Возраст обучающихся: 9 – 12 лет Срок реализации: 1 год 1 Пояснительная записка Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес обучающихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление к развитию у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня. Содержание занятий представляет собой введение в мир математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов предмета. Занятия должны содействовать развитию у обучающихся математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности обучающихся, которую и следует поддерживать, и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности занятий, желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Группа для занятий создается на добровольных началах с учетом склонностей обучающихся, их возможностей и интересов. Программа рассчитана на год. Занятия 1 раз в неделю. Цель программы: Формирование и развитие интересов обучающихся к математике через углубление и расширение математических знаний. Задачи: · расширять кругозор обучающихся в различных областях математики; · развивать математические навыки работы на практике. · развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление. · развивать вычислительные навыки, приёмы самостоятельной познавательной деятельности. · совершенствовать умения обучающихся в работе с дополнительной литературой. Работа с обучающимися предусматривает использование различных форм работы: работа в парах, группах, индивидуальные, коллективные. На занятиях применяются различные виды деятельности: ролевые игры, дискуссии, моделирование, коллективное сочинение задач. I. Результаты освоения курса В результате изучения программы «Нестандартная математика» обучающиеся получат 2 возможность формирования Личностных результатов: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при - сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, -делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметных результатов: Регулятивные УУД: - Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. - Проговаривать последовательность действий. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. - Учиться работать по предложенному учителем плану и самостоятельно составленному плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и из других источников информации. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые- выражения, равенства, неравенства, плоские и объемные геометрические фигуры. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе- простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм); - находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения илинебольшого текста). Слушать и понимать речь других. - Читать и пересказывать текст. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). - Предметных результатов: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; 3 -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; -судить о противоположных явлениях; -давать определения тем или иным понятиям; -выявлять закономерности и проводить аналогии. II. Содержание курса. Содержание программы «Нестандартная математика» соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета математика. I. Числа и операции над ними (8 ч) II. Геометрические фигуры и величины (10 часов) III. Текстовые задачи (16 часов) В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Принципы программы: > Актуальность Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности каждого учащегося. > Научность Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. > Системность Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). > Практическая направленность Содержание занятий внеурочной деятельности направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. > Обеспечение мотивации Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. > Курс ориентационный Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине. Основные виды деятельности учащихся: 4 > > > > > > решение занимательных задач; знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; проектная деятельность самостоятельная работа; работа в парах, в группах; творческие работы Виды контроля знаний В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля: > Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах Методы работы: > упражнения, > беседа Формы работы: > групповые занятия; > индивидуальные занятия Условия организации занятий. Программа ориентирована на воспитанников 9-12 школьного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе. Занятия групповые, по 10-12 человек. III. № Календарно-тематическое планирование Тема Количество часов Числа и операции над ними (8 часов) 1 Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды. 2 2 Из истории чисел. Арифметика каменного века. Живая счетная машина. 3 3 Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). 3 Геометрические фигуры и величины(10 часов) 4 Старинные меры измерений. 2 5 Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе 2 6 Преобразование геометрических фигур в пространстве по заданной программе 3 5 7 Составление программ для преобразования фигур на плоскости и в пространстве. 3 Текстовые задачи (16 часов) 8 Схемы, уравнения 2 9 Графическое моделирование 2 10 Составление дерева возможностей 2 11 Решение старинных задач 2 12 Задачи повышенной трудности 4 13 Задачи математических конкурсов и олимпиад 4 Итого 34 Материально-техническая база: - учебный кабинет; - ПК; - проектор; - интерактивная доска. Литература: «Игротека математического кружка ». [Электронный ресурс] http://www.pspu.as.ru «Учительская газета». [Электронный ресурс] http://www.ug.ru Агафонова И. Учимся думать. «Занимательные логические задачи, тесты и упражнения» С. – Пб, 2013. Кордемский Б.А. «Математическая смекалка». Москва: Книга по требованию, 2012 Кордемский Б.А., Ахадов А.А. «Удивительный мир чисел». Москва: Просвещение, 2010 Куликов Ю.М. Уроки математического творчества., М: Просвещение, 2011. Лавриненко Т. А. «Задания развивающего характера по математике». Саратов: Лицей, 2002 Сухин И. Г. «Занимательные материалы по математике», М.: Вако, 2011 6 7