Возраст обучающихся: 6,5 – 7 лет Срок реализации 1 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца. Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает детям понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни. Предлагаемая рабочая программа ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привития начальных навыков в искусстве танца. по содержанию является оздоровительной направленности; по форме организации – дополнительной (кружковой); по времени организации – долгосрочной (7 месяцев); Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 5,5-и до 7-и лет; объем программы – 28 часов, рассчитан на 28 недель, с недельной нагрузкой – 1 раз в неделю. Обучение по программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребѐнка, его физическому и умственному развитию. Основная цель программы: индивидуальное развитие личности, творческой самореализации дошкольника, средствами танцевально-игровой гимнастики. Задачи обучающие: обучать умению правильно и красиво двигаться под музыку в соответствии заданному ритму; обучать исполнять правильно и выразительно танцевальные композиции и упражнения; обучать выполнять законы исполнительского мастерства. Задачи развивающие: развивать хореографические способности учащихся, пластичность и выразительность движений; развивать познавательную активность учащихся; развивать и расширять двигательный опыт учащихся посредством усложнения ранее освоенных упражнений; прививать чувство ответственности, пунктуальности, аккуратности; развивать музыкальный слух, ритмичность. Задачи воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности к требованиям выполнения задания, дисциплинированность; воспитывать и содействовать повышению уровня духовно-нравственной, коммуникативной культуры; воспитывать чувство коллективизма; воспитывать морально-волевые, эстетические качества; прививать стремление к здоровому образу жизни. Методы обучения: наглядный – практический качественный показ; словесный – объяснение, желательно образное; игровой – учебный материал в игровой форме; творческий – самостоятельное создание воспитанниками музыкально – двигательных образов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Естественное развитие организма ребенка, функциональное совершенствование его отдельных органов и систем. Создание необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя. Укрепление здоровья ребенка, его полноценное физическое и умственное развитие. По прохождении данной программы учащиеся будут знать: комплекс разминочных упражнений для подготовки тела к занятию; основные танцевальные компоненты, терминологию, правила выполнения упражнений; элементы музыкальной грамоты; иметь представление о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактики заболеваний; правила техники безопасности на занятиях. Уметь: эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и виды танцев, соответствующие Программе; исполнять детские песенки с изученными танцевальными элементами; выполнять построения и перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением различных движений; работать с реквизитом в танце; выполнять законы исполнительского мастерства; внимательно слушать педагога и четко выполнять его рекомендации; работать коллективно, слаженно; выполняет специальные упражнения для согласования движений с музыкой. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ: РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ: игроритмика игрогимнастика игротанцы танцевально-ритмическая гимнастика игропластика музыкально – подвижные игры 1) Игроритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры: Темп музыки Взаимосвязь темпа музыки и движений Устойчивость в темпе; Переключение с одного темпа на другой; Постепенное ускорение или замедление темпа; Влияние темпа музыки на ее характер. Динамика музыки Влияние динамики музыки на ее характер Способ исполнения Влияние способа исполнения на характер музыки Отражение в движении характера музыки; Строение музыкального произведения – вступление, начало, проигрыш, концовка, часть (законченный музыкальный образ), предложение, фраза (законченная музыкальная мысль) 2) Игропластика (стретчинг, гимнастика) развитие мышечной силы и гибкости занимающихся, способствует укреплению позвоночника и позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить ее. Хлопки Топ-топ, танцевальные позиции ног – 1,6 Вытянутая и сокращенная стопа позиции рук, позиция головы постановка корпуса стоя постановка корпуса сидя – «по-турецки», поза ученика, с вытянутыми ногами постановка корпуса лежа перекаты вперед-назад; • упражнения для развития мышечной силы и гибкости 3) Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения в зале. Строевые упражнения способствуют развитию умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну. Марш – на месте, с продвижением, со сменой направления Марш различными длительности Соблюдение интервала Бег – колени впереди, стопы назад, на месте и с продвижением построение в шеренгу (линию) и в колонну; перестроение в круг; бег по кругу и по ориентирам «змейкой»; перестроение из одной шеренги в несколько, из одной колонны в несколько построение в шахматном порядке Движения в паре, ладушки. 4) Музыкально-подвижные игры содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по ритмике игры на определение динамики музыкального произведения; игры для развития ритма и музыкального слуха; подвижные игры, с мячом, с погремушками, с муз. инструментами игры-превращения, подражания, образные сравнения ролевые игры имитация разнообразных действий имитацией поведения птиц, зверей 5) Элементарные танцевальные движения. Решается задача приобщения детей к искусству танца, формирования танцевальных знаний, умений и навыков. Позволяет не только постичь эстетику движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического воспитания детей - приобщение их к богатству танцевального и музыкального народного творчества. Русский поклон, поклон с приставным шагом для девочек, поклон с приставным шагом для мальчиков Шаг хороводный, танцевальный. Топающие шаги Шаг приставной, приставной с полуприседанием Тройной шаг Шаг с припаданием Притоп, шаги с притопом, приставной шаг с притопом, тройной притоп, тройной поворот с поворотом Ковырялоча с притопом Полуприседание (пружинка) с наклоном корпуса, полуприседание с поворотом корпуса Полуприседание с выставлением ноги на пятку. Подскоки. Перескоки. Боковой галоп, боковой галоп с поворотом Танцевальный бег 6) Танцевально-ритмические этюды, постановки. Здесь представлены образнотанцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. Дети осваивают музыкально – танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать характер музыки и содержание образа движениями. гимнастические, имитационные, образные общеразвивающие, координационные танцевальные. образно-танцевальные композиции. 7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № занятия 1-2 Тема занятия Кол-во часов Разминка; познавательная эстафета 1 3-4 Разминка; танцевальные связки под музыку 1 5-6 Разминка; спортивная эстафета 1 7-8 Разминка; упражнения на гибкость в игровой форме 1 9-10 Разминка; строевые перестроения 1 11-12 Разминка; танцевальная ритмика 1 13-14 Разминка; круговая тренировка физической подготовки 1 15-16 Разминка; основные танцевальные позиции 1 17-18 Разминка; развитие чувства ритма и такта 1 19-20 Разминка; работа в парах 1 21-22 Разминка; работа в небольших группах 1 23-24 Разминка; танцевальные комбинации под музыку 1 25-26 Разминка; задания на формирование правильной осанки 1 27-28 Разминка; растяжка; заключительное занятие; подвижные игры 1 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Опыт работы по развитию детей дошкольного возраста средствами танцевальноритмической гимнастики позволяет сделать следующие выводы: 1. Сущность танцевально-ритмической гимнастики заключается в восприятии детьми музыки через движения, с целью укрепления здоровья, развития музыкально-эстетических чувств, двигательных качеств и умений, познавательного интереса, творческого воображения, психических процессов. 2. Современные методики к организации занятий танцевально-ритмической гимнастикой с дошкольниками предполагают: Включение в занятия по ритмике нетрадиционных средств физического воспитания; Использование интенсивных методов обучения – выполнения большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка; Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку; Выбор оптимальной системы занятий; 3. Образовательная работа по программе «Ритмика» позволяет добиваться следующих результатов: Укрепления здоровья; Развития музыкальности; Развития двигательных качеств и умений; Развития творческих и созидательных способностей; Развития и тренировки психических процессов; Развития нравственно-коммуникативных качеств личности; МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Учебный класс для занятий – хорошо проветриваемое и освещенное помещение; Наличие оборудования для зала (зеркала, станки, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, столы, стулья, скамейки, коврики, мультимедийная система); Наличие у детей специальной формы и обуви для танцев; Музыкальное сопровождение - технические средства обучения: звуко-техническое и видеооборудование (компьютер, музыкальный центр, микрофоны, пульт, DVD диски, USB носители, диски с записями); СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ «Закон об образовании». Барышникова Т. «Азбука хореографии». – Москва, Ральф, 2001 Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение -М., 2012 г. Богданов Г. Урок русского народного танца. – Москва, 1995 Васильева Т. Секрет танца. – СПб., 1977 г. Горский Б.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей. // Дополнительное образование – 2003 - №1. 7. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца – Танцевальные движения и комбинации на середине зала», – М: Владос, 2014 8. Захаров В.М. Танцы народов мира. – М., 2021 г. 9. Кауль Н.Н. Как научить танцевать – Ростов, 2014 г. 10. Климов А. Основы русского народного танца – М., 2004 г. 11. Кулагина И.Е. «Художественное движение» Программы дополнительного образования Министерства образования Высшей школы РФ, 2005 г. 12. Мур А. Бальные танцы – М., 2014 г. 13. Мур А. Начальный курс танца – М., 2012 г. 14. Полятков С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, 2015 г. 15. Роот З. Танцы с нотами – М., 2016 г. 1. 2. 3. 4. 5. 6.