Возраст обучающихся: 7 – 12 лет Срок реализации: 3 года Пояснительная записка Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Изобразительное искусство играет большую роль в развитии ребенка как самая ранняя ступень самостоятельной фиксации воображения и творчества. В условиях студийной деятельности в области изобразительного творчества открываются большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей. Занятия по данной программе органично сочетают в себе элементы обучения живописи с развитием художественнотворческих возможностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Раскрыть, развить этот потенциал - важная и актуальная задача любого педагога. Цель: творческое развитие личности ребенка посредством изобразительного искусства. Задачи: Обучающие: освоение основных видов, жанров и техник выполнения изобразительного и художественного конструирования; приобретение знаний и практических навыков изобразительной грамоты; Развивающие: развитие: эстетических способностей и потребностей восприятия учащихся; творческого потенциала личности в процессе освоения образного языка пластических искусств и приемов художественной деятельности по созданию художественного образа в различных художественных материалах и техниках; коммуникативных качеств и активной жизненной позиции; формирование: художественного вкуса учащихся; нравственно-эмоциональной позиции; Воспитывающие: воспитание: интереса и любви к искусству; умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность; привитие учащимся активной жизненной позиции, формирование потребности в творческом самовыражении. Современные методики дополнительного образования в области изобразительного искусства органично сочетают в себе элементы обучения и развития художественнотворческих способностей. Знакомство обучающихся в условиях студии с различными видами изобразительного искусства происходит в процессе творческой деятельности, направленной на воплощение собственных замыслов в конкретном художественном материале. Студия «Волшебная кисть» является наиболее доступным местом, где в настоящее время обучающиеся могут получить дополнительно образование в области изобразительного искусства. Изобразительное творчество находит разнообразные формы выражения: это и работа в области живописи с использованием таких материалов, как гуашь, акварель, пастель; и работа в области графики с применением таких художественных материалов, как карандаш, тушь, перо, палочка, уголь, сангина. Способствуя развитию творческой мысли обучающегося, педагог должен раскрыть выразительные возможности, которыми обладает тот или иной вид изобразительной деятельности. Так, например, в живописи это цвет и колорит, фактура и форма; в графике точка и линия, плоскость и пространство. По мере усложнения задач педагог подводит их к следующим понятиям: композиционный ритм, цельность, пластическая выразительность, обобщенность. Это поможет обучающимся в дальнейшем воспринимать произведения искусства в музеях и на выставках. Задания, предполагаемые данной программой, направлены на изучение и практическое освоение различных художественных техник и материалов. В студию принимаются дети, обнаружившие склонность к изобразительному творчеству в любом его виде. В задачу студии не входит предпрофессиональная подготовка обучающихся. Квалифицированное руководство со стороны педагога направлено на формирование творческой активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности. Программа рассчитана на три года обучения. Задания по каждому году обучения адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений. Задания, предлагаемые каждой возрастной группе, в зависимости от ситуации можно варьировать, переставлять местами. Педагог вправе предлагать другие, аналогичные темы, органично входящие в русло программы. Творческие задания индивидуализированы по сложности, по объему, по времени выполнения работ. Педагог может также в процессе занятия организовать учащихся в небольшие группы по 2-3 человека, чтобы они имели возможность работать совместно, объединяя свои усилия в творческом процессе. Важно, чтобы каждый имел свои обязанности, за выполнение которых был бы ответственен перед всем коллективом. Подведение итогов может происходить в форме коллективного обсуждения, а также индивидуальной консультации, беседы с обучающимися. Хорошие результаты дает также выставка творческих работ, на которую приглашаются родители и друзья студийцев. Преимущества данной программы в том, что она дает возможность обучающимся систематически приобщаться к мировому и отечественному художественному наследию, развивать свои художественные способности. Данная программа позволяет ребенку почувствовать свободу творчества, раскрепоститься, что активно способствует воспитанию духовно развитой личности. Программа рассчитана на 3 года обучения (168 часов), каждый год обучения - 56 часов. Занятия проводятся с октября по апрель месяц - по 2 академических часа в неделю. Результаты освоения программы В ходе освоения содержания программы «Живопись» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД: (мотивационные и коммуникативные) - формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе; - формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; - развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; - формирование духовных и эстетических потребностей; - овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; - отработка навыков самостоятельной и групповой работы; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Метапредметные результаты. Познавательные УУД: - знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; - сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; - осуществление классификации; - установление аналогии; - самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; - умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; - умение преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия, художественные образы. - освоение способов решения проблем творческого характера. Регулятивные УУД: - осуществление действия по образцу и заданному правилу; - сохранение заданной цели; - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; - осуществление контроля своей деятельности по результату; - умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. Коммуникативные УУД: - овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; - умение слушать и понимать речь других; - умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им; - учиться согласованно работать в группе; - ориентация на партнера по общению; - умение задавать вопросы. Предметные результаты. - Представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое; - Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; - Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них. - Овладение разными видами техники изобразительного искусства - Умение создавать художественный образ своего изделия. - Овладение приемами работы с разными инструментами. - Умение соотносить форму, пропорцию и композицию изделия. - Овладение нормами этики поведения По окончании первого года обучения в студии «Живопись» обучающиеся научатся: - различать и использовать средства художественной выразительности в живописи; - особенностям языка живописи, графики; - строить пропорции фигуры человека; - использовать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественном творчестве; - использовать различные приемы: рисовать карандашом, писать акварелью, гуашью, восковыми мелками; - видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках; - использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст: теплый, холодный колорит; - пользоваться различными техниками - «набрызг», «смешанная техника», «пальчиковая живопись», «живопись по-сырому»; - изображать человека в композиции. По окончании второго года обучения в студии «Живопись» обучающиеся научатся: - основам изобразительной грамотности любого вида художественного творчества; - использовать средства художественной выразительности в живописи; - особенностям языка живописи, графики; - использовать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественном творчестве; - использовать различные приемы: рисовать карандашом, писать акварелью, гуашью, восковыми мелками; - видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках; - использовать цвет как средство выразительности, применять цветовой контраст: теплый, холодный колорит; - пользоваться различными техниками - «набрызг», «смешанная техника», «пальчиковая живопись», «живопись по-сырому», «ляпушки», «акватипия»; - изображать фигуру человека и портрет человека. - разнообразно штриховать при передаче характерных особенностей изображаемых предметов, - понимать особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства; - творчески использовать цвет, приемы и изобразительные элементы при выполнении композиций; К концу третьего года обучения в студии «Живопись» обучающиеся научатся: - основам изобразительной грамотности любого вида художественного творчества; - использовать средства художественной выразительности в живописи; - особенностям языка живописи, графики; - использовать разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественном творчестве; - находить и передавать градации цвета, знать цветовой круг; - достигать тональной и цветовой градации при передаче объемов предметов несложной формы; - выполнять монохромные и цветные изображения; - передавать ощущения пространства на картине или рисунке с помощью линейной перспективы; - работать над композицией с использованием своих наблюдений и зарисовок; - преобразовывать форму предметов, выбранных для изображения, акцентировать пропорции и размеры; - создавать композиции, где предметы взаимодействуют между собой; - проявлять потребность в самостоятельной художественной деятельности и восприятии этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни; - узнают о творчестве русских и зарубежных художников. Для оценки качества образования по программе будут применяться: - анкетирование родителей после окончания программы; - участие в различных выставках ДПИ. Учебно-тематический план 1 год обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема Всего часов: Введение. Основы художественного 1 изображения. Линия, силуэт, пятно. Форма и пропорции Композиция, центр листа. Декоративно-тематическая композиция. Мелодия и ритмы в живописи. Композиция декоративного натюрморта Фигура человека Самостоятельные творческие работы: Заключительное занятие Всего за год: В том числе: теория практика 1 5 1 4 5 5 4 1 1 1 4 4 3 6 1 5 7 1 6 6 1 5 4 1 3 8 1 52 8 1 51 9 2 год обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 № п/п Тема Введение. Средства Всего часов: художественной выразительности Линия, силуэт пятно. Формы и пропорции в графике Композиция Декоративная композиция, тематическая композиция Композиция декоративного натюрморта В царстве королевы Нежности Солнце светит всем. Самостоятельные творческие работы: Заключительное занятие Всего за год: Тема 1 В том числе: теория практика 1 5 1 4 5 6 4 1 1 1 4 5 3 6 1 5 7 1 6 7 4 1 1 6 3 8 1 54 3 год обучения Всего часов: 8 1 45 9 В том числе: теория практика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Введение. Цвет основное средство художественной выразительности. Колорит. Линия, силуэт пятно. Объем, светотень. Формы и пропорции. Пространство. Декоративно-тематическая композиция Композиция, связанная ощущениями Мир природы Самостоятельные с творческие 1 1 5 1 4 5 1 4 6 1 5 4 7 1 1 3 6 7 1 6 6 1 5 4 1 3 8 работы: Заключительное занятие Всего за год: 8 1 54 1 45 9 Содержание курса Первый год обучения (возраст детей 6-8 лет) 1. Вводное занятие. Проведение с обучающимися беседы по ТБ. Цели и задачи работы студии. Организационные вопросы. Художественные материалы. Нетрадиционные материалы. 2. Основы художественного изображения. Данный раздел основывается на элементарных законах цветоделения. Знакомство с основным выразительным средством живописи - цветом. «Волшебные краски». Ознакомительный урок - «Хочу быть художником». Три основных, четыре составных цвета. Изображение 7 цветов радуги. Понятия теплые и холодные цвета. Рисуем бабочку в три основных цвета. 3. Линия, силуэт, пятно. В этом разделе учащиеся знакомятся с основными выразительными средствами графики: линией, силуэтом, пятном. «Народная сказка в теневом театре». Отдельные элементы пейзажа. Линия - сильное средство создания образа. Язык белого и черного цветов. Загадки серого цвета. Выполнение пейзажных композиций Загадки цветового пятна. 4. Форма и пропорции. Очень важной темой для изучения является форма и пропорции. Такие понятия, как круглое, овальное, треугольное, прямоугольное. Сравнение схематично нарисованных животных. Форма, пропорции и отдельные детали. Закрашивание и штрихование, сравнительный анализ. Рисуем пейзаж с животным или с птицей. Создаем настроение прохладного осеннего дня. Рисуя деревья и животных, разбираем понятия формы и пропорции. 5. Композиция, центр листа. Тема «Зима пришла». Лист бумаги используем полностью. Учимся изображать предметы крупно (окружность, треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.) Понятие гармонии, акцента в композиции. Берем цветной, светлый или темный лист бумаги, свободно заполняем лист изображением домика из геометрических фигур. Дается понятие горизонтальная или вертикальная композиция. Гармонично заполняем лист деталями в зависимости от задумки. Выполняем темное на светлом, светлое на темном. Знакомимся с новыми техниками живописи. 6. Декоративно-тематическая композиция. Темы: «Рождество волшебное», «К бабушке в деревню в глушь зимой». Дети самостоятельно задумывают композицию, включая в нее элементы природы, детали городской и сельской среда, а так же животных или птиц. Выполняем композицию в виде открытки на светлом или темном фоне. Используем техники: живопись по сырой бумаге, пальчиковую живопись, «набрызг». 7. Мелодия и ритмы в живописи. Предлагается ознакомить детей с некоторыми техниками и приемами живописи: ляпушки, кляксография, сухая кисть, рисование по сырой бумаге кистью, акварельным карандашом, акватипия - непредсказуемый результат-загадка (используем гуашевые краски). Рисуем бабочек. Используем различные техники. акварельные, 8. Композиция декоративного натюрморта. Условное размещение предметов на плоскости. В процессе работы разбираем понятия симметрия, асимметрия на предметах неживой природы (яблоко, груша, кувшин, веточки, цветы). «Букет цветов к 8 Марта». «Натюрморт на окне» - Подарок маме, бабушке нарисовать пастелью или гуашевыми красками. Результаты анализируем. 9. Фигура человека. Изучаем схема фигуры человек. Дети самостоятельно выполняют рисунок фигуры человека в движении. При рисовании схемы головы человека важны пропорции лица и мимика. 10. Самостоятельные творческие работы: Размышляя, дети должны умело построить композицию. По характеру композиции умело выбрать технику, гармонично решить одну из предложенных тем: «Мой любимый дом и двор», «Вновь проснулись бабочки и расцвели цветы». От детей требуется: знание техник, свободное владение кистью, карандашом, умение компоновать сюжет в листе. Дети должны свободно разбираться в цвете и колорите. 11. Заключительное занятие. Организация выставки фестивалей, конкурсов. работ обучающихся, обсуждение, награждение участников Второй год обучения (возраст детей 9-10 лет) 1. Вводное занятие. Проведение с обучающимися Организационные вопросы. беседы по ТБ. Цели и задачи работы студии. 2. Средства художественной выразительности Свободное смешивание 3-х основных цветов: синего, красного и желтого, создание новых цветов при помощи белой и черной краски, высветления и затемнения красок. Очень важно проанализировать какое эмоциональное воздействие оказывает каждая группа цветов. Исходя из этого, определяется выбор темы практического задания. «Какого цвета Осень?», «Декоративный ковер из осенних листьев». Используем отпечатки различных листьев, собранных в лесу, предварительно намазав их краской. Для этой работы используем гуашь. 3. Линия, силуэт пятно. Используем линии разного вида: тонкие, длинные, широкие, ломанные. Необходимо показать каким может быть характер линии (мягкая и жесткая, плавная, острая и т.д.), характер пятна (сплошное и ажурное), характер силуэта (образность). Учимся рисовать дом, фигурки людей в движении. «Народная сказка в теневом театре». Разбираем понятия: силуэт, пятно. «Различные состояния природы» - ветрено, пасмурно, ясно. Для рисования этой темы используем разнообразные линии. 4. Формы и пропорции в графике Сравнение форм и пропорций, а так же отдельных деталей и проводимый сравнительный анализ помогает детям выполнять интереснее задуманные композиции. Картины природы (тучи, облака, горы, деревья, кусты, дома). Темы «Ноябрь уж наступил», «Лесная сказка». Вспомнить понятия: круглое, овальное, прямоугольное, треугольное, а так же меньше, больше, стройное, пушистое, корявое и т. д. Повторить пропорции фигуры человека, фигуры в движении, головы человека. 5. Композиция Знакомство с репродукциями картин русских художников. Композиция центровая, овальная, угловая, диагональная, треугольная. Разобрать понятия: гармония, акценты, динамика, движение и т.д. Выполнить композиции на темы: «С первым снегом пришла зима», «Птицы в зимнем лесу». Важно правильно понимать перспективу и правильно решать трехмерное и четырехмерное пространство. 6. Декоративная, тематическая композиция Темы композиций: «Зимняя сказка», «В лесу родилась елочка», «Животные зимой». Гармоничное расположение предметов на листе. Цветовое решение композиции (утро, день, вечер, ночь), выделение главного в композиции, работа над деталями. Используем различные техники рисования. 7. Композиция декоративного натюрморта. Серия упражнений: силуэтная композиция, сгущение и разрешение силуэтов. Понятия: равномерное, спокойное, напряженное. Чередование ритма. Выделение силуэтов, борьба силуэтов. Создать композицию декоративного натюрморта из предметов неживой природы. Выполнить гуашевыми красками. Сравнить различные работы и проанализировать результат. 8. В царстве королевы Нежности. Какого цвета весна? Приемы, помогающие создать веселое, доброе, радостное настроения в работе. Темы композиций: «Первые подснежники», «Весенние ручейки», «Цветущая мама». Подарочная открытка к 8 Марта, подснежники», «Весенние ручейки», «Цветущая мама». картины весны. Темы: «Первые 9. Солнце светит всем. Дети всегда рисуют солнце. «Теплый солнечный денек», «Первые цветы и бабочки», как меняется цвет у солнышка в течение дня. Создать композицию открытки «Весна». Использовать веселые краски, разнообразные техники. Предлагается выполнить работы в различных техниках: живопись по сырому, кляксография, набрызг. Используем подручные средства. 10. Самостоятельные творческие работы. Выполнить самостоятельно 2 работы на любые темы: «Радуга над городом», «Весенний дождик», «Зонтики над головой». Дети должны самостоятельно мыслить, умело построить композицию, по характеру композиции выбрать технику, гармонично решить выбранную тему в любой технике (гуашь, акварель, пастель) на любой бумаге (картон, ватман, пастельная, акварельная бумаги). 11. Заключительное занятие. Организация выставки фестивалей, конкурсов. работ обучающихся, обсуждение, награждение участников Третий год обучения (возраст детей 10-11 лет) 1. Вводное занятие. Проведение с обучающимися Организационные вопросы. беседы по ТБ. Цели и задачи работы студии. 2. Цвет - основное средство художественной выразительности. Колорит. Ребенок должен научиться через цвет передавать определенно состояние природы или настроение человека и его характер. Цветовая гамма теплая, холодная. Передача впечатлений при помощи цвета. Возможно сочетание теплой и холодной гаммы. Имеет смысл в заданиях давать конкретные контрастные чувства: доброе - злое, тихое бурное. Понятия: гармоничное, спокойное, резкое сочетание цветов. Темы: «Бабушкин коврик». Рисуем 4 бабочки, каждая из которых раскрашивается в 2 основных цвета. Последняя бабочка раскрашивается в 3 основных цвета. Получение новых оттенков. 3. Линия, силуэт, пятно. Использование разнообразных линий и штрихов: белые линии и штрихи на темном фоне, темные линии и штрихи на светлом. Передача характерных особенностей изображаемых предметов. Загадки цветового пятна. Темы: «Прощальный бал бабочек», «Последние бабочки уходящей осени», выполнить силуэтом и пятном. Различные состояния природы. Как и в живописи, здесь так же важно эмоциональное восприятие того или иного типа линии, пятна, силуэта. Важно создать образ. 4. Объем, светотень. Из различных объемных фигур планируем и создаем кувшины разного вида. Передача освещения на кувшине благодаря использованию светлых и темных, теплых и холодных тонов в живописи. Передача объема предметов. Выполнение натюрмортов с использованием нетрадиционных техник: набрызг, сухая кисть, живопись по сырой бумаге. 5. Формы и пропорции. Дальнейшее обогащение изображения предметов путем сравнения объемной формы предметов (дома, горы, облака, деревья, кусты). Умение увидеть характерные детали для обогащения изображаемого. Включаем в композиции фигуры людей. Изучаем форму и пропорцию головы человека, делаем наброски. 6. Пространство. Поиски подходящего мотива в натуре и Фрагментарное решение первого плана, присутствие гаммы цветов в пейзажи. его композиционной завершенности. второго и третьего планов. Выбор Выполняем композиции на темы: «К бабушке в деревню, в глушь, зимой», «Злится зимушказима». В работе используем холодный колорит. Дети выбирают технику исполнения самостоятельно. 7. Декоративно-тематическая композиция. Создание условий для выбора наиболее подходящего формата при работе над натюрмортом, пейзажем. Выделение силуэтов, борьба силуэтов в композиции. «Праздник» многофигурная композиция. Использовать многоплановое построение пейзажа. В работе использовать холодные и теплые цвета. Анализируем результат. Используем разнообразные приемы и техники в живописи. 8. Композиция, связанная с ощущениями. В царстве королевы красоты, нежности, доброты. Рисуем цветы, птиц, животных, дорогого друга, маму, бабушку и т. д. Композиции выполняем веселыми, светлыми красками. В работе должны присутствовать легкие, непринужденные настроения. Работы выполняем на цветном картоне, пастельной, акварельной бумаге. 9. Мир природы. Поиски подходящих по своей композиционной завершенности мотивов природы, выбор мотивов (можно с помощью видоискателя, окошечка), передача линий пространства, условное решение плановости. Создаем праздничную открытку, где широко радостный мир природы. Темы: «Теплые дни», «Малиновый звон», «Пасха светлая», «Веселый дождик». Уметь создать между собой. в композиции взаимосвязь изображаемых показываем предметов 10. Самостоятельные творческие работы. Темы: «Я строю город и свой дом», «Путешествие по морю», «Шофер и его машина». Работы выполняются с применением всех знаний, полученных за период обучения в студии. Дети должны уметь пользоваться разнообразными красками, карандашами, кисточками, а так же, сангина, пастель, используя дополнительные средства. 11. Заключительное занятие. Организация выставки фестивалей, конкурсов. работ обучающихся, обсуждение, награждение участников Календарно - тематическое планирование. Первый год обучения. Октябрь 1. Основы художественного изображения. Три основных и четыре составных цвета. 2. Декоративная композиция с использованием трех основных и четырех составных цветов. 3. Декоративная композиция «Семь цветов радуги». Порядок следования цветов в радуге. 4. Декоративная композиция «Семь цветов радуги». Продолжение работы. Выполнение работы аккуратно мазками. Ноябрь 5. Линия, силуэт, пятно. Отдельные элементы пейзажа: облако, тучка, дорожка, куст, дерево, река, небо ... 6. Линия, силуэт, пятно. Техника работы. 7. Схематичное изображение животных. Техника работы цветным карандашом. Штриховка. 8. Закрашивание и штрихование. Сравнительный анализ. Декабрь 9. Форма и пропорции. Отдельные детали. 10. Композиция. Светлый и темный лист. Композиция ночь и день. 11. Композиция. Центр листа. Учимся изображать предметы крупно. «Зима пришла». 12. Продолжение работы над композицией «Зима пришла». Январь 13. Различные техники в живописи: пальчиковая живопись; по сырой бумаге. 14. Понятия горизонтальная и вертикальная композиции. Портрет мамы зимой. 15. Отработка пропорций цветовых отношений в портрете. Выполнение вертикальной композиции. 16. Портрет моего четвероногого Февраль друга. Горизонтальная композиция. Выполнение мазками. 17. Мелодия и ритмы живописи. Различные техники в живописи. 18. «Прогулка в зимнем парке» Свободная композиция. Живопись по сырому. Пальчиковая живопись. 19. Натюрморт на окне. Рисуем предметы, фрукты по сырому исполнению. Техника набрызгивания. Март 20. «Букет цветов к 8 Марта». Рисуем цветы в корзинке в подарок маме, бабушке. 21. «Натюрморт на окне». Условное размещение предметов на плоскости. 22. Продолжаем работать над натюрмортом. В процессе работы разбираем понятия «симметрия - асимметрия». Апрель 23. Серия упражнений по изучению фигуры человека, формы головы. Схема фигуры человека в движении. 24. Самостоятельное выполнение рисунка фигуры человека в движении. 25. Рисование схемы головы человека. Важный элемент - пропорции лица и мимика. 26. Раскрашивание лица человека красками светлого и темного тона. Второй год обучения. Октябрь 1. Средства художественной выразительности. Свободное смешивание трех основных красок. 2. Выполнение декоративной композиции. В основе цветового решения - три основные краски. 3. «Декоративный ковер из осенних листьев». Гамма теплых цветов. 4. «Декоративный ковер из осенних листьев». Продолжение работы. Ноябрь 5. Линия, силуэт, пятно. Линия - сильное средство создания образа. Рисунки животных. 6. Линия, силуэт, пятно. Рисунки животных. Продолжение работы. 7. Композиция пейзажа. Использование в работе различных линий, силуэтов, пятен. 8. Язык белого, серого и черного цветов. Загадки нейтрального цвета. Декабрь 9. Форма и пропорции. Рисуем пейзаж с животным или птицей. 10. Продолжение работы над предыдущей композицией. Использование различных техник рисования. 11. Композиция. Центр листа. Рисование композиции «Зима пришла». «Домик Деда Мороза». 12. Продолжение предыдущей композиции «Домик Деда Мороза». Январь 13. «Зимним днем на прогулке». Портрет мамочки в зимнем пальто. 14. Продолжение работы над портретом. Холодные цветовые отношения. 15. Портрет моего четвероногого друга. Выполнение мазочками. Февраль 16. Композиция «Декоративный натюрморт». Серия упражнений. Силуэтная композиция. Сгущение и разрежение силуэтов. 17. Понятия: равномерное, спокойное, напряженное. 18. Равномерное, спокойное, напряженное. Практическая работа. 19. Подготовка к выставке. Март 20. Разбираем понятия. Ритм, чередования ритма. Силуэт, борьба силуэтов. 21. «Цветущая мама» - из раздела «Какого цвета весна?». Рисуем подарок маме. 22. Приемы, помогающие создать веселое, доброе, радостное настроение в работе. Роль цвета. 23. «Первые подснежники», «Весенние ручейки» - создание композиции на заданную тему. Апрель 24. Продолжение работы над предыдущей композицией. 25. В каждом рисунке - солнце. Композиции «Теплый солнечный денек», «Первые цветы и бабочки». 26. Продолжение работы над задуманной композицией. 27. Создание композиции открытки на тему «Весна». Использование веселых красок. Третий год обучения. Октябрь 1. Цвет - основное средство художественной выразительности. Цветовая гамма теплая и холодная. 2. Выполнение декоративной композиции. Передача впечатлений при помощи цвета. 3. Выполнение декоративной композиции «Платок для моей любимой бабушки». 4. Выполнение композиции «Платок для моей любимой бабушки». Продолжение работы. Ноябрь 5. Линия, силуэт, пятно. Использование разнообразной штриховки: белые штрихи на темном фоне, темные - на белом, светлом. 6. Линия, силуэт, пятно. Использование разнообразной штриховки: белые штрихи на темном фоне, темные - на белом, светлом. 7. Передача характерных особенностей изображения предметов. 8. Цветное пятно, цветные линии и силуэты. «Птицы в городе или лесу». Декабрь 9. Форма и пропорции. Рисуем пейзаж с животным или птицей. 10. Продолжение работы над предыдущей композицией. Использование различных техник рисования. 11. Композиция. Центр листа. Рисование композиции «Зима пришла». «Домик Деда Мороза». 12. Продолжение предыдущей композиции «Домик Деда Мороза». Январь 13. Изображение предметов путем сравнения объемной формы. 14. Натюрморт. Умение видеть характерные детали для обогащения изображения. 15. Композиция. Рисуем человека на прогулке с четвероногим другом. Февраль 16. Пространство. Выявление пространственного плана в композиции «Злится Зимушказима». 17. Продолжение работы над предыдущей композицией. Использование колорита по характеру изображения. 18. Подготовка к выставке. Использование знаний по рисованию пейзажа. 19. Продолжение подготовки к выставке. Самостоятельный выбор техники исполнения работы. 20. Март «Натюрморт с цветами». Создание условий для выбора наиболее подходящего формата. 21. Выделение силуэтов, борьба силуэтов в композиции. Используем в работе различные техники. 22. Праздник композиция. многофигурная композиция «Масленица красная». Многоплановая 23. Продолжение работы над предыдущей композицией. В работе используем холодные и теплые цвета. Анализируем результат. Апрель 24. В царстве королевы нежности, доброты и красоты. 25. Задумывание композиции «Прогулка в весеннем парке с друзьями». 26. Продолжение работы над композицией. Выполнение композиции веселыми светлыми красками, в различных техниках рисования. 27. Продолжение работы над весенней композицией. Веселое непринужденное настроение. Учебно-методическое обеспечение. Для реализации дополнительной образовательной программы необходимо иметь - Оборудование: столы рабочие, - стулья, - клеёнки. - Материалы: графитные карандаши; - акварельные краски, пастель, гуашь, тушь; - кисти, круглые и плоские (белка, колонок, щетина № 3-10); - мелки; - бумага (белая и цветная, тонированная и фактурная); - репродукции картин русских и зарубежных художников; - клей, ножницы с тупыми концами, баночка для воды, ведра. Учебные пособия: - предметный фонд для натюрмортов; - методические пособия по темам программы; - анатомические таблицы человека и животных; - таблицы с подобранным иллюстративным материалом; - альбомы, монографии, каталоги; - работы, выполненные учениками прошлых лет. Список литературы. 1. Алексеев С.О. «О колорите». М. 2008 г. 2. 3. «Все о технике: живопись акварелью» М. 2011 г. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство 1-2 кл» Изд. дом «ДРОФА» 2010. 5. Сокольникова Н.М. «Основы живописи», «Основы рисунка», «Основы композиции», «Краткий словарь художественных терминов» г. Обнинск Изд. «Титул», 2006. Кандинский В.В. «О духовном в искусстве» М. 2011. 6. 7. Неменский Б.М. «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания» М. 2012. Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» М. 2011. 8. 9. Яблонский В.А. «Преподавание предметов, рисунок и основа композиции» М. 2012, Альбомы - художественные произведения художников: Айвазовский И.К., Серебренникова З.Е., Машков И.И., Коровин К., Грегори Н., Сарьян М.С., Кустодиев Б.Г., и т. д. 4.