Программа Нестандартная математика

Возраст обучающихся: 9 – 12 лет
Срок реализации: 1 год

1

Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к
изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными
вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки программы,
расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением закрепит интерес обучающихся к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление к
развитию у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи,
а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному
вопросу.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения,
но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Содержание занятий представляет собой введение в мир математики, а также
расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов предмета. Занятия должны
содействовать развитию у обучающихся математического образа мышления: краткости речи,
умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии
и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе
работы, должны быть основаны на любознательности обучающихся, которую и следует
поддерживать, и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только
общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по
предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для
эффективности занятий, желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на
индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Группа для занятий создается на добровольных началах с учетом склонностей
обучающихся, их возможностей и интересов.
Программа рассчитана на год. Занятия 1 раз в неделю.
Цель программы: Формирование и развитие интересов обучающихся к математике через
углубление и расширение математических знаний.
Задачи:
· расширять кругозор обучающихся в различных областях математики;
· развивать математические навыки работы на практике.
· развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление.
· развивать вычислительные навыки, приёмы самостоятельной познавательной
деятельности.
· совершенствовать умения обучающихся в работе с дополнительной литературой.
Работа с обучающимися предусматривает использование различных форм работы: работа
в парах, группах, индивидуальные, коллективные.
На занятиях применяются различные виды деятельности: ролевые игры, дискуссии,
моделирование, коллективное сочинение задач.
I.
Результаты освоения курса
В результате изучения программы «Нестандартная математика» обучающиеся получат
2

возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при - сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения,
-делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану и самостоятельно составленному
плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и из других источников информации.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые- выражения, равенства, неравенства, плоские и
объемные геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе- простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других:
оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения илинебольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их
признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
3

-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
II. Содержание курса.
Содержание программы «Нестандартная математика» соответствует познавательным
возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а
также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета математика.
I. Числа и операции над ними (8 ч)
II. Геометрические фигуры и величины (10 часов)
III. Текстовые задачи (16 часов)
В структуру программы входит теоретический блок материалов, который
подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у
обучающихся творческих способностей, логического мышления, памяти, математической
речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы,
головоломки, обобщать и делать выводы.
Принципы программы:
> Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать
интеллектуальные возможности каждого учащегося.

> Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
> Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим
(решение математических задач).

> Практическая направленность

Содержание занятий внеурочной деятельности направлено на освоение математической
терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач,
которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских
олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

> Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления,
во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах
по математике.

> Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими

разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников
к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной
дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:

4

>
>
>
>
>
>

решение занимательных задач;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы

Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы
нестандартные виды контроля:
> Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
Методы работы:
> упражнения,
> беседа
Формы работы:
> групповые занятия;
> индивидуальные занятия
Условия организации занятий.
Программа ориентирована на воспитанников 9-12 школьного возраста. Формы и
методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и
возрастные особенности, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной
основе. Занятия групповые, по 10-12 человек.

III.
№

Календарно-тематическое планирование
Тема

Количество
часов

Числа и операции над ними (8 часов)
1

Вводное занятие. Математические игры, лабиринты,
кроссворды.

2

2

Из истории чисел. Арифметика каменного века. Живая
счетная машина.

3

3

Логические задания с числами и цифрами (магические
квадраты, цепочки, закономерности).

3

Геометрические фигуры и величины(10 часов)
4

Старинные меры измерений.

2

5

Преобразование геометрических фигур на плоскости по
заданной программе

2

6

Преобразование геометрических фигур в пространстве
по заданной программе

3

5

7

Составление программ для преобразования фигур на
плоскости и в пространстве.

3

Текстовые задачи (16 часов)
8

Схемы, уравнения

2

9

Графическое моделирование

2

10

Составление дерева возможностей

2

11

Решение старинных задач

2

12

Задачи повышенной трудности

4

13

Задачи математических конкурсов и олимпиад

4

Итого

34

Материально-техническая база:
- учебный кабинет;
- ПК;
- проектор;
- интерактивная доска.
Литература:
«Игротека математического кружка ». [Электронный ресурс] http://www.pspu.as.ru
«Учительская газета». [Электронный ресурс] http://www.ug.ru
Агафонова И. Учимся думать. «Занимательные логические задачи, тесты и упражнения» С.
– Пб, 2013.
Кордемский Б.А. «Математическая смекалка». Москва: Книга по требованию, 2012
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел». Москва: Просвещение, 2010
Куликов Ю.М. Уроки математического творчества., М: Просвещение, 2011.
Лавриненко Т. А. «Задания развивающего характера по математике». Саратов: Лицей, 2002
Сухин И. Г. «Занимательные материалы по математике», М.: Вако, 2011

6

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».