1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследования в биологии»
естественно-научной направленности рассчитана на один год, ориентирована на
обучающихся 11-х классов с использованием следующих нормативно-правовых
документов:
Нормативная основа программы
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 12 августа 2022 года № 732 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» зарегистрирован
Минюстом России 12 сентября 2022 года, регистрационный номер 70034.
• Федеральные требования к образовательным учреждениям части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений (утвержденыприказом Минобрнауки России от 4 октября 2010
г. №986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г.
Регистрационный номер 19682.
• СанПин 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»
(утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача) Российской Федерации от 29 декабря 2010 г №189,
зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011. Регистрационный
номер №19993
• Программа внеурочной деятельности МБОУ СОШ 95 г. Екатеринбурга
Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Исследования в
биологии»
Цели курса:
расширение кругозора но основным вопросам биологии;
развитие исследовательских умений.
1.
2.
Задачи курса:
расширить кругозор учащихся по отдельным вопросам физиологии и
анатомии живых объектов: факторов;
продолжить развитие способности учащихся к мыслительным
•
операциями
анализу,
синтезу,
сравнению,
обобщению,
классификации, а также их производным творчеству и
абстрагированию;
•
продолжить обучение школьников способам самостоятельной
организации учебной деятельности - мотивации, планированию,
самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и
проектных работ;
продолжить обучение учащихся работе с различными источниками
•
информации, включая электронные образовательные ресурсы.
Формы работы:
•
•
•
•
групповая;
индивидуальная;
работа в парах:
•
•
проектная деятельность;
практические и лабораторные работы.
Планируемые результаты изучения:
Освоение курса внеурочной деятельности «Исследования в биологии»
предполагаетдостижение следующих результатов:
Требования к личностным результатам:
•
положительному отношению к исследовательской деятельности;
•
приобретёт интерес к новому содержанию и новым способам познания;
•
сориентируется на понимание причин успеха в исследовательской
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задаче,
понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей,
родителей:
•
приобретёт способность к самооценке на основе критериев
успешности исследовательской деятельности.
Требования к метапредметным результатам:
•
проводить исследования объектов живой природы;
•
объяснять общебиологические особенности;
•
распознавать методы изучения объектов живой природы;
•
работать с лабораторным оборудованием и приемами работы с ним;
•
объяснять физиологические процессы, протекающие в живых объектах;
•
работать с лабораторным оборудованием и приемами работы с ним:
•
объяснять физиологические процессы, протекающие в живых объектах;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться, приходит ь к общему решению;
•
соблюдать корректность в высказываниях;
•
задавать вопросы по существу;
•
принимать и сохранять учебную задачу;
•
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
•
планировать свои действия;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
Требования к предметным результатам:
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать
•
выводы и умозаключенения на основе сравнения;
•
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
места и роли человека в природе; роли различных организмов в
жизни человека: значения биологического разнообразия для
сохранения биосферы;
•
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей:
•
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов;
•
знание основных правил поведения в природе;
•
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты
живой
природы;
•
соблюдение правил работы с биологическими приборами и
инструментами(препаровальные иглы, скальпели, лупы,
микроскопы).
Методы оценивания:
•
•
•
•
•
метод, основанный на вопросах для самоанализа;
метод, основанный на выборе ответа или кратком свободном ответе;
метод, представляющий собой открытый ответ (письменный ответ,
которыйдаётся в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы);
метод рисуночного или графического изображения изменений,
которыепроизошли во время работы:
игра;
Инструменты оценивания:
•
критериальные описания, или наборы критериев, которые указывают на
определенные характерные признаки или свойства лабораторной
работы;
•
эталоны, которые представляют собой образцы работ обучающихся,
с которыми сравниваются оцениваемые работы;
•
памятки, или листы, содержащие перечни информации, данных,
элементов, характерных признаков или свойств, которые должны
быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.
2. Содержание рабочей программы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Название темы
Тема 1. Биология и области исследования
Тема 2. Исследования из жизни растений
Тема 3. Исследования из жизни животных
Тема 4. Человек как объект исследования в
биологии
Необходимое
количество
часов для ее
изучения
6 ч.
12 ч.
7 ч.
9 ч.
Основные
изучаемые
вопросы темы
1.
Биология и области исследования (6 ч.). Вводное занятие. Техника безопасности
при проведении лабораторных и практических работ. Биология и области исследований,
возможности применения результатов исследования. Самые интересные научные открытия
в биологии. Описание задач и общей структуры исследовательской деятельности. Работа с
книгой, научной литературой. Использование образовательных ресурсов сети Интернет.
Основные доступные методы исследования. Практические работы: использование
образовательных ресурсов сети Интернет; правила оформление наблюдений. Виды
деятельности учащихся: знакомятся и готовят сообщения по теме
«Самые интересные научные открытия в области биологии». Знакомятся с видами
исследовательских и проектных работ, с этапами исследовательской и проектной работы.
Осуществляют поиск нужной информации для выполнения учебного исследования.
Учатся высказываться в устной и письменной формах; ориентироваться на разные
способы решения познавательных исследовательских задач: владеть основами смыслового
чтения текста: анализировать объекты, выделять главное. Учатся составлять
библиографический список.
2.
Исследования из жизни растений (12 ч.). Правила работы с микроскопом и
биологическим оборудованием. Особенности исследования по изучению жизни растений.
Подготовительные работы по учебным опытам с растениями. Органы растений и их
клеточное строение. Химический состав клеток растений. Основные вещества растительной
клетки. История открытия и изучения клеточного строения растений. Фотосинтез. Влияние
окружающих условий на фотосинтез. Водный режим растений. Роль воды в жизни
растений. Строение корня. Дыхание. Значение дыхания в жизни растений.
10) Рост и движение растений. Приспособленность растений к среде обитания. Развитие и
3.
размножение растений. Индивидуальное развитие растений. Факторы, определяющие
развитие растений. Виды деятельности учащихся: знакомятся с правилами работы с
микроскопом и лабораторным оборудованием. Знакомятся с особенностями изучения и
исследования растений. Проводят опыты по поступлению веществ в растительную клетку.
Создание презентации, публикации, стенда, альбома.
3.
Исследования из жизни животных (7 ч.). Основные методы исследования жизнью
животных. Беспозвоночные животные. Позвоночные животные. Особенности строения и
функции кожи и ее производных. Морфологические и физиологические осо5енности
кожных желез. Пищеварение. Сущность процесса пищеварения у беспозвоночных и
позвоночных животных. Дыхание. Физиология дыхания. Нервная система и органы чувств.
Лабораторные работы: реакция простейших па различные, раздражители (соль, уксусная
кислота, свет): реакция дождевого червя на действие различных раздражителей; действие
желудочною сока на белок и крахмал. Цветные реакции на белок. Виды деятельности
учащихся: знакомятся с особенностями исследования за жизнью животных. Знакомятся с
особенностями строения и физиологией беспозвоночных и позвоночных животных.
Проводят опыты по изучению внешнего строения простейших учатся фиксировать
информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения
в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, составлять план
исследования и выделять главное в презентацииСоздание презентации, публикации.
4.
Человек как объект исследования в биологии (9 ч.) Особенности
экспериментальной работы с человеком. Черты сходства и различия с другими группами
животных. Внутренняя среда организма. Постоянство внутренней среды организма.
Строение и функции органов кровообращения. Морфология и физиология сердца.
Операции на сердце. Реанимация. Дыхание. Газообмен в легких и тканях. Пищеварение.
Питательные вещества и пищевые продукты. Высшая нервная деятельность и психология.
Защита проекта. Итоговое занятие. Лабораторные работы: определение частоты
сердечных сокращений в зависимости от физической нагрузки; приемы реанимационных
действий; нарушение свойств белков при действии на них алкоголя; действие антибиотиков
на фермент слюны. Виды деятельности учащихся: знакомятся с особенностями
экспериментальной работы с человеком. Находят черты сходства и различия с другими
группами животных. Внутренняя среда организма. Постоянство внутренней среды
организма. Учатся определять группы крови. Знакомятся и учатся приемам
реанимационных действий. Знакомятся со способами дыхания. Знакомятся с методами
изучения функций пищеварительных желез. Учатся определять объем памяти, выясняют
способы запоминания и развития памяти и объема внимания. Правила запоминания.
Создание презентации, публикации, стенда, альбома. Защита проекта.
3. Календарно-тематическое планирование
«Исследования в биологии»для 11 классов
№ п\п
Тема
Дата
Куличе
ство
часов
по плану по факту
1.
2.
3.
4.
Биология и области исследования (6 ч.)
Вводное занятие. Техника безопасности при
1
проведении лабораторных и практических работ
Биология и области исследований, возможности
1
применения результатов исследования
9
Самые интересные научные открытия в биологии
1
Описание
задач
и
общей
структуры
1
исследовательской деятельности
1 нед.
2 нед.
3 нед.
4 нед.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Работа
с
книгой,
научной
литературой.
Использование образовательных ресурсов сети
1
Интернет
Основные доступные методы исследования
1
Исследования из жизни растений (12 ч.)
Правила работы с микроскопом и биологическим
оборудованием. Особенности исследования по
1
изучению жизни растений
Подготовительные работы по учебным опытам с
растениями. Органы растений и их клеточное
1
строение
Химический состав клеток растений. Основные
1
вещества растительной клетки
История открытия и изучения клеточного строения
1
растений
Фотосинтез
1
Влияние окружающих условий на фотосинтез
1
Водный режим растений. Роль воды в жизни
1
растений
Строение корня
1
5 нед.
6 нед.
7 нед.
8 нед.
9 нед.
10 нед.
11 нед.
12 нед.
13 нед.
14
15.
Дыхание. Значение дыхания в жизни растений
1
15 нед.
16.
Рост и движение растений
1
16 нед.
17.
Приспособленность растений к среде обитания
1
Развитие и размножение растений. Индивидуальное
1
развитие растений. Факторы,
определяющие
развитие растений
Исследования из жизни животных (7 ч.)
17 нед.
18.
19.
Основные методы исследования
животных
Беспозвоночные животные
за
жизнью
14 нед.
18 нед.
1
19 нед.
I
20 нед.
Позвоночные животные
Особенности строения и функции кожи и ее
производных. Морфологические и физиологические
особенности кожных желез
Пищеварение. Сущность процесса пищеварения у
беспозвоночных и позвоночных животных
1
21 нед.
1
23 нед.
24.
Дыхание. Физиология дыхания
1
24 нед.
25.
29.
Нервная система и органы чувств
1
25 нед.
Человек как объект исследования в биологии (9 ч.)
Особенности экспериментальной работы с че26 нед.
1
ловеком. Черты сходства и различия с другими
группами животных
Внутренняя среда организма. Постоянен во
27 нед.
1
внутренней среды организма
Строение и функции органов кровообращения.
28 нед.
1
Морфология и физиология сердца
Операции на сердце. Реанимация
1
29 нед.
30.
Дыхание. Газообмен в легких и тканях
20.
21.
22.
23.
26.
27.
28.
1
1
22 нед.
30 нед.
31.
Пищеварение. Питательные вещества и пищевые
продукты
1
31 нед.
32.
Высшая нервная деятельность и психология
1
32 нед
33.
Защита проектов
1
33 нед
34.
Итоговое занятие
ИТОГО: 34 ч.
1
34 нед
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Список используемой литературы
Биология, 11 класс/ Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. и другие;
под редакцией Пономарёвой И.Н., Общество с ограниченной ответственностью
Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»Агафонова И. Б., Сивоглазов В. И. Биология животных. — М.:
Дрофа. 2009. —(Элективные курсы.)
Биология. 10 класс. Базовый уровень 10-е издание, стереотипное
Авторы:Т. Е. Лощилина, И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова
Пономарева, Корнилова, Симонова: Биология. 10 класс. Методическое пособие.
Базовый уровень. ФГОС
Пономарева, Сухова, Драгомилов: Биология. 5-11 классы. Программа.
Агафонова И. Б.. Сивоглазов В. И. Биология растений, грибов, лишайников. —М.:
Дрофа. 2007. — (Элективные курсы.)
Бинас А. В., Маш Р. Д. и др. Биологический эксперимент в школе: кн. для
учителя. — М.: Просвещение, 1990.
Васильева Е. М.. Горбунова Г. В. Физиология растений. — Красноярск:
Издательство Красноярского университета, 1989.
Каменский А. А. Организм человека: просто о сложном. — М.: Дрофа, 2007.
9
1
0
7
8