Возраст обучающихся: 6,5 – 7 лет
Срок реализации 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и
воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого
является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает
при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную
сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный
аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат
благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического,
народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность,
трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения.
Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной
ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую
действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на
занятиях танцем, но и в повседневной жизни.
Предлагаемая рабочая программа ориентирована на работу с детьми, независимо от
наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической
культуры и привития начальных навыков в искусстве танца.
по содержанию является оздоровительной направленности;
по форме организации – дополнительной (кружковой);
по времени организации – долгосрочной (7 месяцев);
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 5,5-и до 7-и лет;
объем программы – 28 часов, рассчитан на 28 недель, с недельной нагрузкой – 1 раз в
неделю.
Обучение по программе создает необходимый двигательный режим, положительный
психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению
здоровья ребѐнка, его физическому и умственному развитию.
Основная цель программы: индивидуальное развитие личности, творческой
самореализации дошкольника, средствами танцевально-игровой гимнастики.
Задачи обучающие:
обучать умению правильно и красиво двигаться под музыку в соответствии
заданному ритму;
обучать исполнять правильно и выразительно танцевальные композиции и
упражнения;
обучать выполнять законы исполнительского мастерства.
Задачи развивающие:
развивать хореографические способности учащихся, пластичность и выразительность
движений;
развивать познавательную активность учащихся;
развивать и расширять двигательный опыт учащихся посредством усложнения ранее
освоенных упражнений;
прививать чувство ответственности, пунктуальности, аккуратности;
развивать музыкальный слух, ритмичность.
Задачи воспитательные:
воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности к требованиям выполнения
задания, дисциплинированность;
воспитывать и содействовать повышению уровня духовно-нравственной,
коммуникативной культуры;
воспитывать чувство коллективизма;
воспитывать морально-волевые, эстетические качества;
прививать стремление к здоровому образу жизни.
Методы обучения:
наглядный – практический качественный показ;
словесный – объяснение, желательно образное;
игровой – учебный материал в игровой форме;
творческий – самостоятельное создание воспитанниками музыкально – двигательных
образов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Естественное развитие организма ребенка, функциональное совершенствование его
отдельных органов и систем.
Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического
настроя.
Укрепление здоровья ребенка, его полноценное физическое и умственное развитие.
По прохождении данной программы учащиеся будут
знать:
комплекс разминочных упражнений для подготовки тела к занятию;
основные танцевальные компоненты, терминологию, правила выполнения
упражнений;
элементы музыкальной грамоты;
иметь представление о факторах, способствующих сохранению и укреплению
здоровья, профилактики заболеваний;
правила техники безопасности на занятиях.
Уметь:
эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и виды
танцев, соответствующие Программе;
исполнять детские песенки с изученными танцевальными элементами;
выполнять построения и перестроения, усложненные различными видами ходьбы и
исполнением различных движений;
работать с реквизитом в танце;
выполнять законы исполнительского мастерства;
внимательно слушать педагога и четко выполнять его рекомендации;
работать коллективно, слаженно;
выполняет специальные упражнения для согласования движений с музыкой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
игроритмика
игрогимнастика
игротанцы
танцевально-ритмическая гимнастика
игропластика
музыкально – подвижные игры
1) Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей
детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения
под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу
и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные
упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры:
Темп музыки
Взаимосвязь темпа музыки и движений
Устойчивость в темпе;
Переключение с одного темпа на другой;
Постепенное ускорение или замедление темпа;
Влияние темпа музыки на ее характер.
Динамика музыки
Влияние динамики музыки на ее характер
Способ исполнения
Влияние способа исполнения на характер музыки
Отражение в движении характера музыки;
Строение музыкального произведения – вступление, начало, проигрыш, концовка,
часть (законченный музыкальный образ), предложение, фраза (законченная
музыкальная мысль)
2) Игропластика (стретчинг, гимнастика) развитие мышечной силы и гибкости
занимающихся, способствует укреплению позвоночника и позволяет предотвратить
нарушения осанки и исправить ее.
Хлопки
Топ-топ,
танцевальные позиции ног – 1,6
Вытянутая и сокращенная стопа
позиции рук,
позиция головы
постановка корпуса стоя
постановка корпуса сидя – «по-турецки», поза ученика, с вытянутыми ногами
постановка корпуса лежа
перекаты вперед-назад; • упражнения для развития мышечной силы и гибкости
3) Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и
целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию
умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале,
перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и
колонну.
Марш – на месте, с продвижением, со сменой направления
Марш различными длительности
Соблюдение интервала
Бег – колени впереди, стопы назад, на месте и с продвижением построение в
шеренгу (линию) и в колонну;
перестроение в круг;
бег по кругу и по ориентирам «змейкой»;
перестроение из одной шеренги в несколько, из одной колонны в несколько
построение в шахматном порядке
Движения в паре, ладушки.
4) Музыкально-подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех
занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются
приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все
то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике
игры на определение динамики музыкального произведения;
игры для развития ритма и музыкального слуха;
подвижные игры, с мячом, с погремушками, с муз. инструментами
игры-превращения, подражания, образные сравнения
ролевые игры
имитация разнообразных действий
имитацией поведения птиц, зверей
5) Элементарные танцевальные движения. Решается задача приобщения детей к искусству
танца, формирования танцевальных знаний, умений и навыков. Позволяет не только
постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проблем
эстетического воспитания детей - приобщение их к богатству танцевального и
музыкального народного творчества.
Русский поклон, поклон с приставным шагом для девочек, поклон с приставным
шагом для мальчиков
Шаг хороводный, танцевальный. Топающие шаги
Шаг приставной, приставной с полуприседанием
Тройной шаг
Шаг с припаданием
Притоп, шаги с притопом, приставной шаг с притопом, тройной притоп, тройной
поворот с поворотом
Ковырялоча с притопом
Полуприседание (пружинка) с наклоном корпуса, полуприседание с поворотом
корпуса
Полуприседание с выставлением ноги на пятку.
Подскоки.
Перескоки.
Боковой галоп, боковой галоп с поворотом
Танцевальный бег
6) Танцевально-ритмические этюды, постановки. Здесь представлены образнотанцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный
характер и завершенность. В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них
развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности.
Дети осваивают музыкально – танцевальную природу искусства. Развивается творческая
инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа
движениями.
гимнастические,
имитационные,
образные
общеразвивающие,
координационные
танцевальные.
образно-танцевальные композиции.
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия
1-2
Тема занятия
Кол-во часов
Разминка; познавательная эстафета
1
3-4
Разминка; танцевальные связки под музыку
1
5-6
Разминка; спортивная эстафета
1
7-8
Разминка; упражнения на гибкость в игровой форме
1
9-10
Разминка; строевые перестроения
1
11-12
Разминка; танцевальная ритмика
1
13-14
Разминка; круговая тренировка физической подготовки
1
15-16
Разминка; основные танцевальные позиции
1
17-18
Разминка; развитие чувства ритма и такта
1
19-20
Разминка; работа в парах
1
21-22
Разминка; работа в небольших группах
1
23-24
Разминка; танцевальные комбинации под музыку
1
25-26
Разминка; задания на формирование правильной осанки
1
27-28
Разминка; растяжка; заключительное занятие; подвижные
игры
1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт работы по развитию детей дошкольного возраста средствами танцевальноритмической гимнастики позволяет сделать следующие выводы:
1. Сущность танцевально-ритмической гимнастики заключается в восприятии детьми
музыки через движения, с целью укрепления здоровья, развития музыкально-эстетических
чувств, двигательных качеств и умений, познавательного интереса, творческого
воображения, психических процессов.
2. Современные методики к организации занятий танцевально-ритмической гимнастикой с
дошкольниками предполагают: Включение в занятия по ритмике нетрадиционных средств
физического воспитания;
Использование интенсивных методов обучения – выполнения большого объема
двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать
большой круг разнообразных задач развития ребенка;
Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под
музыку; Выбор оптимальной системы занятий;
3. Образовательная работа по программе «Ритмика» позволяет добиваться следующих
результатов:
Укрепления здоровья;
Развития музыкальности;
Развития двигательных качеств и умений;
Развития творческих и созидательных способностей;
Развития и тренировки психических процессов;
Развития нравственно-коммуникативных качеств личности;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Учебный класс для занятий – хорошо проветриваемое и освещенное помещение;
Наличие оборудования для зала (зеркала, станки, шкафы и стеллажи для хранения
дидактических пособий и учебных материалов, столы, стулья, скамейки, коврики,
мультимедийная система);
Наличие у детей специальной формы и обуви для танцев;
Музыкальное сопровождение - технические средства обучения: звуко-техническое и
видеооборудование (компьютер, музыкальный центр, микрофоны, пульт, DVD
диски, USB носители, диски с записями);
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Закон об образовании».
Барышникова Т. «Азбука хореографии». – Москва, Ральф, 2001
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение -М., 2012 г.
Богданов Г. Урок русского народного танца. – Москва, 1995
Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1977 г.
Горский Б.А. Технология разработки авторской программы дополнительного
образования детей. // Дополнительное образование – 2003 - №1.
7. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца – Танцевальные движения и
комбинации на середине зала», – М: Владос, 2014
8. Захаров В.М. Танцы народов мира. – М., 2021 г.
9. Кауль Н.Н. Как научить танцевать – Ростов, 2014 г.
10. Климов А. Основы русского народного танца – М., 2004 г.
11. Кулагина И.Е. «Художественное движение» Программы дополнительного
образования Министерства образования Высшей школы РФ, 2005 г.
12. Мур А. Бальные танцы – М., 2014 г.
13. Мур А. Начальный курс танца – М., 2012 г.
14. Полятков С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, 2015 г.
15. Роот З. Танцы с нотами – М., 2016 г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.