Программа Мини-футбол

Возраст обучающихся 7 – 15 лет
Срок реализации 1 год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью физического воспитания в спортивных секциях является содействие
всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры
личности воспитанника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье,
хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и
навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения)
осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Программа «Мини-футбол» создает максимально благоприятные условия для
раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его
самоопределения.
Мини-футбол – спортивная командная игра, которая является наиболее комплексным
и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в
группах, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития,
прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций,
перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания
пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к
согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых,
выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп
способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее
влияние на развитие психических процессов воспитанников (восприятие, внимание, память,
мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что
обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой
игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и
соперников.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования
потребностей, интересов и эмоций воспитанников.
Игра всегда привлекает детей, повышает их интерес к занятию. Игры формируют у
детей важные навыки совместной работы, общения. В игровой деятельности воспитывается
ответственность воспитанников, развиваются их способности заботиться о товарищах,
сочувствовать и сопереживать, понимать радости и горести, поражения и победы.
Систематическая тренировка и участие в соревнованиях благотворно сказываются на
физическом развитии футболиста, повышают его работоспособность, улучшают работу
зрительного аппарата, повышают подвижность нервной системы и развивают волевые
качества.
Мини-футбол обладает рядом особенностей, делающих эту игру интересной и
заманчивой. Во-первых, здесь каждый игрок значительно чаще работает с мячом и участвует
в общих игровых действиях; во-вторых, в этой игре забивается довольно много голов, втретьих, каждый участник должен действовать с полной отдачей сил, успевая обороняться и
атаковать. Мяч практически все время находится в игре, что не вызывает вынужденных и
утомительных остановок.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальность программы состоит в том, что футбол – популярный вид спорта. А
через заинтересованность учащихся в футболе есть возможность реализовать цель данной
программы, а именно развить психические и физические качества ребенка, мотивировать его
к здоровому образу жизни.
Целью программы является формирование устойчивых мотивов и потребностей в
бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических
качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового
образа жизни.
Задачи программы.
Образовательные:
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими
упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими
действиями и приемами в футболе;
2

- освоение знаний о футболе, его истории и о современном развитии, роли в
формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации
занятий физическими упражнениями;
- овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек;
- освоение ударов по мячу и остановок мяча;
-овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей;
- освоение техники ведения мяча;
- освоение техники ударов по воротам;
- закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей;
- освоение тактики игры.
Развивающие:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных способностей;
- развитие выносливости;
- развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
Воспитательные:
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного
взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
- воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
- приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Программа рассчитана на обучения для детей 7-15 лет.
Сроки реализации - 1 год
Форма занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по ОФП
являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
ОФП являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в
движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять при
3

этом хладнокровие, сдержанность и рассудительность.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
ОФП являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль
и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру (физические упражнения) как средство(-а)
укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- знать основные физические качества человека, индивидуальные показатели (длину
и массу тела) физического развития;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса,
регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности во время проведения занятий;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- знать правила и последовательность выполнения упражнений утренней
гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития
физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике
остроты зрения и дыхательной гимнастики;
- подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих
упражнений;
- уметь передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных
условиях;
- выполнять простые акробатические соединения и гимнастические комбинации на
высоком техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для
развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, выносливости,
двигательно-координационных способностей);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- освоить на определенном уровне навык работы с различными мячами;
- быть способным применять жизненно важные умения и навыки в различных
изменяющихся (вариативных) условиях.
Формы подведения промежуточных итогов реализации ПДО представляют собой
контрольные занятия для проверки степени освоения техники двигательных действий,
тестирование для проверки уровня развития физических качеств, а также соревнования.
Учебный план
Год обучения
1 год обучения

Количество часов
Всего
Теория
3

112

Практика
109

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретические знания
1) Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола.
Год рождения мини-футбола. Основатель игры в футбол. Родина мини-футбола. Первые
шаги мини-футбола в мире и у нас в стране. Развитие мини-футбола среди школьников.
Описание игры.
2) Значение занятий физической культурой и спортом. Физическая подготовка и ее роль в
футболе. Рациональный суточный режим. Режим дня и питание. Личная гигиена: уход за телом,
закаливание, простейшие приемы самомассажа. Утренняя гимнастика. Гигиена одежды, обуви.
Гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме. Зависимость появления травм от
неправильного отношения к гигиеническим требованиям.
4

Понятие о тренировке и спортивной форме. Общее понятие о строении и функциях
организма человека, взаимодействие систем организма. Костная система и ее развитие.
Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной
массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание
в процессе занятий футболом. Подвижность суставов. Спортивная тренировка, как процесс
совершенствования функций организма. Профилактика травм, оказание первой медицинской
помощи. Травмы и их разновидности. Причины возникновения травм. Ушибы, растяжения,
разрывы мышц, связок, сухожилий. Кровотечения, их виды и меры остановки.
Восстановительные процессы и их активизация. Врачебный контроль и самоконтроль.
3) Правила соревнований.
Состав команды, замена игроков. Права и обязанности игроков. Правила игры. Основы
судейской терминологии и жеста. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Соревнования по волейболу среди школьников.
Практические занятия
Современный мини-футбол предъявляет высокие требования к двигательным
способностям и функциональным возможностям спортсмена. Для этого необходимо
всестороннее развитие физических качеств. Физическую подготовку подразделяют на общую и
специальную. Значение общей и специальной физической подготовки для поднятия и укрепления
функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости. Средствами физической подготовки
являются упражнения из других видов спорта и подвижные игры.
Общая физическая подготовка.
Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятие о строе и командах.
Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну
по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания, перестроения.
Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и
в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты,
размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой
шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время
движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого
пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.
Упражнения с предметами - со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2
кг), гантелями. Упражнения в парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении. Чередование
упражнений руками, ногами - различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым
голеностопными суставами; в положении сидя, лежа -поднимание ног с мячом. Упражнения с
гимнастическими поясами, гантелями, резиновыми амортизаторами. Упражнения на
гимнастических снарядах. Лазанье по гимнастической стенке, канату. Ходьба по бревну.
Смешанные висы.
Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов, индивидуальные, в
парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы).
Упражнения для мышц ног, таза, брюшного пресса. Упражнения без предметов
индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба,
бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с
гантелями - бег, прыжки, приседания. Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту с прямого
разбега (с мостика) согнув ноги через планку (веревочку). Высокие дальние прыжки с разбега
через препятствия без мостика и с мостика. Прыжки с трамплина (подкидного мостика) в
различных положениях, с поворотом. Опорные прыжки.
Акробатические упражнения. Кувырки вперед, назад, стойка на лопатках. Соскоки в
глубину со снарядов (высота снаряда 50-60 см). Группировки в приседе, сидя, лежа на спине.
Перекаты в строну из положения лежа и упора стоя на коленях. Перекаты вперед, назад
прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры рук. Перекат в стороны согнувшись с
поворотом на 180 градусов из седа ноги врозь с захватом ноги. Из положения, стоя на коленях
перекат вперед прогнувшись. Перекаты назад в группировке и согнувшись в стойку на лопатках.
Стойка на лопатках с согнутыми прямыми ногами о стену (для мальчиков с 13 лет и старше).
Кувырок вперед из упора присев и из основной стойки, кувырок вперед с трех шагов и
небольшого разбега. Кувырок вперед из стойки ноги врозь и сед с прямыми ногами. Длинный
5

кувырок вперед. Кувырок назад из упора присев и из основной стойки. Соединение нескольких
кувырков вперед и назад. Кувырок назад прогнувшись через плечо. Подготовительные
упражнения для моста у гимнастической стенки, коня, козла. «Мост» с помощью партнера и
самостоятельно.
Переворот в сторону (вправо и влево) с места и с разбега (с 14 лет).
Соединение указанных выше акробатических упражнений в несложные комбинации.
Упражнения на батуте.
Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением 30-40 м. Низкий старт и стартовый
разбег до 60 м. Повторный бег 3x20-30 м, 3x30-40 м, 4x50-60 м. Эстафетный бег с этапами до 40м
и до 50-60 м. Бег с препятствиями от 60 до 100 м (количество препятствий от 4 до 10), в качестве
препятствий используются набивные мячи, учебные барьеры, условные окопы. Бег в чередовании
с ходьбой до 400 м. Бег медленный до 3 минут (мальчики) и до 2 минут (девочки). Бег или кросс
до 2000 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с места,
тройной прыжок с места и с разбега. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Метания малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность.
Метание гранаты с места, с разбега.
Упражнения в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание. Из упора лежа
сгибание и разгибание рук.
Подвижные игры. Игры без предметов: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные
положения самые различные), «Вызов», «Салки», «Караси и щука», «Волк во рву», «Третий
лишний», круговые и комбинированные эстафеты.
Игры с предметами: «Удочка», «Гонка мячей», «Метко - в цель», «Подвижная цель»,
«Эстафета с бегом», «Мяч среднему», «Встречная эстафета» и т.д.
Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных
сочетаниях и с преодолением препятствий.
Программа общей физической подготовки должна быть направлена на индивидуальные
особенности. Тем не менее, есть определенные области тела, которым должно быть уделено
особенное внимание. Это – ноги, пресс, спина. Важно иметь сильные руки и торс, но не
перекаченные. Чем меньший вес придется носить ногам, тем быстрее они смогут двигаться.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу
(преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из различных исходных положений. Бег с
остановками и изменением направления. Челночный бег 15 и 10 м (общий пробег за одну попытку
20-30 м). Челночный бег, но отрезок в начале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной и т.д.
По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами
в руках (массой 1-3 кг, в зависимости от возраста и пола), с поясом-отягощением или в куртке с
весом.
Упражнения для развития силы.
1.Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2—4 кг, мешочки с песком
3—5 кг, диск от штанги, штанга для средней и старшей групп, вес штанги от 40 до 70% к весу
спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
2. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением.
3.Приседание на одной ноге («пистолет») с последующим подскоком вверх.
4.Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового
амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
5. Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.
6. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
7. Вбрасывание футбольного и наживного мяча на дальность.
8.Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в
лучезапястных суставах. То же, но передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног на
месте).
9. В упоре лежа хлопки ладонями.
10.Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором.
11. Сжимание теннисного (резинового) мяча.
12.Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди
двумя руками (особое внимание обращать на движения кистей и пальцев).
13.Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
6

14. Ловля набивных мячей, направляемых 2—3 партнерами с разных сторон, с
последующими бросками.
Упражнения для развития силы мышц и скоростно-силовых качеств.
1. Выпрыгивание вверх с двух ног в заданном темпе.
2. Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять
упражнения, которые по своей структуре сходные с техническими приемами.
3. Вращательные движения туловищем с отягощением (гриф штанги, диски, гантели,
мешок с песком).
4. Приседания и вставания со штангой на плечах (6-8 раз за подход).
5. Выпрыгивание из полуприседа и приседа со штангой на плечах. Вес - 50%
максимального (6-8 выпрыгиваний за подход).
6. Сидя на гимнастической скамейке - наклоны назад с помощью партнера, который
держит за голеностопные суставы. Упражнение можно выполнять с отягощением в руках.
7. Прыжки через скакалку.
8. Напрыгивание на предметы различной высоты.
9. Серия прыжков с преодолением препятствий.
Упражнения для развития быстроты.
1. Упражнения для развития стартовой скорости: рывки на 5-10 м и 10-15 м из положений
стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии из приседа, широкого выпада, седа, лежа. по
зрительному сигналу.
2. Упражнения для развития дистанционной скорости: ускорение на 15,30 и 60 м без мяча
и с мячом.
3. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки.
Обводка стоек на скорость.
4. Бег с быстрым изменением скорости. Бег с изменением направления до 180 градусов.
Бег боком и спиной вперед на перегонки.
5.Рывок с мячом с последующим ударом по воротам.
6. Быстрые перемещения с последующей имитацией технического приема или
выполнением его.
7. Быстрые переключения от одних действий к другим, различным по характеру.
8. Эстафеты с заданием на быстроту выполнения.
В тренировочном занятии целесообразно чередовать упражнения, направленные на
совершенствование техники, с сериями упражнений, требующих больших физических
напряжений, или имитационными упражнениями большой интенсивности. Такие переключения
способствуют развитию специальной выносливости и повышению эмоционального состояния
занимающихся.
Упражнения для развития специальной выносливости.
1.
Переменный и повторный бег с мячом.
2.
Двусторонние игры (для старшей группы). Двусторонние игры (команды играют в
уменьшенном по численности составе). Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое
против двух и т. п.) большой интенсивности.
3.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам,
выполняемые в течение 3-10 мин. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой
нескольких стоек и ударами по воротам с увеличением длины рывка, количества повторений и
сокращением интервалов отдыха между рывками.
Тренировочные занятия должны строиться так, чтобы создавался запас прочности
в выполнении отдельных технических приемов, их стабильности на протяжении игры.
В ходе игры возникают различные двигательные задачи, требующие быстроты
ориентировки и моментального решения. Некоторые технические приемы приходится выполнять
в безопорном положении, для чего необходимо развитие специальной ловкости и точности
движений. Для развития этих качеств используют следующие упражнения:
Упражнения для развития ловкости.
1. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч
головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90—180°.
2. Прыжки вперед с поворотом и имитацией ударов головой и ногами.
3. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте.
4.Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо.
7

5.Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными частями стопы, бедром,
головой.
6.Ведение мяча головой.
Развития гибкости (подвижности в суставах).
Гибкость развивают с помощью упражнений, которые делят на активные — выполняемые
с отягощениями и без них, и пассивные — выполняемые с помощью партнера. Используют их
сериями по 4-5 движений, постепенно увеличивая амплитуду.
Для развития специальной гибкости (на гибкость для запястья, для плечевых суставов, для
голеностопных суставов, для коленных суставов, для тазобедренных суставов) особенно важны
упражнения, способствующие увеличению подвижности в суставах, укреплению мышечносвязочного аппарата и развитию эластичности мышц и связок. Для этого используют упражнения
на растягивание, по структуре сходные с движениями или отдельными их частями, характерными
для технических приемов игры. Амплитуда движений в таких упражнениях должна быть
большой. Основные средства для развития этих качеств — гимнастические упражнения,
упражнения с помощью партнера. Целесообразно использовать небольшие отягощения.
Умение произвольно расслаблять мышцы значительно повышает работоспособность.
Начинать обучение расслаблению мышц нужно со специальных упражнений — встряхивание,
свободное размахивание руками и ногами, расслабление мышц лежа, семенящий бег и т.п.
Растягивающие упражнения прекрасны для увеличения диапазона движений
определенных групп мышц. Если их выполнять регулярно, мышцы станут более гибкими. Это
сочетание увеличенного диапазона и гибкости сильно поможет в улучшении движений и также
даст возможность ученику вложить дополнительную силу в удар.
Для развития физических качеств следует подбирать доступные и в то же время
интересные для занимающихся упражнения.
Упражнения для формирования у юных футболистов умения двигаться без мяча.
1.
Бег: обычный, спиной вперед; скрестным и приставным шагом (вправо и влево),
изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Ацикличный бег (с
повторным скачком на одной ноге).
2.
Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком
двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега.
3.
Для вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега
(вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге). Остановки во время бега
— выпадом, прыжком и переступанием.
Основы техники и тактики.
Техника передвижений. Бег: по прямой, изменяя направление и скорость, приставным и
скрестным шагом (вправо, влево). Прыжки: вверх толчком двух ног с места и толком двух ног с
места и с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега: выпадом
и прыжками (на обе ноги).
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы,
внутренней и внешней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу; направляя мяч в
обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка,
посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу
внутренней стороной стопы. Удары носком, пяткой (назад). Удары на точность: в ноги партнеру,
по воротам, в цель, на ходу двигающемуся партнеру. Удары на дальность. Выполнение всех
ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное
направление полета. Удары в единоборстве.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега,
по летящему навстречу мячу, направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч
верхом и вниз, на средние и короткие расстояния. Удары на точность: в определенную цель на
поле, в ворота, партнеру. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега.
Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным сопротивлением.
Удары на точность.
Остановка мяча. Остановка подошвой, внешней и внутренней стороной стопы катящегося
и опускающегося мяча на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч к последующим
действиям. Остановка внутренней и внешней стороной стопы и грудью летящего мяча на месте,
в движении вперед и назад, поворотом в сторону, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или
8

передачей.
Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней стороной стопы: правой, левой ногой и
поочередно; по прямой, меняя направление, между стоек и движущихся партнеров; изменяя
скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ведение серединой
подъема и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения,
с обводкой движущихся и противоборствующих соперников, затрудняя для них подступы к мячу,
закрывая мяч телом.
Обманные движения (финты). Обучение финтам после замедления бега или остановки –
неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону), во время ведения мяча внезапная отдача
мяча назад, откидывая его подошвой партнеру, находящемуся сзади: показать ложный запах для
сильного удара по мячу, а вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком, имитируя
передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище
влево, захватить мяч внешней частью подъема правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в
другую сторону. При ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием
мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком уйти с мячом; быстро отвести
мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно остановить мяч
и оставить его партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая
соперника («скрещивание») и др. Выполнение обманных движений в единоборстве.
Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника,
которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим
мячом, выбивая и останавливая мяч в выпаде. Обучение умению выбрать момент для отбора
мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определенные
действия с мячом. Отбор в подкате – выбивая и останавливая мяч ногой.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе, с
шагом вперед до боковой линии. Вбрасывание мяча на точность: под правую, левую ногу партера,
на ходу партнеру. Вбрасывание на точность и на дальность.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в
сторону приставными и скрестными шагами и скачками на двух ногах. Ловля летящего навстречу
и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля
катящегося и низко летящего и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего
навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Ловля катящегося и
летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый
подъем с мячом на ноги после падения. Отбивания мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке
с места и с разбега. Отбивание в сторону, за линию ворот ладонями, пальцами рук в броске мячей,
летящих и катящихся в сторону от вратаря. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Бросок мяча одной рукой с боковым замахом снизу. Выбивание мяча ногой: с земли по
неподвижному мячу, с рук с воздуха по выпущенному из рук мячу и подброшенному перед собой
мячу на точность.
Тактика игры в мини – футбол.
Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному
сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг влево или вправо): во время передвижения
шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться
кругом и продолжить ведение или сделать рывок 5м. Несколько игроков на ограниченной
площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи
и одновременно наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом. 8-6 игроков
образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за
двумя мячами, чтобы не передать их одному партнеру).
Тактика нападения.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле.
Умение ориентироваться и реагировать правильным образом на действие партнеров и соперника.
Выбор момента и способа для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Уметь
оценивать целесообразность той или иной позиции, своевременно занимать наиболее выгодную
позицию для получения мяча. Эффективно использовать изученные приемы, способы и
разновидности для решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов
ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления,
траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования
9

ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки: с
изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты в зависимости от
игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Умение точно и
своевременно выполнять передачу в ноги партнеру, на свободное место, под удар: короткую или
среднюю передачу, верхом или низом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие
комбинации при стандартных положениях: в начале игры, при угловом, при штрафном и при
свободном ударах, вбрасывание мяча(не менее одной в каждой группе). Уметь взаимодействовать
с партнером при равном соотношении и численном превосходстве соперника, используя короткие
и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Начинать и
развивать атаку из стандартных положений.
Командные действия. Уметь выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом
месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и
взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению к опекаемому
игроку и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор
момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценивать игровую
ситуацию и осуществлять отбор мяча изученными способами. Противодействие
маневрированию, т.е. осуществлять «закрывание». И препятствовать сопернику в получении
мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять
отбор мяча изученными способами. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по
воротам.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков
при розыгрыше противником стандартных комбинаций. Уметь противодействовать в обороне
при равном соотношении сил и при численном преимуществе соперника, осуществляя
правильный выбор позиции и страховку партнеров. Организация противодействия комбинациям
«стенка», «скрещивание», «пропуск мяча». Уметь противодействовать в обороне при выполнении
противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинации с
участием вратаря.
Командные действия. Уметь выполнять основные обязательные действия в обороне на
своем игровом месте согласно тактической системе в составе команды. Организация обороны по
принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков
при атаке противника флангом и через центр.
Тактика вратаря.
Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от
угла удара, разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру после ловли открывающемуся
партнеру. Занимать правильную позицию при угловом, штрафном, свободном ударах вблизи
своих ворот. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного
ударов вблизи своих ворот, играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на
различной высоте мячей; подсказывать партнерам при обороне, как занять правильную позицию.
Выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот, введение мяча в игру,
адресуя его свободному от опеки партнеру.
Учебные и тренировочные игры: применяя в них изученный программный материал.
Соревнования и судейство.
Выполнение контрольных нормативов, контрольные игры и соревнования, инструкторская и
судейская практика
Планируемые результаты:
учащиеся, занимающиеся в секции дополнительного образования, должны иметь приросты
показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать результаты
не ниже среднего уровня их развития. Основной показатель секционной работы дополнительного
образования по мини - футболу выполнение программных требований по уровню
подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития,
физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.
10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
темы

Содержание занятия

Кол-во
часов
1

1

Краткий обзор возникновения и развития мини-футбола. Год рождения минифутбола. Основатель игры мини- футбола. Родина мини-футбола. Первые
шаги мини-футбола в мире и у нас в стране.

1

2

Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травм. Режим дня и питание.
Основы спортивной тренировки.
Оснащение спортсмена. Техника
безопасности

3

Правила соревнований по мини-футболу. Техника передвижений игрока (бег,
прыжки, повороты, остановки).

1

4

Инструкторская и судейская практика. Техника передвижений игрока (бег,
прыжки, повороты, остановки).

1

5

Контрольные нормативы: ОФП, СФП.

1

6

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук, развития выносливости.
Остановки мяча.

1

7

Упражнения для развития мышц ног и таза. Ведение мяча.

2

8

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Ведение мяча.

2

9

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Ведение мяча.

2

10

Упражнения для развития быстроты. Ведение мяча с обводкой.

2

11

Упражнения для мышц шеи и туловища. Ведение мяча с обводкой.

2

12

Упражнения для развития гибкости. Ведение мяча с обводкой.

2

13

Упражнения с теннисными мячами. Удары по мячу ногой.

1

14

Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу ногой.

1

15

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Удары по мячу ногой.

2

16

Упражнения для развития ловкости. Удары по мячу ногой после выполнения
технических действий.

2

17

Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции.
Удары по мячу ногой после выполнения технических действий.

1

18

Упражнения для развития быстроты. Удары по мячу ногой после выполнения
технических действий.

1

19

Бег с препятствиями. Кросс. Удары по мячу ногой на точность и на дальность.

2

20

Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу ногой на точность и
на дальность

1

21

Упражнения в висах и упорах. Удары по мячу ногой на точность и на дальность.

1

22

Упражнения для развития силовых качеств. Удары по мячу ногой на точность
и на дальность.

2

23

Прыжок в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Передачи в парах.

2

24

Упражнения для развития прыгучести. Передачи в парах.

1

25

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Передачи в парах, тройках.

1

11

26

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Передачи в парах,
тройках.

2

27

Акробатические упражнения. Передачи мяча в движении.

2

28

Упражнения для развития ловкости. Передачи мяча в движении.

2

29

Инструкторская и судейская практика. Передачи мяча в движении.

1

30

Упражнения для развития гибкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

1

31

Контрольная игра.

2

32

Упражнения для мышц плечевого пояса и рук. Удары по мячу головой.

2

33

Упражнения для развития выносливости. Удары по мячу головой.

2

34

Упражнения для развития мышц ног и таза. Удары по мячу головой с
пассивным и активным сопротивлением.

2

35

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Удары по мячу головой
с пассивным и активным сопротивлением.

2

36

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Удары по мячу головой с
пассивным и активным сопротивлением.

2

37

Упражнения для развития быстроты. Отбор мяча.

2

39

Упражнения для развития гибкости. Отбор мяча.

2

41

Упражнения для развития силовых качеств. Финты (обманные действия).

2

42

Упражнения со скакалкой, на гимнастических снарядах. Финты (обманные
действия).

2

43

Упражнения для развития ловкости. Финты (обманные действия).

2

44

Легкоатлетические упражнения: низкий старт, бег на короткие дистанции.
Введение мяча из-за боковой линии.

1

45

Упражнения для развития быстроты. Введение мяча из-за боковой линии.

1

46

Бег с препятствиями. Кросс. Упражнения для развития умения «видеть поле».

1

47

Упражнения для развития выносливости. Упражнения для развития умения
«видеть поле».

1

48

Упражнения в висах и упорах, развития силовых качеств. Техника игра вратаря.

1

49

Тактика нападения: индивидуальные действия без мяча. Тактика вратаря.
Прыжок в высоту способом.

1

50

Упражнения для развития прыгучести. Тактика нападения: индивидуальные
действия без мяча. Тактика вратаря.

2

51

Эстафетный бег, эстафеты с предметами. Тактика нападения: индивидуальные
действия с мячом. Тактика вратаря.

2

52

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Тактика нападения:
индивидуальные действия с мячом. Тактика вратаря.

1

53

Акробатические упражнения. Тактика нападения: групповые действия. Тактика
вратаря.

1

54

Упражнения для развития ловкости и гибкости. Тактика нападения: групповые
и командные действия. Тактика вратаря.

2

55

Упражнения для развития мышц ног и таза. Тактика нападения: командные
действия. Тактика вратаря.

2

56

Упражнения для развития мышц брюшного пресса. Тактика защиты:
индивидуальные действия. Тактика вратаря.

2

12

57

Упражнения для развития быстроты. Тактика защиты: групповые действия.
Тактика вратаря.

2

58

Упражнения для развития мышц плечевого пояса и рук. Тактика защиты:
групповые действия. Тактика вратаря.

2

59

Контрольные нормативы: СФП

2

61

Правила игры в мини-футбол. Тактика защиты: командные действия.

2

62

Инструкторская и судейская практика. Тактика защиты: командные действия.
Тактика вратаря.

2

63

Упражнения для развития выносливости. Учебно-тренировочная игра с
заданиями. Тактика вратаря.

2

64

Упражнения для развития ловкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

2

65

Упражнения для развития гибкости. Учебно-тренировочная игра с заданиями.

2

66

Контрольная игра.

10
112
часов

Всего
Условия реализации программы.
Материально техническая база:
 Спортивный зал - 9х18м.
 Гимнастическая скамейка — 3 шт.
 Гимнастическая стенка —3шт.
 Мяч для метания- 5 шт.
 Эстафетные палочки
 Гимнастический мат -15 шт.
 Скакалки – 20 шт.
 Гимнастический конь - 1 шт
 Гимнастический мостик -1 шт.
 Палки гимнастические – 20 шт.
 Обруч гимнастический -5 шт.
 Гимнастическая перекладина -1 шт.
 Перекладина стационарная - 2 шт.
 Граната 0,5 кг. -2 шт., 0,7 кг.-2 шт.
 Канат для лазания -2шт.
 Мяч баскетбольный – 30 шт.
 Волейбольная сетка со стойками – 1
 Мяч волейбольный -10 шт.
 Раздевалки, комната для хранения инвентаря.
 Эспандер для имитации – 5 шт.

Методическое, дидактическое обеспечение реализации программы
Методическое обеспечение программы предусматривает рациональное чередование нагрузок и
отдыха. Это особенно важно при воспитании физических качеств. При этом соблюдается
посильность заданий и регулярность занятий. Успех выполнения программы во многом зависит
от правильной организации процесса обучения детей. Специфика методических приемов зависит
от возрастных особенностей детей.
Используемые методы:
- методы использования слова (рассказ, описание, объяснение, беседы, разбор, задание, указание,
оценка, команда)
- методы наглядного восприятия (показ, демонстрация видеофильмов, демонстрация
видеослайдов, рисунков мелом на доске)
13

- практические методы (разучивание по частям, разучивание в целом, игровой,
соревновательный)
Хорошие результаты приносят методические приемы, обращенные сразу ко все группе детей
или направлены на активизацию каждого ребенка в отдельности:
- индивидуальная оценка уровня усвоенных навыков, наблюдение за поведением ребенка, его
успехами;
- использование в процессе занятия приемов, обращенных к каждому ребенку, создание
обстановки, вызывающей у неуверенных ребят желание действовать;
Одной из форм эмоционального обогащения учащихся являются соревнования. Они оставляют
массу впечатлений, создают приподнятое настроение.
Особенности организации образовательного процесса – очное
Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и
постоянного собственного творчества. В учебной деятельности объединения необходимы
следующие формы и методы работы.
Формы работы:
 групповая
 индивидуальная
 фронтальная
Методы:
 Равномерный метод
 Переменный метод
 Повторный метод
 Интервальный метод
 Игровой метод.
 Соревновательный метод
 Круговой метод (тренировка)
Типы занятий:
образовательно-тренировочной направленностью – используются для развития
физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
 обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей
основной части урока;
 планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
 использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160
уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
 обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий,
которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля ЧСС и
индивидуального самочувствия.

Диагностика результативности образовательной программы. Формы аттестации.
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется
диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях
и во время практических работ с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям
в данном объединении, уровня развития, умений и навыков.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является
 проведение контрольных занятий,
 проведение соревнований
Контрольные нормативы по ОФП (мальчики)
Возраст
Название упражнений
7 лет
8 лет
9 лет
10 лет
Бег 30м (сек)
6,3
6,1
5,9
5,8
Бег 1000м (мин)
6.25
6.10
5.55
5.40
Челноч. бег 10х5м (сек)
20,2
19,8
19,5
19,2
Пр. в длину с места (см)
130
140
150
160
14

11 лет
5,7
5.00
18,9
165

Метание мяча (м)
Подтягивание в висе (кол-во раз)
Поднимание туловища за 30сек (колво раз)
Наклон вперёд из положения сидя (см)

15
2
15

17
3
16

20
4
17

22
5
18

25
6
19

5

6

8

9

10

Контрольные нормативы по ОФП (девочки)
Возраст
7 лет
8 лет
9 лет
10 лет
Бег 30м (сек)
6,7
6,4
6,2
6,1
Бег 1000м (мин)
6.40
6.30
6.20
6.10
Челноч. бег 10х5м (сек)
20,7
20,5
20,0
19,8
Пр. в длину с места (см)
120
130
135
140
Метание мяча (м)
12
15
18
20
Вис (сек)
8
9
10
12
Поднимание туловища за 30сек
11
12
13
14
(кол-во раз)
Наклон вперёд из положения
6
7
9
10
сидя (см)

Название упражнений

11 лет
6,0
5.40
19,5
150
22
15
15
11

Литература
 Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. «Сборник нормативных документов. Физическая культура»
М. 2008 год;
 «Физическая культура. 1 – 11 классы. Комплексная программа физического воспитания
учащихся В.И.Ляха и др.» Волгаград 2010 год;
 Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа физического воспитания» 1-11 классы,
М.2008 год;
 Закон РФ «О физической культуре и спорте от 29. 04. 1999г;

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».