Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Информатика в
задачах» для 11 классов составлена на
основе
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программы
среднего
общего образования по предмету «Информатика и ИКТ», основной
образовательной программы среднего общего образования и учебного плана МБОУ «СОШ
95»
На изучение курса информатики выделено 34 часа (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения курса:
Личностными результатами освоения выпускниками средней школы
курса информатики на углублённом уровне являются:
1) бережное отношение к компьютерной технике как неотъемлемой части настоящего
времени как основного помощника в быту;
2) потребность сохранять чистоту рабочего места и техники;
3) уважение и этика общения в сети;
4) осознание роли информационной технологии как главного атрибута
XXI века;
5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития информационных технологий;
6) потребность саморазвития, в том числе логического мыщления,
понимание алгоритмов в информационных процессах;
7)
готовность
к
самостоятельной
творческой
и
ответственной
деятельности;
8) готовность и способность вести диалог с другими людьми;
сформированность навыков сотрудничества;
9) эстетическое отношение к языкам программирования, осознание их
выразительных возможностей;
10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы
курса информатики на углублённом уровне являются:
1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со
всеми её участниками, не допускать конфликтов;
2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности; использование различных методов познания; владение
логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;
3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение
пользоваться справками программ и интернет поиском;
4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
5) владение всеми видами компьютерной деятельности: машинописью,
чтением и редактированием;
6) умение правильно построить алгоритм и создавать программы разных типов и
применимости с учётом языков программирования и их особенностей (Turbo Pascal, Visual
basic, Python и т.д.);
7) свободное владение письменной формой записи программ, циклом и структурой;
1
8) умение
определять
цели
деятельности
и
планировать
её,
контролировать и корректировать деятельность;
9) умение
оценивать
свою
и
чужую
работу
с
эстетических
и
нравственных позиций;
10) умение
выбирать
стратегию
поведения,
позволяющую
достичь
максимального эффекта.
Предметные результаты:
– определение информационный объем графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации;
–
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные
логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
–
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых
последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
–
использовать
готовые
прикладные
компьютерные
программы
в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти);
–
использовать
компьютерно-математические
модели
для
анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
- представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить
полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств
ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять
сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к
ним; наполнять разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических
средств ИКТ;
2
–
соблюдать
санитарно-гигиенические
требования
при
работе
за
персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
– комбинировать компьютерное железо, изучит его строение, структуру и
принцип работы;
–
правильно
составлять
текстовые
документы
в
соответствии
с
эстетическими нормами и оптимальным количеством необходимого текста;
– работать с таблицами, обрабатывать большие массивы данных и проводить
математические операции больших объемов;
– презентовать работу, используя соответствующие редакторы, не
перегружать лишней информацией и правильно составлять структуру материала;
– оптимизировать процесс работы с табличными данными, используя макросы,
написание которых происходит в среде программирования Visual Basic;
– оценивать эстетическую сторону информационных технологий.
Содержание учебного предмета:
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема
Информация
Системы счисления
Логика
Пользовательский курс
Алгоритмизация, основы программирования
Задачи повышенной сложности
Количество часов
4 часа
2 часа
5 часа
5 часов
10 часов
8 часов
Календарно-тематическое планирование:
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Колво
часов
Системы счисления и двоичном представлении 1
информации в памяти компьютера
Построение таблицы истинности и логические 1
схемы
Проектная
деятельность
Представление и считывание данных в разных 1
типах информационных моделей (схемы, карты,
таблицы, графики и формулы)
Файловая система организации данных или о 1
технологии хранения, поиска и сортировки
информации в базах данных
1
Кодировка и декодировка информации
Проектная
деятельность
Темы занятий
Формальное исполнение алгоритма, записанного 1
на естественном языке или умение создавать
линейный алгоритм для формального исполнителя
с ограниченным набором команд
Технологии
обработки
информации
в 1
электронных таблицах и методов визуализации
данных с помощью диаграмм и графиков
3
Форма
организация,
виды деятельности
Групповая
работа.
Проектная
деятельность
Групповая
работа.
(Аквариумное
обсуждение)
Групповая работа.
Фронтальная работа
Проектная
деятельность
10.
Основные конструкции языка программирования, 1
понятия переменной, оператора присваивания
Определение скорости передачи информации при 1
заданной пропускной способности канала, объем
памяти, необходимый для хранения звуковой и
графической информации
1
Методы измерения количества информации
11.
Рекурсивный алгоритм
12.
Базовые
принципы
организации
и 1
функционирования
компьютерных
сетей,
адресации в сети
Вычисление информационного объема сообщения 1
8.
9.
13.
1
с 1
14.
Алгоритм для конкретного исполнителя
фиксированным набором команд
15.
16.
Представление и считывание данных в разных 1
типах информационных моделей (схемы, карты,
таблицы, графики и формулы)
1
Позиционные системы счисления
17.
Поиск информации в Интернете
18.
Основные понятия и законы математической 1
логики
Работа с массивами (заполнение, считывание, 2
поиск, сортировка, массовые операции и др.)
Анализ алгоритма, содержащего цикл и ветвление 2
Анализ программы, использующую процедуры и 2
функции
2
Анализ результата исполнения алгоритма
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
1
преобразование
логических 2
29-30
Чтение
фрагмента
программы
программирования и исправить
ошибки
на
языке 2
допущенные
31-32
Построение дерево игры по заданному алгоритму 2
и обосновать выигрышную стратегию
Создание собственной программы (30–50 строк) 2
для решения задач средней сложности
33-34
Построение
выражений
и
4
Проектная
деятельность
Групповой
метод(метод «пилы»)
Проблемноценностное общение
Фронтальная работа
Проблемноценностное общение
Групповая работа
Индивидуальная
работа
Проектноисследовательская
деятельность
Дифференцированноегрупповая форма
Проектная
деятельность
Проектная
деятельность
Проектная
деятельность
Практикум
Практикум
Практикум
Индивидуальна форма
Практикум
Парная форма
Индивидуальна форма