Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации: 1 год 1 Пояснительная записка Нормативно-правовая основа: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Указы Президента Российской Федерации; 3. Постановления, распоряжения и нормативные акты Правительства Российской Федерации, Свердловской области, муниципального образования «город Екатеринбург»; 4. Устав МБОУ СОШ № 95 Направленность программы – техническая. Актуальность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детей «Робототехника» является программой технической направленности. Робототехника является одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. Изучение основ робототехники очень перспективно и важно именно сейчас. За последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и товаров народного потребления. Образовательная робототехника является популярным и эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования, интегрируется в учебный процесс, опираясь на такие школьные учебные дисциплины, как информатика, математика, технология, физика, химия и биология. Робототехника активизирует развитие учебнопознавательной компетентности учащихся. Создавая и программируя различные управляемые устройства, ученики получают знания о технике, которая используется в настоящем мире науки, конструирования и дизайна. Они разрабатывают, строят и программируют полностью функциональные модели, учатся вести себя как молодые ученые, проводя простые исследования, просчитывая и изменяя поведение, записывая и представляя свои результаты. Отличительные особенности программы На занятиях дети учатся, играя и, играя, - учатся. Ребята в игровой форме развивают инженерное мышление, получают практические навыки при сборке робота. В ходе сборки школьник учится ориентироваться в чертежах, рационально организовывать работу. 2 Программа направлена на поддержку среды для детского научно-техническоготворчества и обеспечение возможности самореализации учащихся. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка. Адресат программы В объединение принимаются дети в возрасте 7-11 лет (1-4 класс) без специальногоотбора. Объем и срок освоения программы – общее количество учебных часов - 56, – продолжительность освоения программы - 7 месяцев Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса – учащиеся сформированы в разновозрастные группы, состав группы постоянный. Режим занятий. - общее количество часов в год - 56; - количество часов в неделю – 2 академических часа; - периодичность занятий – еженедельно. Цели программы: Формирование у школьников представления о робототехнике и программировании, развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка. Задачи: Воспитательные: Развивать креативное мышление и пространственное воображение, умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений Воспитывать стремление к получению качественного законченного результата Развивающие: Повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем 3 Научить грамотно выражать свою идею, проектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию. Развивать навыки инженерного мышления, умения работать по предложенным инструкциям, конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность Формировать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно распределять обязанности. Образовательные: Обучить современным разработкам по робототехнике в области образования; Обучить учащихся комплексу базовых технологий, применяемых при создании роботов, основным принципам механики. Обучить основам программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WeDo 2.0 (использовать компьютеры, как средства управления моделью и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами, составление управляющих алгоритмов для собранных моделей) Обучить учащихся решению ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением; Изучить правила соревнований по Лего - конструированию и программированию. Формы и методы организации занятий Основной формой являются групповые занятия или занятия парами (командами), в которых одному отводится роль конструктора, другому - программиста. При изучении нового материала предусмотрены разные формы проведения занятий для формирования и совершенствование умений и навыков: лекция; беседа; практика; сообщение-презентация; творческая работа; работа в парах; игры; проектная деятельность: создание проблемной ситуации и поиск её практического решения (деятельностный подход) поисковые и научные исследования (создание ситуаций творческого поиска) 4 комбинированные занятия; знакомство с интернет - ресурсами, связанными с робототехникой; Методика проведения занятий - образовательный контекст Все занятия с образовательными конструкторами предусматривают, что учебный процесс включает в себе четыре составляющие: Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие. Устанавливая связи между уже имеющимся и новым опытом, полученным в процессе обучения, ребенок приобретает знания. Сам посебе начальный новый опыт позволяет сформировать совершенно новое знание. Использование на занятиях конструкторов помогает детям изучать основы информационных технологий и материального производства, устанавливая взаимосвязимежду идеями подходами, которые представляемых на применяются видеоклипах и и при выполнении заданий, фотографиях, демонстрирующих реально используемые технологии. Педагог ставит новую техническую задачу, решение которой ищется совместно. Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и реализацию идей путем конструирования. При необходимости выполняется эскиз конструкции. Далее учащиеся работают в группах по 2 человека. Проверив наличие основных деталей, учащиеся приступают к созданию роботов. При необходимости преподаватель раздает учебные карточки со всеми этапами сборки (или выводит изображение этапов на большой экран с помощью проектора). В зависимости от задач, на занятиях используются разные виды конструирования: - Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к пониманию определенной совокупности идей; - Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для обработки данных; - Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам и самостоятельные конструкторские разработки. 5 Учебно-тематический план № Разделы программы Количество часов Теория Прак Всего тика 1 Инструктаж по ТБ 1 - 1 2 Введение: кибернетика, робототехника 1 - 1 3 Основы конструирования 0,5 1,5 2 4 Моторные механизмы 0,5 3,5 4 5 Трехмерное моделирование 0,5 5,5 6 6 Введение в робототехнику 0,5 1,5 2 7 Основы управления роботом 0,5 7,5 8 8 Удаленное управление 0,5 7,5 8 9 Игры роботов 2 6 8 10 Состязания роботов 2 6 8 11 Творческие проекты 1 7 8 Всего: 10 46 56 Содержание программы. 1. Инструктаж по ТБ Теория: Знакомство с конструктором ЛЕГО. ТБ при работе с деталями. Правила сборки комплектов конструктора. ТБ при работе с компьютером. 2. Введение: информатика, кибернетика, робототехника Теория-практика: Развитие наук, путь от компьютера к роботу. Входной тест. Построение простейшей модели. Элемент соревнования. 3. Основы конструирования Теория: Простейшие механизмы. Названия и принципы крепления деталей. Виды не моторизированного транспортного средства. Рычаг. Зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Колесо, ось. Центр тяжести. Измерения. Практика: решение практических задач и принципы крепления деталей. Построение «фантастического» животного. Строительство высокой башни. Конструирование механизмов, передач и подбор и расчет передаточного отношения. Построение не моторизированного транспортного средства 3.1. Названия и принципы крепления деталей. Хватательный механизм 6 3.2. Принцип устойчивости конструкций. Башни. 3.3. Виды механической передачи. Зубчатая и ременная передача. Передаточное отношение 3.4. Повышающая передача. Волчок 3.5. Понижающая передача. Силовая « Крутилка » 3.6 Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением 3.7. «Механическое Сумо» Зачет 4. Моторные механизмы Теория: Виды моторизованного транспортного средства. Механизмы с использованием электромотора и батарейного блока. Роботы-автомобили, тягачи, простейшие шагающие роботы. Практика: Конструирование механизмов и роботов. 4.1. Стационарные моторные механизмы 4.2. Одномоторный гонщик 4.3. Преодоление горки 4.4. Робот-тягач 4.5. Сумотори 4.6. Шагающие роботы 4.7. Маятник Капицы 4.8. Зачет 5. Трехмерное моделирование Теория: Знакомство с трехмерным моделированием. Зубчатая передача Практика: Создание трехмерных моделей конструкций из Lego 5.1. Введение в виртуальное конструирование. Построение зубчатой передачи. 5.2. Построение простейших моделей. 6. Введение в робототехнику Теория: Знакомство с контроллером WeDo 2.0. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи. Практика: Конструирование и программирование моделей. 6.1 Знакомство с контроллером WeDo 2.0. 6.2.Одномоторная тележка. 6.3.Встроенные программы. 6.4.Двухмоторная тележка. 6.5. Датчики. 6.6. Среда программирования. 6.7. Колесные, гусеничные и шагающие роботы.6.8.Решение простейших задач. 6.9. Цикл, Ветвление, параллельные задачи. 7 6.10. Виды соревнований: Кегельринг 6.11. Следование по линии 6.12. 7. Путешествие по комнате Основы управления роботом Теория: Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Практика: Конструирование, программирование и тестирование моделей. 7.1.Релейный регулятор 7.2. Пропорциональный регулятор 7.3. Защита от застреваний 7.4. Траектория с перекрестками 7.5. Пересеченная местность 7.6. Обход лабиринта 7.7. Анализ показаний разнородных датчиков 7.8. Синхронное управление двигателями 7.9. Робот-барабанщик Удаленное управление 8. Теория: Управление роботом через bluetooth.Практика: Программирование моделей. 8.1. Передача числовой информации 8.2. Кодирование при передаче 8.3. 8.4. 9. Управление моторами через bluetooth Устойчивая передача данных Игры роботов Теория: Изучение правил игры в боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Простейший искусственный интеллект. Проведение состязаний, популяризация новых видов робо-спорта. Практика: Проведение игр. 9.1. «Царь горы» 9.2. Управляемый футбол роботов 9.3. 10. Футбол с инфракрасным мячом (основы) Состязания роботов Теория: Подготовка команд для участия в состязаниях роботов различных уровней. Регулярные поездки. Использование микроконтроллеров WeDo 2.0. Практика: Проведение состязаний. Поездки на соревнования роботов различных уровней. 10.1. Сумо 8 10.2. Перетягивание каната 10.3 Кегельринг 10.4 Следование по линии 10.5 Слалом 10.6 Лабиринт 11. Творческие проекты Теория: Разработка творческих проектов на свободную тематику. Одиночные и групповые проекты. Практика: Работа с проектами Правила дорожного движения 11.1 Роботы-помощники человека 11.2 Роботы-артисты 11.3 Свободные темы. 12. Итоговое занятие Теория: Повторение основ конструирования, программирования. Сдача проектов. Практика: Тестирование проектов. Регулярные выставки и поездки. Участие в научнопрактической конференции и в различных конкурсах- фестивалях. Планируемые результаты Личностные результаты критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; воспитание чувства справедливости, ответственности; начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с робототехникой. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебную задачу; планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать 9 достижение этой цели; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая); синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; Коммуникативные универсальные учебные действия: аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь 10 свою; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функций участников, способов взаимодействия; осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты По окончании обучения учащиеся должны знать: - правила безопасной работы; - основные компоненты конструкторов ЛЕГО; - конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; - компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования; - виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; - конструктивные особенности различных роботов; - приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.; - основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ. уметь: - использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач; конструировать различные модели; использовать созданные - применять полученные знания в практической деятельности; владеть: - навыками работы с роботами; - навыками работы в среде Lego WEDO 2.0 программы; Ожидаемым результатом всей деятельности является повышение интереса и мотивации учащихся к учению, развитие умения моделировать и исследовать процессы, повышение интереса к естественным наукам, информатике и математике. Методическое обеспечение Организация образовательного процесса – очная. Методы обучения - словесные, наглядные, практические; 11 объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, проектный и др.) Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.; Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая; Формы организации учебного занятия - беседа, защита проектов, игра, практическое занятие, презентация, соревнование и др. Эксперименты и задания организованы так, что в основе каждого нового задания используется часть предыдущего. Поэтому, выполняя задания, изучается что-то новое и при этом используется опыт, полученный ранее. Задания построены от простого к сложному. Для закрепления изученного материала, мотивации дальнейшего обучения и выявления наиболее способных учеников регулярно проводятся состязания роботов. Учащимся предоставляется возможность принять участие в состязаниях самых разных уровней (внутренних и выездных). Состязания проводятся по следующему регламенту. Заранее публикуются правила, материал которых соответствует пройденным темам на занятиях. На нескольких занятиях с учащимися проводится подготовка к состязаниям, обсуждения и тренировки. Как правило, в состязаниях участвуют команды по 2 человека. В день состязаний каждой команде предоставляется конструктор и необходимые дополнительные детали, из которых за определенный промежуток времени необходимо собрать робота, запрограммировать его на компьютере и отладить на специальном поле. Для некоторых видов состязаний роботы собираются заранее. Готовые роботы сдаются судьям на осмотр, затем по очереди запускаются на полях, и по очкам, набранным в нескольких попытках, определяются победители. Способы определения результативности усвоения программы - участие ребенка в конкурсных мероприятиях - выполнение итоговых заданий в конце освоения курса Условия реализации программы - Материально-техническое обеспечение. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: Набор для изучения робототехники WEDO 2.0 – базовых 4 и запасные детали 2 Зарядные устройства, аккумуляторы Персональный планшет с установленной программой– 4 шт.; - Информационное обеспечение. 12 Мультимедийный проектор -1 шт.;Интерактивная доска – 1 шт; - Интернет источники • • Сайт разработчиков конструктора ПервоРобот NXT Lego mindstorms education http://www.mindstorms.su • http://www.gruppa-prolif.ru/content/view/23/44/ • http://robotics.ru/ • http://moodle.uni-altai.ru/mod/forum/discuss.php?d=17 • http://ar.rise-tech.com/Home/Introduction • http://www.prorobot.ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass.php • http://www.prorobot.ru/lego.php • http://robotor.ru 13