ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа русского языка "
разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012
года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г.
N 373, с изменениями и дополнениями: от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18
декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №
95»
Структура документа.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ,
включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню
подготовки обучающихся; календарно-тематическое планирование; учебно-методическое
обеспечение.
Общая характеристика курса.
Программа индивидуально-групповых занятий является компилятивной,
составлена на основе «Программы по русскому языку как иностранному для детей 8 – 14
лет, слабо владеющих русским языком», авторов–составителей Т.В. Савченко, Е.В.
Какориной.
Программа разработана для детей-мигрантов (8-14 лет), обучающихся в российской
школе. Для этой категории учащихся русский язык не является родным языком, поэтому
уровень владения устной и письменной русской речью детей мигрантов не соответствует
требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартом по
русскому языку. Кроме этого, дети, плохо владеющие русским языком, испытывают очень
серьёзные затруднения при обучении в школе и при общении со сверстниками и
педагогами. Таким ученикам необходима помощь в овладении русской речью.
Целью языковой адаптации является достижение продуктивности владения языком.
Продуктивным является осознанное владение языком во всех ситуациях и сферах
общения. Работа по адаптации детей мигрантов совершается в условиях учебной
деятельности, которая является для них основной. Следовательно, первым важнейшим
этапом языковой работы является введение реципиента сначала в школьную микросреду,
а затем постепенное расширение ее рамок для введения субъекта обучения в
русскоязычную культурную среду, во все сферы и ситуации общения. Процесс работы по
адаптации таких детей включает в себя три этапа: диагностический, обучающеразвивающий, коррекционный.
На этапе диагностики при помощи тестов определяется уровень знаний учащихся.
В условиях обучения детей мигрантов в российской школе целесообразно выделение двух
уровней владения языком – начального и продвинутого. Тестирование учащихся дает
возможность определить содержание обучения в конкретных условиях работы с данной
категорией учащихся.
Обучающе-развивающий этап предполагает дифференцированную работу в
зависимости от уровня владения языком. Так как начальный уровень характеризуется
малым (до полного отсутствия) словарным запасом, примитивностью языковых средств,
способностью решать самые элементарные коммуникативные задачи, в предлагаемом
курсе практического русского языка, предназначенного для языковой адаптации детей
мигрантов к обучению в условиях общеобразовательной российской школы, основное
внимание уделяется говорению, развитию речи, тематически базирующимся на
лингвокультурных реалиях окружающей действительности. Этот вид речевой
деятельности является наиболее коммуникативно значимым для данного контингента
учащихся в рамках начального этапа обучения.
Коррекционный этап решает вопросы уточнения, закрепления, стабильности,
сформированности, продуктивности владения русским языком. Известно, что для
успешной адаптации в новой среде, чтобы ребенок мог предпринимать социальные
действия, решать различные коммуникативные задачи, он в первую очередь должен
адекватно аудировать и говорить. Для детей мигрантов необходим такой межкультурный
контакт, как интеграция, т.е. сохранение мигрантом своей культурной идентичности при
объединении в единое сообщество на новом значимом основании.
Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков
общения. Развитие устной речи должно быть в центре внимания учащихся при обучении
как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении
упражнений на построение связных текстов.
Цели обучения русскому языку в начальной школе:
овладение русским языком в целях общения и продолжения дальнейшего
образования;
развитие речевых способностей, умение общаться на русском языке;
освоение элементарных сведений о лексике, фонетике, грамматике русского
языка;
овладение умениями слушания, говорения, чтения и письма на русском языке;
развитие интереса к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации и чувства сопричастности к культуре и литературе русского народа и народов
мира.
Организация занятий: Программа рассчитана на 96 часов, которые реализуются в
течение 7 месяцев ноябрь - май 2022-2023 учебного года.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно
действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными,
преломлёнными через специфику содержания предмета «русский язык», – овладеют
обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов
особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой
для последующего обучения.
В результате изучения русского языка на ступени основного общего образования у
обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет
универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную
идентичность,
социальную
компетентность,
толерантность,
способность
к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса. Формирование метапредметных умений, определенных государственным
стандартом, формирование специальных учебных умений (работа со словарями; устное
общение в сфере учебной и бытовой коммуникации со сверстниками и взрослыми;
знакомство с формами русского речевого этикета) и развитие речи.
Личностные УУД
Личностные результаты обучения направлены на понимание русского языка как
одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, а также роли
родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической
ценности русского языка; уважительного отношения к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность
речевого самосовершенствования; умение учиться, самостоятельно получать знания в
области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету.
Личностные результаты освоения обучающимися:
осознание роли русского языка как государственного языка РФ, как средства
межнационального общения и как инструмента познания окружающей действительности;
способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в
школьной и повседневной жизни;
умение осуществлять перенос на русский язык накопленного опыта
использования родного языка в коммуникативной деятельности;
понимание русского языка как необходимого средства приобщения к культурным
и духовным ценностям русского народа, народов России и мира;
осознание основ базовых общенациональных ценностей российского общества,
российской гражданской, этнической и культурной идентичности в соответствии с
культурными особенностями семьи, российского народа;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
формирование уважительного отношения к русской культуре и культуре других
народов;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
осознание «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
Коммуникативные УУД
Направлены на обучение всем видам речевой деятельности; умение извлекать
информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию
и предъявлять её разными способами; строить продуктивное речевое взаимодействие со
сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой
контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.
Коммуникативные действия обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по
общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Особенно важным фактором данный УУД выступает при обучении детей с разным
уровнем языковой компетентности, так как именно эти универсальные учебные действия
подготавливают ребенка к социализации в обществе с другим языком и иными
культурными традициями. Поэтому рассмотрим подробнее виды коммуникативных
действий с учетом возрастных возможностей.
Регулятивные УУД
Направлены на обучение управлению своей деятельностью (постановка и
формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и
коллективной, планирование последовательности деятельности, прогнозирование её
результатов); умению контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой
деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить
необходимую коррекцию в процессе деятельности. Процесс достижения регулятивных
УУД соответствует выработке у учащихся умений и навыков:
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
корректировать выполнение задания в дальнейшем;
уметь оценить выполнение своего задания по следующим параметрам: легко
выполнять, возникли сложности при выполнении, задание не получилось.
Учебная деятельность формируется в процессе решения учебных задач. Учебные
задачи ориентируют учащихся на открытие или усвоение нового общего способа решения
целого класса однородных задач. Младшие школьники далеко не всегда могут сами
открыть новый общий способ действия.
Познавательные УУД
Направлены на обучение выполнению логических операций: сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.;
умению строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их
обоснование, подбор аргументации и др.)
В процессе изучения русского языка в школах со смешанным составом учащихся с
помощью познавательных УУД формируются следующие умения и навыки:
дифференцировать звуки внутри слова;
членить поток речи на слова;
опознавать звуковой образ слова и соотносить его с определенным значением;
членить слова на изученные морфемы, узнавать, различать и называть их
значение;
понимать значение производных слов с различными суффиксами и приставками;
устанавливать взаимосвязи слов друг с другом и определять характер семантикосинтаксических отношений;
дифференцировать интонационные схемы предложений;
понимать синтаксическую структуру предложения;
выводить общее содержание предложения из значений составляющих его
языковых элементов.
Для формирования способов решения проблем творческого и поискового характера
у детей с разным уровнем языковой компетентности можно использовать следующие
виды работы:
создание иллюстраций к тексту;
поиск в тексте ответа на вопрос;
восстановление текста с пропущенными словами;
выполнение речевых упражнений;
тематический подбор пословиц и поговорок в языках разных народов;
составление и решение кроссвордов на заданную тему;
описание сюжетной картинки;
составление рассказа по сюжетной картинке;
составление рассказа по серии картин, по вопросам, с творческими
дополнительными заданиями;
восстановление деформированного текста;
развитие письменной речи (изложение по вопросам, по опорным словам, по
коллективно составленному плану);
работа с разными типами словарей и картотекой;
составление писем друзьям.
Один из видов познавательных УУД – речевые упражнения. Речевые упражнения
строятся на основе связного текста. Они имеют аналитическую направленность, логика их
выполнения направлена от частей к целому.
Метапредметные результаты
Следствием использования УУД должны явиться метапредметные результаты
изучения русского языка в школах со смешанным составом учащихся:
адекватное восприятие звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников,
детских радиопередач, аудиозаписей и других форм информационных технологий);
умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить
предложения;
умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовым и видовым признакам;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях общения;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
умение составлять тексты разного речевого предназначения в устной и
письменной формах;
использование различных способов сбора информации в соответствии с
коммуникативными задачами;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
умение понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию,
но и на выразительные средства текста;
умения составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие
ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;
умения и навыки бегло, осознанно и выразительно читать с подготовкой и без
подготовки, пересказывать текст кратко, выборочно;
умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы
обучающего и контрольного характера, соблюдая изученные в курсе начальной школы
орфографические и пунктуационные правила;
умение самостоятельно проверять свою работу и анализировать свои знания по
русскому языку на межпредметном уровне (на уроках других школьных предметов);
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального
образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
способность к общению на русском языке на уровне возрастных интересов в
школе и вне школы.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения учащихся школы в классах со смешанным
составом учащихся:
умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание основного
содержания;
овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой);
овладение диалогической формой речи;
знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение
гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;
различение на слух и правильное произношение звуков и сочетаний звуков,
отсутствующих в родном языке;
усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных
синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;
знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки
препинания;
применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного
общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в
пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам,
по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное
описание, повествование, рассуждение) на различные темы;
умение читать вслух и про себя, интонировать и выразительно читать отдельные
предложения и текст в целом;
умение делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план,
дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и т. д.;
понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка РФ, языка
межнационального общения.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Для повышения эффективности средств и методов обучения детей мигрантов и
вынужденных переселенцев в начальный период обучения необходима точная
диагностика (оценка) уровня их языковой компетентности. В связи с этим при
определении принципов оценки языковой компетентности за основу целесообразно
принять общеевропейскую шкалу оценки уровня владения языком и коммуникативной
компетенции. Для характеристики уровней владения языком разработана система
дескрипторов (описаний) умений, достигаемых изучающими язык на каждом уровне, и их
реализаций для каждого вида речевой деятельности.
Разработаны определенные параметры для выделения этих уровней. К числу таких
параметров отнесены: 1) коммуникативные задачи, которые учащиеся могут решить
средствами изучаемого языка на каждом этапе обучения; 2) сферы, темы, ситуации
общения, в рамках которых такие задачи решаются, т. е. была определена предметносодержательная сторона общения; 3) степень лингвистической и экстралингвистической
корректности решения поставленных коммуникативных задач.
Элементарный уровень языковой компетентности проявляется для ученика
начальной школы в следующих характеристиках:
Методы и формы обучения:
Коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная. В работе используются
следующие виды опроса: устный опрос и его варианты, письменные работы (работа по
карточкам). Формы опроса - индивидуальный, фронтальный, уплотненный.
При фронтальном опросе принимаются во внимание особенности родного языка
детей-мигрантов, вопросы и задания формулируются так, чтобы они были понятны и
доступны.
При организации парной, групповой работы, работы по цепочке большую помощь
могут оказывать ученики консультанты. Материалом для парной работы может служить
составление диалога по заданной ситуации, обмен информацией о прочитанном тексте.
Работа по цепочке может быть использована при отработке техники чтения, при
закреплении знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без нее, при
составлении рассказов по сюжетным и ситуативным картинкам, фотоколлажам при
пересказе.
Групповая работа удобна для разыгрывания предлагаемых учителем ситуаций.
Ученики делятся на две-три группы, каждая из которых получает определенное задание.
Состав пар и групп меняется от задания к заданию.
Эти формы помогают уплотнить время занятий, выполнить большее количество
заданий, активизируют учеников, делают занятие более динамичным, эмоциональным,
интересным и значимым для ученика.
Наиболее широкие возможности предоставляет индивидуальная самостоятельная
работа. Эта форма универсальна, она может быть использована в любых классах. С
организационной точки зрения самостоятельная работа может выполняться в школе, на
уроке, а также за пределами школы, дома.
Организуя работу с детьми, не говорящими или плохо говорящими по-русски,
следует помочь их родителям установить более тесные контакты с носителями русского
языка с тем, чтобы и вне стен школы эти дети могли общаться со сверстниками, хорошо
владеющими русским языком.
Виды заданий на занятиях:
Работа с карточками, построение схем и таблиц, списывание и другие. Списывание,
заучивание, повторение, проговаривание вслед за учителем, подражание звучащему
образцу - будут основными.
Изучение учебного материала идёт с помощью следующих методов обучения:
Диалога, беседы, игры, сюжетных картинок, групповой работы, экскурсий, заочных
путешествий, чтения детской художественной литературы.
Учебно – методическое обеспечение дисциплины:
При обучении русскому языку как иностранному мы используем методические
пособия и учебники, специально разработанные для детей, мало говорящих по-русски,
методику и литературу, рассчитанную на конкретный возраст учащихся. Обучение
начинается не с запоминания отдельных слов, а с многократного проговаривания
«конструкций», которые постепенно встраиваются в речь. На их основе происходит
обогащение словаря, а также развитие русской устной и письменной речи у ребенка.
Данная методика способствует органичному усвоению детьми грамматических
конструкций и лексических значений в результате их многократного повторения,
используется в разных странах и подтвердила свою результативность. Требования к
уровню усвоения содержания дисциплиныи ключевым компетенциям.
Программа рассчитана на детей, которые делают «первые шаги» в освоении
русского языка, а также на детей, имеющих базовые пассивные знания русского языка.
Изучение грамматики не выделяется в самостоятельное направление работы. Она
вводится через ситуативно тематическую организацию учебного процесса, то есть через
практику в речи. Перед ребёнком ставится задача выразить определенную мысль или
идею, а грамматика становится лишь инструментом ее осуществления.
Планируемые результаты. Реализация программы позволит:
Чтение
1. Умение пользоваться книгой: называть название, автора, находить оглавление и
отдельные главы, а также текстовый материал на определенной странице книги.
2. Учащийся должен уметь прочитать и выполнить сформулированное задание.
3. Изучающее чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной тематике
объемом 150-200 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий (грамматический,
лексический, смысловой). Текст читается про себя без словаря. Количество
воспринимаемой информации – 80-90%. Показателем сформированности умения является
количество и качество воспринятой информации.
4. Ознакомительное чтение. Учащемуся предъявляется текст по отработанной
тематике объемом 20-120 слов. К тексту можно дать необходимый комментарий
(грамматический, лексический, смысловой). Текст читается про себя со словарем.
Количество воспринимаемой информации – 70%. Показателем сформированности умения
является количество и качество воспринятой информации.
Говорение
1. Учащийся должен уметь вести диалог-расспрос с целью получения информации
по заданной теме применительно к речевой ситуации. К концу курса количество
стимулирующих реплик должно быть в пределах 4-6. Диалог-расспрос ведется без
подготовки.
2. Учащийся должен уметь устно воспроизводить прочитанное или прослушанное в
виде монолога-воспроизведения (пересказ) с опорой на вербальные средства (план,
опорные предложения, опорные слова), невербальные средства (схема, таблица,
тематическая картинка, видеоряд). Монолог воспроизводится после 5-минутной
подготовки. Показателем сформированности умения является соответствие логике
изложения и заданной степени свернутости текста. Объем предъявляемого текстового
материала до 120 слов. Тематика определяется списком изученных тем.
3. Учащийся должен уметь строить и продуцировать самостоятельное
монологическое высказывание на определенную тему с опорой на вербальные и
невербальные средства. Данный тип монолога представляет собой реализацию
самостоятельной программы высказывания на основе комбинирования полученной ранее
информации. На подготовку монолога отводится 10 минут. Время говорения 3-4 минуты.
Показателем сформированности умения является адекватность монолога заданной теме,
логичность изложения, длина высказывания, темп речи.
4. Учащийся должен воспроизвести 2-3 выученных ранее стихотворения.
Письмо.
Учащийся должен уметь записывать под диктовку отдельные слова,
словосочетания и небольшие тексты по предъявленному ранее материалу. (Диктант)
№
п/п
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия
КолЭлемент содержания
Требования к
во
результатам
часов
(учащийся научится)
1.
Введение. Будем
знакомы!
1
2.
Речь.
1
3.
Соотнесение
предмета и слова,
его названия.
Соотнесение
предмета и слова,
его названия.
Соотнесение
предмета и слова,
его названия.
1
Соотнесение
действия и слова, его
названия.
Соотнесение
действия и слова, его
названия.
Соотнесение
действия и слова, его
названия.
1
4.
5.
6.
7.
8.
1
1
1
1
Определение целей и задач Мотивация
детей
дополнительных занятий
мигрантов - осознание
языка как средства
общения людей
Звуки речи. Способы их Дифференцировать
образования. Органы речи. речевые и неречевые
Речевые и неречевые звуки. звуки.
Учить детей мигрантов Уметь
соотносить
называть
предметы
на слово и предмет. Знать
русском языке, используя названия
предметов
предметные картинки по обихода.
Узнавать
теме
«Транспорт», предметы
по
их
«Игрушки»,
«Предметы названию.
домашнего
обихода»,
«Школьные
принадлежности».
Развивать
внимание,
память
(зрительную,
слуховую), мелкие мышцы
кисти (штриховка).
Учить детей мигрантов Уметь
соотносить
правильно
называть действие предмета и
действия
каких-либо слово, его название.
предметов,
используя Участвовать в диалоге,
предметные картинки с задавать
вопросы
выраженным
действием другому.
предмета.
Предмет и его
действие.
1
Развивать
умения
правильно
называть
предметы и их действия на
темы: «Городская улица»,
«Детские игры», «В школе»
и др. Развивать русскую
речь через построение
простых
ответов
на
вопросы учителя по теме
занятия.
10. Слова-обобщения.
1
11. Слова-обобщения.
1
12. Слова, называющие
признаки предметов.
13. Слова, называющие
признаки предметов.
14. Слова, называющие
признаки предметов.
1
Учить
называть
обобщающие понятия к
различным
группам
предметов:
животные,
профессии,
растения,
транспорт,
посуда,
инструменты,
игрушки,
движения.
Развивать
мелкую моторику руки
через штриховку
Учить детей мигрантов
правильно определять и
называть
признаки
предметов
по
форме,
размеру, цвету, материалу.
Развивать
внимание,
наблюдательность,
слуховую и зрительную
память, мелкие мышцы
пальцев (раскрашивание).
15. Постановка
ударения в словах
1
16. Гласные звуки А, О,
У русского языка
17. Гласные звуки Э, И,
Ы русского языка
18. Йотированные
гласные звуки
русского языка,
обозначающиеся
буквами Я, Ю, Ё, Е
19. Согласные звуки
русского языка Н, М,
1
9.
1
1
1
1
1
Развивать
умения
произносить
слова
с
правильной
постановкой
ударения.
Работа
проводится по типу: вопрос
- ответ с использованием
картинок,
бытовых
ситуаций.
Особенности
произношения
гласных
звуков русского языка.
Определение
места
гласного звука в слове на
слух.
Определение
ударного и безударного
гласного звука в слове.
Особенности
произношения
Уметь
соотносить
действие предмета и
слово. Понимание того,
что ясная, правильная
речь
–
показатель
культуры
человека;
желание
умело
пользоваться русским
языком и элементы
сознательного
отношения к своей
речи.
Принимать и сохранять
учебную задачу. Уметь
обобщать,
классифицировать
предметы.
Участвовать в диалоге,
в
общей
беседе,
выполняя
принятые
правила
речевого
поведения
(не
перебивать,
выслушивать
собеседника,
стремиться понять его
точку зрения и т.д.);
задавать
вопросы,
отвечать на вопросы
других.
Выполнять
учебные
действия
в
материализованной,
речевой
или
умственной
форме;
использовать речь для
регуляции
своих
действий.
Строить
несложные
рассуждения.
Выражать свои мысли,
чувства в словесной
форме соблюдая нормы
литературного языка.
Строить
несложные
согласных рассуждения.
Л, Р, Й
20. Согласные звуки
русского языка
парные Б-П, Д–Т, ГК, В-Ф, З-С
21. Согласные звуки
русского языка
твердые и мягкие
22. Согласные звуки
русского языка
звонкие и глухие
23. Согласные звуки
русского языка
шипящие ж ш ч щ
24. Звуко-буквенный
анализ слова.
25. Звуко-буквенный
анализ слова.
1
26. Звуки и буквы
русского алфавита.
1
27. Звуки и буквы
русского алфавита.
1
28. Звуки и буквы
русского алфавита.
29. Пространственные
представления.
1
30. Направления в
пространстве.
1
31. Временные
представления
1
32. Временные
представления.
Последовательность
действий.
1
звуков русского языка.
Мягкие
и
твёрдые
согласные
звуки.
Определение
согласных
звуков в слове на слух.
Выражать свои мысли,
чувства в словесной
форме соблюдая нормы
литературного языка.
Развивать
умения
проводить звукобуквенный
анализ слов: определять
последователь-ность
и
место звуков в слове,
давать им характеристику
Понимать
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной
форме;
переводить
её
в
словесную форму
Понимать
информацию,
представленную
в
изобразительной,
схематичной
форме;
переводить
её
в
словесную форму
1
1
1
1
1
1
Развивать
умения
различать звуки и буквы
русского
алфавита.
Особенности
гласных
звуков и букв, особенности
согласных звуков и букв.
Чтение слогов.
Проверка и
уточнение
представлений о схеме
собственного тела и тела
человека,
стоящего
напротив. Чтение слов.
Развитие
навыков
определения направлений в
пространстве, графическое
воспроизведение
направлений. Чтение слов.
Ориентироваться
в
схеме
собственного
тела
и
стоящего
напротив;
Определять правое и
левое направление в
пространстве,
пространственные
взаимоотношения
объектов,
последовательность
предметного ряда.
Определять
последовательность
частей суток, дней
недели,
месяцев,
времён года.
Уточнение
и
систематизация знаний об
основных
единицах
времени
и
их
последовательности.
Чтение слов.
Уточнение
и Определять временную
систематизация знаний о последовательность
временных представлениях. действий, событий.
Временная
последовательность
33. Времена года.
Последовательность
времен года.
Признаки времен
года.
1
34. Дни недели.
Последовательность
дней недели. Режим
дня.
35. Слова,
обозначающие
предметы.
Дифференциация
слов, отвечающих на
вопросы кто? или
что?
36. Слова,
обозначающие
предметы.
Дифференциация
слов, отвечающих на
вопросы кто? или
что?
37. Имя
существительное.
38. Имя
существительное.
39. Имя
существительное.
40. Имя
существительное.
1
1
1
1
1
1
действий,
событий.
Закрепление
временных
понятий
«раньше»,
«позже»,
«сначала»,
«потом». Чтение слов.
Уточнение
и
систематизация знаний о
временах года. Временная
последовательность
действий,
событий.
Закрепление
временных
понятий
«раньше»,
«позже»,
«сначала»,
«потом». Чтение слов.
Уточнение
и
систематизация знаний о
днях неделях, режиме дня.
Временная
последовательность
действий,
событий.
Закрепление
временных
понятий
«раньше»,
«позже»,
«сначала»,
«потом». Чтение слов.
Слова,
обозначающие
предметы.
Графическое
обозначение
изучаемых
слов-предметов. Слово как
часть
предложения.
Лексическое
значение
слова.
Слова,
обозначающие живые и
неживые предметы.
Имя
существительное.
Одушевлённые
и
неодушевлённые
существительные.
Дифференциация
слов,
отвечающих на вопросы
кто? или что? Активизация
словарного запаса в рамках
лексических тем: «Школа»,
«Домашние
животные».
Находить в тексте имена
существительные.
Определять временную
последовательность
действий, событий.
Определять временную
последовательность
действий, событий.
Владеть
термином
«слово».
Называть
словапредметы и графически
их изображать.
Ставить вопросы к
словам - предметам.
Выделять
слова,
значение
которых
требует уточнения.
Определять значение
слова по тексту или
уточнять с помощью
толкового словаря.
Различать
одушевлённые
и
неодушевлённые
существительные,
правильно
ставить
вопросы. Находить в
тексте
имена
существительные.
41. Единственное и
множественное
число имён
существительных.
42. Единственное и
множественное
число имён
существительных.
1
43. Род имён
существительных.
44. Род имён
существительных.
45. Род имён
существительных.
1
46. Слова,
обозначающие
действия предметов
47. Слова,
обозначающие
действия предметов
48. Слова,
обозначающие
действия предметов
49. Настоящее,
прошедшее и
будущее время
глагола.
50. Настоящее,
прошедшее и
будущее время
глагола.
51. Настоящее,
прошедшее и
будущее время
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Образование
множественного
числа
существительных.
Практическое
употребление
существительных в форме
единственного
и
множественного
числа.
Активизация
словарного
запаса
в
рамках
лексических
тем:
«Школьные
принадлежности», «Дикие
животные».
Род
имени
существительного.
Дифференциация
существительных разного
рода. Развитие навыков
согласования
с
местоимениями ОН, ОНА,
ОНО.
Активизация
словарного запаса в рамках
лексических тем: «Осень»,
«Семья».
Слова,
обозначающие
действия
предмета.
Графическое изображение
слов-действий.
Подбор
слова-действия к предмету,
постановка вопросов к
словам-действиям.
Закрепление
знаний
о
глаголе. Подбор словадействия
к
предмету,
постановка вопросов к
глаголу. Главные члены
предложения. Настоящее,
прошедшее и будущее
время
глагола.
Активизация
словарного
запаса
в
рамках
лексических
тем:
Употреблять в речи
существительные
в
форме единственного и
множественного числа.
Образовывать
форму
множественного числа
существительных.
Употреблять
существительные
разного рода.
Определять род имён
существительных.
Согласовывать
существительные
с
местоимениями
ОН,
ОНА, ОНО.
Дифференцировать
существительные,
обозначающие
предметы
женского,
мужского и среднего
рода.
Подбирать
существительные,
обозначающие
лица
противоположного
пола.
Называть
слова
действия,
подбирать
слова - действия к
словам- предметам.
Выделять
в
предложении главные
члены.
Дифференцировать
глаголы от других слов.
Определять настоящее,
прошедшее и будущее
время глагола.
Задавать вопросы к
глаголам.
глагола.
«Животные», «Птицы».
52. Согласование имени
существительного и
глагола настоящего
времени в числе.
53. Согласование имени
существительного и
глагола настоящего
времени в числе.
54. Согласование имени
существительного и
глагола настоящего
времени в числе.
55. Согласование имени
существительного и
глагола прошедшего
времени в роде.
56. Согласование имени
существительного и
глагола прошедшего
времени в роде.
57. Согласование имени
существительного и
глагола прошедшего
времени в роде.
58. Простое
предложение.
59. Простое
предложение.
60. Простое
предложение.
1
61. Слова,
обозначающие
признаки предметов.
62. Слова,
обозначающие
признаки предметов.
63. Слова,
обозначающие
признаки предметов.
1
64. Имя прилагательное.
Подбор признаков к
предметам по цвету,
величине, материалу.
65. Имя прилагательное.
Подбор признаков к
предметам по цвету,
величине, материалу.
66. Имя прилагательное.
Подбор признаков к
предметам по цвету,
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Настоящее время глагола.
Формирование
практических
навыков
согласования
имени
существительного
и
глагола
настоящего
времени
в
числе.
Активизация
словарного
запаса
в
рамках
лексической темы «Зима»
Согласовывать имя
существительное с
глаголом настоящего
времени в числе.
Вставить в текс
нужные по смыслу
глаголы.
Прошедшее время глагола.
Формирование
практических
навыков
согласования
имени
существительного
и
глагола
прошедшего
времени
в
роде.
Активизация
словарного
запаса
в
рамках
лексической
темы
«Времена года».
Определять род имён
существительных
Согласовывать
имя
существительное
с
глаголом прошедшего
времени в роде.
Практическое
овладение
навыками
составления
простого
нераспространённого
предложения.
Дифференциация
словпредметов и слов-действий.
Слова,
обозначающие
признаки
предметов.
Подбор
признаков
к
предметам по цвету, форме,
величине,
материалу.
Соотнесение
слов,
обозначающих
признаки
предметов, со схемой. Роль
имён прилагательных в
речи.
Слова,
обозначающие
признаки
предметов.
Подбор
предметов
к
признакам и наоборот.
Развитие
навыков
составления
словосочетаний. Развитие
навыков словообразования
относительных
прилагательных.
Активизация
словарного
Дифференцировать
слова-предметы
и
слова-действия.
Составлять
простые
нераспространённые
предложения.
Подбирать
словапризнаки к предметам
по
цвету,
форме,
величине, материалу.
Согласовывать
в
устной
речи
существительные
с
прилагательными.
Подбирать признаки к
предметам.
Образовывать
относительные
прилагательные.
Согласовывать имена
прилагательные
с
именем
существительным
в
роде и числе.
величине, материалу.
67. Распространение
простого
предложения
определением.
68. Распространение
простого
предложения
определением.
69. Распространение
простого
предложения
определением.
70. Управление. Работа
над грамматическим
оформлением
предложения.
71. Управление. Работа
над грамматическим
оформлением
предложения.
72. Управление. Работа
над грамматическим
оформлением
предложения.
73. Работа над
грамматическим
оформлением
предложения.
Предлоги. Значение
предлога.
74. Работа над
грамматическим
оформлением
предложения.
Предлоги. Значение
предлога.
75. Предлоги,
обозначающие
местоположение.
76. Предлоги,
обозначающие
направление.
77. Предлоги В, ИЗ.
1
78. Предлоги
НАД.
1
В,
НА,
1
запаса
в
рамках
лексической
темы
«Одежда».
Развитие
навыков
распространения простого
предложения
определением.
Активизация
словарного
запаса
в
рамках
лексической
темы
«Фрукты».
1
1
1
1
1
Подбирать признаки к
предметам.
Распространять
простое предложение
определением.
Определять в
предложении части
речи.
Различать главные и
второстепенные члены
предложения.
Работа над грамматическим
оформлением
предложения.
Формы
винительного, дательного,
родительного
и
творительного
падежей
имени существительного и
имени прилагательного без
предлогов.
Понимать связь слов в
предложении, которая
выявляется
при
помощи вопроса от
главного
слова
к
зависимому.
Употреблять окончания
падежных форм имён
существительных без
предлогов.
Составлять рассказ по
картинкам.
Закрепление понятий о Понимать
значение
предлоге как о целом слове. предлогов и правильно
Развитие
временно- их
употреблять.
пространственных
Подбирать
представлений.
предложение к схеме.
1
1
1
1
Закрепление
знаний
о
предлогах, их написанием и
значением. Практическое
употребление предлогов в
речи.
Понимать
значение
предлогов и правильно
употреблять их.
Записывать
предложения
с
предлогами.
Закрепление
знаний
о Понимать
значение
предлогах
В,ИЗ,
их предлогов и правильно
написанием и значением. употреблять их.
Практическое
употребление предлогов в
речи.
Закрепление
знаний
о Понимать
значение
предлогах В, НА, НАД, их предлогов и правильно
написанием и значением. употреблять их.
79. Предлоги ДО, ОТ, К.
1
80. Предлоги
ИЗ-ЗА
ЗА,
1
81. Предлоги ИЗ, ПОД,
ИЗ-ПОД.
1
82. Предлоги С, СО, ПО
1
83. Закрепление всех
отработанных
предлогов.
1
84. Антонимы
1
85. Синонимы
1
86. Многозначные слова
1
87. Предложение и
слово.
88. Предложение и
слово.
1
89. Текст и
предложение.
90. Текст и
предложение.
91. Текст.
Признаки текста.
1
ИЗ,
1
1
1
Практическое
употребление предлогов в
речи.
Закрепление
знаний
о
предлогах ДО, ОТ, К их
написанием и значением.
Практическое
употребление предлогов в
речи.
Закрепление
знаний
о
предлогах ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА
их
написанием
и
значением. Практическое
употребление предлогов в
речи.
Закрепление знаний о
предлогах ИЗ, ПОД, ИЗПОД, их написанием и
значением. Практическое
употребление предлогов в
речи.
Закрепление знаний о
предлогах С, СО, ПО, их
написанием и значением.
Практическое
употребление предлогов в
речи.
Закрепление понятия о
предлоге.
Понимания
значения предлога в речи.
Практическое
овладение
учащимися
подбором
антонимов.
Практическое
овладение
учащимися
подбором
синонимов.
Практическое
овладение
учащимися
многозначностью
слов.
Прямое
и
переносное
значение слов.
Дифференциация понятий
«слово» - «предложение».
Составление предложений
по
картинке,
запись
предложения с помощью
условных знаков.
Дифференциация понятий
«текст» и « предложение».
Предложение как единица
речи.
Формирование
представлений о тексте:
Понимать
значение
предлогов и правильно
употреблять их.
Понимать
значение
предлогов и правильно
употреблять их.
Понимать
значение
предлогов и правильно
употреблять их.
Понимать
значение
предлогов и правильно
употреблять их.
Понимать
значение
предлогов и правильно
употреблять их.
Различать
слова
противоположные по
значению
Различать
слова
близкие по значению
Определять прямое и
переносное
значение
слов
Владеть
термином
«слово»,
«предложение».
Определять
границы
предложения.
Владеть
термином
«текст».
Выделять
из
речи
предложение.
Выделять
признаки
связного текста.
Главная мысль.
92. Текст.
Признаки текста.
Главная мысль.
1
93. Ответы на вопросы
по тексту.
94. Ответы на вопросы
по тексту.
1
95. Что я узнал и чему
научился.
1
96. Обобщение
пройденному
материалу
1
1
признаки
определение
основной мысли.
текста, Определять
тему,
темы, главную мысль текста.
Устанавливать
смысловую
зависимость
между
предложениями
в
тексте.
Развитие навыков работы с Уметь формулировать
текстом.
ответы на вопросы к
тексту.
Письменно
отвечать на вопросы по
тексту.
Провести
проверку Выполнять
учебные
полученных результатов в действия в речевой и
течение всех занятий
умственной форме.
Обобщение
и Уметь формулировать
систематизация сведений о ответы на вопросы.
русском языке.
Составлять текст на
заданную тему.