Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
1
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа:
1.
Конституция Российской Федерации;
2.
Указы Президента Российской Федерации;
3.
Постановления, распоряжения и нормативные акты Правительства Российской
Федерации, Свердловской области, муниципального образования «город Екатеринбург»;
4.
Устав МБОУ СОШ № 95
Направленность программы – техническая.
Актуальность программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
детей
«Робототехника» является программой технической направленности. Робототехника является
одним из важнейших направлений научно - технического прогресса, в котором проблемы
механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.
Изучение основ робототехники очень перспективно и важно именно сейчас. За
последние годы успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и
деловую сферы нашей жизни. Роботы широко используются в транспорте, в исследованиях
Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных
исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и
товаров народного потребления.
Образовательная робототехника является популярным и эффективным методом для
изучения важных областей науки, технологии, конструирования, интегрируется в учебный
процесс, опираясь на такие школьные учебные дисциплины, как информатика, математика,
технология, физика, химия и биология. Робототехника активизирует развитие учебнопознавательной компетентности учащихся.
Создавая и программируя различные управляемые устройства, ученики получают знания
о технике, которая используется в настоящем мире науки, конструирования и дизайна. Они
разрабатывают, строят и программируют полностью функциональные модели, учатся вести
себя как молодые ученые, проводя простые исследования, просчитывая и изменяя поведение,
записывая и представляя свои результаты.
Отличительные особенности программы
На занятиях дети учатся, играя и, играя, - учатся. Ребята в игровой форме развивают
инженерное мышление, получают практические навыки при сборке робота. В ходе сборки
школьник
учится ориентироваться в чертежах, рационально организовывать работу.
2
Программа направлена на поддержку среды для детского научно-техническоготворчества и
обеспечение возможности самореализации учащихся. Содержание программы направлено на
создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и
творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к
общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное и духовное развитие личности
ребенка.
Адресат программы
В объединение принимаются дети в возрасте 7-11 лет (1-4 класс) без специальногоотбора.
Объем и срок освоения программы
–
общее количество учебных часов - 56,
–
продолжительность освоения программы - 7 месяцев
Форма обучения – очная.
Особенности
организации
образовательного
процесса
–
учащиеся
сформированы в разновозрастные группы, состав группы постоянный.
Режим занятий.
- общее количество часов в год - 56;
- количество часов в неделю – 2 академических часа;
- периодичность занятий – еженедельно.
Цели программы:
Формирование у школьников представления о робототехнике и программировании, развитие
научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка.
Задачи:
Воспитательные:
Развивать креативное мышление и пространственное воображение, умение излагать
мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
Воспитывать стремление к получению качественного законченного результата
Развивающие:
Повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных
роботизированных систем
3
Научить грамотно выражать свою идею, проектировать ее техническое и
программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию.
Развивать навыки инженерного мышления, умения работать по предложенным
инструкциям,
конструирования,
программирования
и
эффективного
использования
кибернетических систем
Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность
Формировать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно
распределять обязанности.
Образовательные:
Обучить современным разработкам по робототехнике в области образования;
Обучить учащихся комплексу базовых технологий, применяемых при создании роботов,
основным принципам механики.
Обучить основам программирования в компьютерной среде моделирования LEGO WeDo
2.0 (использовать компьютеры, как средства управления моделью
и специальных
интерфейсных блоков совместно с конструкторами, составление управляющих алгоритмов
для собранных моделей)
Обучить учащихся решению ряда кибернетических задач, результатом каждой из
которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением;
Изучить правила соревнований по Лего - конструированию и программированию.
Формы и методы организации занятий
Основной формой являются групповые занятия или занятия парами (командами), в которых
одному отводится роль конструктора, другому - программиста.
При изучении
нового материала предусмотрены разные формы проведения занятий для
формирования и совершенствование умений и навыков:
лекция;
беседа;
практика;
сообщение-презентация;
творческая работа;
работа в парах;
игры;
проектная деятельность: создание проблемной ситуации и поиск её практического
решения (деятельностный подход)
поисковые и научные исследования (создание ситуаций творческого поиска)
4
комбинированные занятия;
знакомство
с
интернет
-
ресурсами,
связанными
с
робототехникой;
Методика проведения занятий - образовательный контекст
Все занятия с образовательными конструкторами предусматривают, что учебный процесс
включает в себе четыре составляющие: Установление
взаимосвязей,
Конструирование, Рефлексия и Развитие. Устанавливая связи между уже имеющимся и
новым опытом, полученным в процессе обучения, ребенок приобретает знания. Сам посебе
начальный новый опыт позволяет сформировать
совершенно
новое
знание.
Использование на занятиях конструкторов помогает детям изучать основы информационных
технологий и материального производства, устанавливая взаимосвязимежду идеями
подходами, которые
представляемых
на
применяются
видеоклипах
и
и
при выполнении заданий,
фотографиях,
демонстрирующих
реально
используемые технологии. Педагог ставит новую техническую задачу, решение которой
ищется совместно.
Обучение в процессе практической деятельности предполагает создание моделей и
реализацию
идей
путем
конструирования.
При
необходимости
выполняется
эскиз
конструкции. Далее учащиеся работают в группах по 2 человека. Проверив наличие основных
деталей, учащиеся приступают к созданию роботов. При необходимости
преподаватель раздает учебные карточки со всеми этапами сборки (или выводит изображение
этапов на большой экран с помощью проектора).
В зависимости от задач, на занятиях используются разные виды конструирования:
-
Свободное, не ограниченное жесткими рамками исследование, в ходе которого дети
создают различные модификации простейших моделей, что позволяет им прийти к
пониманию определенной совокупности идей;
-
Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое
выполнение инструкций, в результате которого дети строят модель, используемую для
обработки данных;
-
Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе
которого
ученики
делают
модели
по
собственным
проектам
и
самостоятельные
конструкторские разработки.
5
Учебно-тематический план
№
Разделы программы
Количество часов
Теория
Прак Всего
тика
1
Инструктаж по ТБ
1
-
1
2
Введение: кибернетика, робототехника
1
-
1
3
Основы конструирования
0,5
1,5
2
4
Моторные механизмы
0,5
3,5
4
5
Трехмерное моделирование
0,5
5,5
6
6
Введение в робототехнику
0,5
1,5
2
7
Основы управления роботом
0,5
7,5
8
8
Удаленное управление
0,5
7,5
8
9
Игры роботов
2
6
8
10
Состязания роботов
2
6
8
11
Творческие проекты
1
7
8
Всего:
10
46
56
Содержание программы.
1.
Инструктаж по ТБ
Теория: Знакомство с конструктором ЛЕГО. ТБ при работе с деталями. Правила сборки
комплектов конструктора. ТБ при работе с компьютером.
2.
Введение: информатика, кибернетика, робототехника
Теория-практика: Развитие наук, путь от компьютера к роботу. Входной тест. Построение
простейшей модели. Элемент соревнования.
3.
Основы конструирования
Теория: Простейшие механизмы. Названия и принципы крепления деталей. Виды не
моторизированного транспортного средства. Рычаг. Зубчатая передача: прямая, коническая,
червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Колесо, ось. Центр тяжести.
Измерения.
Практика: решение практических задач и принципы крепления деталей. Построение
«фантастического» животного. Строительство высокой башни. Конструирование
механизмов, передач и подбор и расчет передаточного отношения. Построение не
моторизированного транспортного средства
3.1. Названия и принципы крепления деталей. Хватательный механизм
6
3.2. Принцип устойчивости конструкций. Башни.
3.3. Виды
механической
передачи.
Зубчатая
и
ременная
передача.
Передаточное
отношение
3.4. Повышающая передача. Волчок
3.5. Понижающая передача. Силовая « Крутилка »
3.6 Редуктор. Осевой редуктор с заданным передаточным отношением
3.7. «Механическое Сумо» Зачет
4. Моторные механизмы
Теория: Виды моторизованного транспортного средства. Механизмы с использованием
электромотора и батарейного блока. Роботы-автомобили, тягачи, простейшие шагающие
роботы.
Практика: Конструирование механизмов и роботов.
4.1.
Стационарные моторные механизмы
4.2.
Одномоторный гонщик
4.3.
Преодоление горки
4.4.
Робот-тягач
4.5.
Сумотори
4.6.
Шагающие роботы
4.7.
Маятник Капицы
4.8.
Зачет
5.
Трехмерное моделирование
Теория: Знакомство с трехмерным моделированием. Зубчатая передача Практика: Создание
трехмерных моделей конструкций из Lego
5.1.
Введение в виртуальное конструирование. Построение зубчатой передачи.
5.2. Построение простейших моделей.
6. Введение в робототехнику
Теория: Знакомство с контроллером WeDo 2.0. Встроенные программы. Датчики. Среда
программирования. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие
роботы. Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи.
Практика: Конструирование и программирование моделей.
6.1 Знакомство с контроллером WeDo 2.0. 6.2.Одномоторная тележка. 6.3.Встроенные
программы. 6.4.Двухмоторная тележка.
6.5.
Датчики.
6.6.
Среда программирования.
6.7.
Колесные, гусеничные и шагающие роботы.6.8.Решение простейших задач.
6.9.
Цикл, Ветвление, параллельные задачи.
7
6.10.
Виды соревнований: Кегельринг
6.11.
Следование по линии
6.12.
7.
Путешествие по комнате
Основы управления роботом
Теория: Эффективные конструкторские и программные решения классических задач.
Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи,
подпрограммы, контейнеры и пр.
Практика: Конструирование, программирование и тестирование моделей. 7.1.Релейный
регулятор
7.2.
Пропорциональный регулятор
7.3.
Защита от застреваний
7.4.
Траектория с перекрестками
7.5.
Пересеченная местность
7.6.
Обход лабиринта
7.7.
Анализ показаний разнородных датчиков
7.8.
Синхронное управление двигателями
7.9.
Робот-барабанщик
Удаленное управление
8.
Теория: Управление роботом через bluetooth.Практика: Программирование моделей.
8.1.
Передача числовой информации
8.2.
Кодирование при передаче
8.3.
8.4.
9.
Управление моторами через bluetooth
Устойчивая передача данных
Игры роботов
Теория: Изучение правил игры в боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с
использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование
удаленного управления. Простейший искусственный интеллект. Проведение состязаний,
популяризация новых видов робо-спорта.
Практика: Проведение игр.
9.1.
«Царь горы»
9.2.
Управляемый футбол роботов
9.3.
10.
Футбол с инфракрасным мячом (основы)
Состязания роботов
Теория: Подготовка команд для участия в состязаниях роботов различных уровней.
Регулярные поездки. Использование микроконтроллеров WeDo 2.0.
Практика: Проведение состязаний. Поездки на соревнования роботов различных уровней.
10.1. Сумо
8
10.2. Перетягивание каната
10.3
Кегельринг
10.4
Следование по линии
10.5
Слалом
10.6 Лабиринт
11. Творческие проекты
Теория: Разработка творческих проектов на свободную тематику. Одиночные и групповые
проекты.
Практика: Работа с проектами Правила дорожного движения
11.1
Роботы-помощники человека
11.2
Роботы-артисты
11.3
Свободные темы.
12. Итоговое занятие
Теория: Повторение основ конструирования, программирования. Сдача проектов. Практика:
Тестирование проектов. Регулярные выставки и поездки. Участие в научнопрактической конференции и в различных конкурсах- фестивалях.
Планируемые результаты
Личностные результаты
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать
9
достижение этой цели;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на
основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным
замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск информации в индивидуальных
информационных
архивах
учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах
информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены
существенные
характеристики
объекта
(пространственно-графическая
или
знаково-
символическая);
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
10
свою;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты
По окончании обучения учащиеся должны
знать:
-
правила безопасной работы;
-
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
-
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
-
конструктивные особенности различных роботов;
-
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других
объектов и т.д.;
-
основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ.
уметь:
-
использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
конструировать
различные
модели;
использовать
созданные
-
применять полученные знания в практической деятельности; владеть:
-
навыками работы с роботами;
-
навыками работы в среде Lego WEDO 2.0
программы;
Ожидаемым результатом всей деятельности является повышение интереса и мотивации
учащихся к учению, развитие умения моделировать и исследовать процессы, повышение
интереса к естественным наукам, информатике и математике.
Методическое обеспечение
Организация образовательного процесса – очная. Методы обучения - словесные, наглядные,
практические;
11
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
исследовательский
проблемный;
игровой, проектный и др.)
Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.;
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая;
Формы организации учебного занятия - беседа, защита проектов, игра, практическое занятие,
презентация, соревнование и др.
Эксперименты и задания организованы так, что в основе каждого нового задания используется
часть предыдущего. Поэтому, выполняя задания, изучается что-то новое и при этом
используется опыт, полученный ранее. Задания построены от простого к сложному.
Для закрепления изученного материала, мотивации дальнейшего обучения и выявления
наиболее способных учеников регулярно проводятся состязания роботов. Учащимся
предоставляется возможность принять участие в состязаниях самых разных уровней
(внутренних и выездных). Состязания проводятся по следующему регламенту. Заранее
публикуются правила, материал которых соответствует пройденным темам на занятиях. На
нескольких занятиях с учащимися проводится подготовка к состязаниям, обсуждения и
тренировки. Как правило, в состязаниях участвуют команды по 2 человека. В день состязаний
каждой команде предоставляется конструктор и необходимые дополнительные детали, из
которых
за
определенный
промежуток
времени
необходимо
собрать
робота,
запрограммировать его на компьютере и отладить на специальном поле. Для некоторых видов
состязаний роботы собираются заранее. Готовые роботы сдаются
судьям на осмотр, затем по очереди запускаются на полях, и по очкам, набранным в
нескольких попытках, определяются победители.
Способы определения результативности усвоения программы
-
участие ребенка в конкурсных мероприятиях
-
выполнение итоговых заданий в конце освоения курса
Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы:
Набор для изучения робототехники WEDO 2.0 – базовых 4 и запасные детали 2 Зарядные
устройства, аккумуляторы
Персональный планшет с установленной программой– 4 шт.;
-
Информационное обеспечение.
12
Мультимедийный проектор -1 шт.;Интерактивная доска – 1 шт;
-
Интернет источники
•
•
Сайт разработчиков конструктора ПервоРобот NXT Lego mindstorms education
http://www.mindstorms.su
•
http://www.gruppa-prolif.ru/content/view/23/44/
•
http://robotics.ru/
•
http://moodle.uni-altai.ru/mod/forum/discuss.php?d=17
•
http://ar.rise-tech.com/Home/Introduction
•
http://www.prorobot.ru/lego/robototehnika_v_shkole_6-8_klass.php
•
http://www.prorobot.ru/lego.php
•
http://robotor.ru
13