения Требования к уровню подготовки выпускников По окончании обучения Учащиеся должны знать: 1. Сущность и основные принципы ученического самоуправления; 2. Особенности развития коллектива; 3. Правовые основы деятельности ученического самоуправления; 4. Специфику работы с подростковым и педагогическим коллективами. Учащиеся должны уметь: 1. Разрабатывать структуру организации; 2. Организовывать эффективное управление организацией; 3. Организовывать массовые мероприятия; 4. Работать с большой аудиторией; 5. Разрабатывать социальные и творческие проекты; 6. Аргументировать свою позицию; 7. Отстаивать свои интересы в рамках закона; 8. Договариваться и решать конфликтные ситуации. Формы подведения итогов освоения программы: - практические поручения и степень их выполнения; - промежуточные и итоговые собрания, на которых будут подводиться итоги проделанной практической работы, выявляться недочёты и ошибки. Методическое обеспечение Методы реализации программы: При реализации программы основной формой работы является КТД. Для решения задач и достижения цели программы необходимо использование совокупности таких методов, как: 1. Убеждение - подразумевает формирование среды и создание внутренних (личностных) условий. 2. Упражнения - который предполагает организацию деятельности: индивидуальной, групповой и коллективной. 3. Самовоспитание. Основные методы работы: 1. советов дела по различным направлениям деятельности; 2. эмоциональной поддержки; 3. анализа и самоанализа; 4. стимулирования на позитивную деятельность; 5. создания проблемных ситуаций. В рамках реализации проектов, предусмотренных программой, используются такие формы и методы, как конференции, форумы; собрания; совещания; дискуссии; диспуты; круглые столы; тренинги; деловые, ролевые игры; метод мозгового штурма; метод социального проекта; рефлексивные методики; видео. Материально-техническое обеспечение - Мультимедийное оборудование - Звуковая аппаратура - Канцелярские принадлежности - Ноутбук, компьютер - Актовый зал Список использованной литературы 1. Акатов Н.А., Гребнюк И.М., Ветошкин В.В. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательной школе, М.: «Новый учебник», 2018 2. Бочкарев В.И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления, М.: МАСШАС, 2012 3. Грецов А. Тренинг общения для подростков, М.: «Питер», 2015 4. Жуков В.В. Что может самоуправление? Изд.: Кишинев, 2014 5. Культяпова Ж.В., Криворотова Т.А. Хочу быть лидером! Выпуск 2 Нижний Новгород: «Педагогические технологии», 2014 6. Поташник М.М. Демократизация и управление школой, М.: 2012 7. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах, М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012 8. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? С-П.: «Речь», 2017 9. Чендев С.Ю. Социальная активность старшеклассников. Проблемы, Опыт. Перспективы, Нижний Новгород, 2011 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год. Место проведения - актовый зал. Месяц Неделя Форма Кол- Тема Форма занятия во занятия контроля часов сентябр 1 ь Проектная 1 деятельнос её отличительные ть сентябр ь 1 признаки Проектная деятельнос Проектная деятельность, Реализация 1 проекта проекта Лидерские сборы Реализация «Школа актива» проекта ть сентябр 1 ь Проектная Лидерские сборы Реализация деятельнос «Школа актива» проекта ть сентябр 2 ь Проектная Подготовка и деятельнос проведение Дня ть сентябр 2 ь 3 деятельнос проведение Дня 3 ь 4 октябрь Подготовка и 1 2 Подготовка и 2,5 Подготовка и 1 Проектная Реализация проведения Дня учителя проекта деятельнос октябрь Реализация проведения Дня учителя проекта Проектная ть Реализация проведения Дня учителя проекта Проектная ть Реализация 2,5 деятельнос ь Реализация проведения Дня учителя проекта Проектная ть сентябр Подготовка и деятельнос ь проекта 2 деятельнос 4 Реализация проведения Дня учителя проекта Проектная ть проекта самоуправления Подготовка и Проектная ть сентябр 2,5 Реализация самоуправления Подготовка и деятельнос ь сентябр 2 Проектная ть сентябр 2,5 2 2,5 Подготовка и Реализация проведения Дня учителя проекта деятельнос ть октябрь 1 Проектная деятельнос Подготовка и 2 ть Реализация проведение конкурса проекта «Мисс и мистер Школы 95» октябрь 1 Проектная деятельнос Подготовка и 2,5 Реализация проведение конкурса проекта «Мисс и мистер Школы ть 95» октябрь 2 Проектная Подготовка и проведение конкурса проекта деятельнос ть «Мисс и мистер Школы 2 октябрь 2 «Мисс и мистер Школы 2,5 Проектная «Мисс и мистер Школы 2 Реализация проведение конкурса проекта «Мисс и мистер Школы ть 2,5 4 95» Подготовка и Проектная деятельнос октябрь Реализация проведение конкурса проекта ть 3 95» Подготовка и деятельнос октябрь Реализация проведение конкурса проекта ть 3 95» Подготовка и Проектная деятельнос октябрь Реализация Проектная 95» Подготовка и Реализация проведение конкурса проекта деятельнос «Мисс и мистер Школы ть 2 95» октябрь 4 Проектная Подготовка и проведение конкурса проекта деятельнос ть «Мисс и мистер Школы 2,5 ноябрь 1 Проектная деятельнос 1 2 Подготовка и 2,5 2 ноябрь 2 Подготовка и деятельнос проведение акции 2 2 деятельнос проведение акции ноябрь 4 2,5 Подготовка и деятельнос проведение акции 2 Подготовка и деятельнос проведение акции деятельнос ть Реализация проекта Реализация проекта Реализация проекта «Сбережем лес» Проектная Проектная проекта «Сбережем лес» Проектная ть Реализация «Сбережем лес» Подготовка и ть ноябрь 2 Проектная ть ноябрь проведение акции Проектная ть проекта «Сбережем лес» ть ноябрь проведение акции Реализация «Сбережем лес» Проектная деятельнос 95» Подготовка и ть ноябрь Реализация 2,5 «Сбережем лес» 2 Подготовка и Реализация проекта Реализация проведение конкурса проекта слайд-и-видео фильмов ко Дню матери «Пусть всегда будет мама» ноябрь 4 Проектная 2,5 деятельнос Подготовка и проведение ть Реализация проекта благотворительной акции «Ёлка желаний: подарите мне мечту» декабрь 1 Проектная 2 деятельнос Подготовка и проведение ть Реализация проекта коллективнотворческого дела "Новогодний калейдоскоп" декабрь 1 Проектная 2,5 деятельнос Подготовка и проведение ть Реализация проекта коллективнотворческого дела "Новогодний калейдоскоп" декабрь 2 Проектная 2 деятельнос Подготовка и проведение ть Реализация проекта коллективнотворческого дела "Новогодний калейдоскоп" декабрь 2 Проектная деятельнос ть 2,5 Подготовка и проведение коллективнотворческого дела "Новогодний калейдоскоп" Реализация проекта декабрь 3 Проектная 2 деятельнос Подготовка и проведение ть Реализация проекта коллективнотворческого дела "Новогодний калейдоскоп" декабрь 3 Проектная 2,5 деятельнос Подготовка и проведение ть Реализация проекта коллективнотворческого дела "Новогодний калейдоскоп" декабрь декабрь январь 4 4 1 Проектная 2 Подготовка и Реализация деятельнос проведение новогоднего проекта ть концерта «Клипомания» Проектная 2,5 Подготовка и Реализация деятельнос проведение новогоднего проекта ть концерта «Клипомания» Проектная 2 деятельнос Подготовка и Реализация проведение конкурса - проекта ть фестиваля «Песня года» январь 1 Проектная 2,5 Подготовка и Реализация проведение конкурса - проекта деятельнос ть фестиваля «Песня года» январь 2 Проектная деятельнос ть 2 Подготовка и Реализация проведение конкурса - проекта фестиваля «Песня года» январь 2 Проектная 2,5 деятельнос Подготовка и Реализация проведение конкурса - проекта ть фестиваля «Песня года» январь 3 Проектная 2 деятельнос Подготовка и Реализация проведение конкурса - проекта ть фестиваля «Песня года» январь 3 Проектная 2,5 Подготовка и Реализация проведение конкурса - проекта деятельнос ть фестиваля «Песня года» январь 4 Проектная 2 Подготовка и Реализация проведение конкурса - проекта деятельнос ть фестиваля «Песня года» январь 4 Проектная 2,5 деятельнос Подготовка и Реализация проведение конкурса - проекта ть фестиваля «Песня года» февраль февраль февраль 1 1 2 Проектная 2 Подготовка и Реализация деятельнос проведение концерта проекта ть патриотической песни Проектная 2,5 Подготовка и Реализация деятельнос проведение концерта проекта ть патриотической песни Проектная 2 Подготовка и Реализация февраль февраль февраль февраль 2 3 3 4 деятельнос проведение концерта проекта ть патриотической песни Проектная 2,5 проведение концерта проекта ть патриотической песни Проектная 2 ть патриотической песни Проектная 2,5 ть патриотической песни Проектная Подготовка и 2 Проектная 2,5 2 2 Реализация проведение экспромт- проекта шоу «Импровизация» Подготовка и 2,5 Реализация проведение экспромт- проекта шоу «Импровизация» Подготовка и Проектная ть проведение экспромт- проекта Подготовка и Проектная деятельнос Реализация шоу «Импровизация» ть март проведение экспромт- проекта Подготовка и Проектная деятельнос Реализация шоу «Импровизация» ть 1 Реализация проведение концерта проекта деятельнос март Подготовка и деятельнос ть 1 Реализация проведение концерта проекта деятельнос март Подготовка и деятельнос ть 4 Реализация деятельнос деятельнос февраль Подготовка и 2 проведение интеллектуальной игры «100 к 1» Реализация проекта март 2 Проектная деятельнос Подготовка и 2,5 ть проведение Реализация проекта интеллектуальной игры «100 к 1» март 3 Подготовка и Проектная деятельнос 2 ть проведение Реализация проекта интеллектуальной игры «100 к 1» март 3 Проектная деятельнос Подготовка и 2,5 ть проведение Реализация проекта интеллектуальной игры «100 к 1» март 4 Подготовка и Проектная деятельнос 2 ть проведение караоке- Реализация проекта фестиваля «КараокеБум» март 4 Подготовка и Проектная деятельнос 2,5 ть проведение караоке- Реализация проекта фестиваля «КараокеБум» апрель 1 Проектная 2 Подготовка и деятельнос проведение караоке- ть фестиваля «Караоке- Реализация проекта Бум» апрель 1 Проектная 2,5 Подготовка и деятельнос проведение караоке- ть фестиваля «Караоке- Реализация проекта Бум» апрель 2 Проектная деятельнос 2 Подготовка и проведение конкурса Реализация проекта ть макетов военной техники ко Дню Победы апрель 2 Проектная 2,5 деятельнос Подготовка и Реализация проведение конкурса проекта ть макетов военной техники ко Дню Победы апрель 3 Проектная 2 деятельнос Подготовка и Реализация проведение конкурса проекта ть макетов военной техники ко Дню Победы апрель 3 Проектная 2,5 деятельнос Подготовка и Реализация проведение конкурса проекта ть макетов военной техники ко Дню Победы апрель 4 Проектная 2 Подготовка и Реализация проведение школьной проекта деятельнос ть акции «Мастерская чудес» апрель 4 Проектная 2,5 деятельнос Подготовка и Реализация проведение школьной проекта ть акции «Мастерская чудес» май 1 Проектная 2 Подготовка и Реализация проведение школьной проекта деятельнос ть акции «Мастерская чудес» май 1 Проектная деятельнос ть 2,5 Подготовка и Реализация проведение школьной проекта акции «Мастерская чудес» май 2 Проектная 2 Подготовка и Реализация проведение школьной проекта деятельнос ть акции «Мастерская чудес» май 2 Проектная 2,5 Подготовка и Реализация проведение школьной проекта деятельнос ть акции «Мастерская чудес» май 3 Проектная 2 Подготовка и Реализация проведение итоговых проекта деятельнос ть мероприятий, награждения май 3 Проектная 2,5 Подготовка и Реализация проведение итоговых проекта деятельнос ть мероприятий, награждения май 4 Проектная 2 Подготовка и Реализация проведение итоговых проекта деятельнос ть мероприятий, награждения май 4 Проектная деятельнос ть 2,5 Подготовка и Реализация проведение итоговых проекта мероприятий, награждения