Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Интерьерная кукла

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих
способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы
развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность,
привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в
минимальном отступлении от образа.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда
учитель покажет, что существует множество и вариантов решений,
нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам,
способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы
чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому
целью данной программы является развитие познавательного интереса,
творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное
время в процессе освоения технологии изготовления текстильной куклы.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных
способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления
детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является
обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой
культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к
реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической
деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая
программа
имеет
художественно-эстетическую
направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного
вкуса и творческих способностей
Проектно-исследовательская
деятельность является
средством
освоения простейших и креативных методов изготовления различных укол
.Актуальность данного творчества в том что, кукла – одно из самых ярких
отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому.
Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни
приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей
создавать авторскую куклу. Взрослые художники-кукольники России за
последние 10 лет объединились в Международную Ассоциацию
кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы
кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают журналы –
каталоги международных
выставок,
проводят
мастер-классы.
Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьёзное и очень
увлекательное.

Однако программ по обучению детей и школьников технологии создания
авторской текстильной куклы нет, либо они рассчитаны на детей старшего
школьного
возраста.
В этом ключе педагогически целесообразно создание программы по
изготовлению авторской текстильной куклы, где ребёнок может выразить
своё собственное «Я» в образе игрушки или куклы.
Исследовательская деятельностьа ребенка интенсивно может
развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и
внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет
привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса
(учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей,
общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития
творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.
Программа кружка рассчитана на детей с 10 до 16 лет, где ребята знакомятся
с историей происхождения куклы, различными видами кукол и игрушек,
сувенирными изделиями, освоят различные технологии прикладного
творчества, используемые при изготовлении куклы и игрушки.
Группа работает 1 раза в неделю по 2 часа, всего 62 часа (с учетом
праздничных дней) за учебный год. Практические занятия составляют
большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек
Цель программы курса: . реализация творческой активностиребёнка
через воплощение выбранного образа путём создания авторской куклы
Задачи:
1.Образовательные:
Сформирование у учащихся знания об истории авторской куклы;
приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации
декоративно-прикладной деятельности; формирование индивидуального
стиля
при
изготовлении
куклы.
2.Развивающие:
Развитие творческой активности ребёнка путём самостоятельной
постановки и
решения
творческой
задачи (реализации
задуманного образа); активизация образного
мышления и творческого
поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления
куклы.
3.Воспитывающие:
Воспитание личностно-значимых, коммуникативных качеств детей через
общение в коллективе, художественно-эстетического вкуса, аккуратности, а
также способствовать приобретению инструкторского опыта, формирование
у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремление своим
посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого
моральное удовлетворение.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание тематического плана из года в год может частично
корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие новые
достижения в области декоративно-прикладного искусства, социальные
запросы детей, а также методические рекомендации, базирующиеся на
изучении и обобщении передового педагогического опыта.
В программе приведены основные критерии оценки, определен конкретный
объём знаний, умений и навыков, которые дети должны освоить в конце года
обучения.
Формы обучения: объяснение учителя с привлечением учащихся к
обсуждению отдельных вопросов, положений; лекция; эвристическая беседа,
выставки детских работ, анализ работ, просмотр фильмов.
Лучшие работы воспитанников коллектива участвуют в выставке, что
позволяет создать для каждого ученика «ситуацию успеха»,
способствующую наиболее полному развитию творческой активности
ребенка. Участие в различных конкурсах позволит увидеть работы других
авторов, сравнить со своими работами – это даёт импульс к творческому
росту, развивает фантазию.
Качественно выполненные и оригинально оформленные куклы по желанию
детей могут быть распроданы на ярмарках.
Творческий процесс создания куклы является настолько непредсказуем и не
совмещаем с временными рамками учебного процесса, что нет
необходимости с точностью до одного часа планировать работу по
изготовлению куклы.
Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного
творчества, с различными видами текстильных кукол: тильды, интерьерные
куклы, с работами лучших авторов-кукольников.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное
становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик,
работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза,
активной деятельности.
Направленность этих занятий заключается в изготовлении текстильных
кукол, как поразработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это
направление имеет большое значение в развитие творческих способностей
учащихся. Обучение происходит от простого к сложному: от игрушек,
состоящих из 2-3 выкроек к сложным куклам из 4-7 и более выкроек. Занятия
кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и
выполнениепрактических работ: сборка образцов кукол, изготовление
декоративных изделий. Все объекты труда являются максимально
познавательными, имеют эстетическую привлекательность и дают
представления о последоватльности и методах сборки текстильных кукол.

Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо
считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до
конечного результата».
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает
повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами
труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками
технологии.
В результате освоения программы учащиеся должны
знать:
¬ правила подготовки рабочего места;
¬ правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
¬ технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;
¬ область применения и назначение материалов и инструментов;
уметь:
¬ осуществлять организацию и планирование собственной трудовой
деятельности, контроль
над ее ходом и результатами;
¬ изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам
и описанию;
выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
¬ проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
¬ осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;
быть:
¬ дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными,
внимательными,
усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневнойжизни для:
¬ соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
¬ создания различных изделий из доступных материалов по собственному
замыслу;

¬ осуществления сотрудничества в процессе совместной работы
Учащиеся 7 классов должны уметь различать и самостоятельно
реализовывать разные виды работ и разные виды ответственности за них.
Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к
осуществлению проектного замысла.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет
сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям,
предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в
рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир
проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и
социальных проблем.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и
т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на 62 часа, из расчета 1 час в неделю. Единицей
учебного процесса является занятие.
.
Перед педагогом выдвигаются следующие задачи:
Задачи:

Содержание деятельности:

1.Определение темы,
зарождение идеи.

Создание условий для
самостоятельного выбора ребёнком
темы из предложенного списка,
включая «свободную тему».

2.Погружение в информационное
поле по данной теме.

Предоставление возможности
ребёнку пользоваться библиотечным
фондом, консультации библиотекаря
по выбранной теме, помощь в поиске
информации через Интернет,
рекомендации по использованию
внешних источников.

3.Создание условий для выбора
ребёнком сюжетных героев,
персонажей.

Совместное партнёрское обсуждение
педагогами и ребёнком
образа будущего персонажа.

4. Создание условий для выработки
ребенком своего индивидуального
стиля в изготовлении кукол.

Педагоги поддерживают ребенка,
создают условия для реализации
выдвинутой им идеи, предлагая:
-использование новых, оригинальных
технологий;
-применение новых материалов;
-использование необычных форм.

5.Оказание технологической помощи
ребёнку педагогами в
вербализированной форме («не
руками»).

Совместное партнёрское обсуждение
использования в работе материалов и
применение технологических узлов.
Изобретение ребёнком своих
собственных технологий и
применение новых прогрессивных
материалов.

6.Вовлечение ребёнка в
завершающий этап – художественное
оформление куклы или дизайн всей
композиции - как равноправного
партнёра путём творческого
сотрудничества с педагогами;

Создание такого эмоционального
пространства, при котором ребёнок с
увлечением пройдёт весь путь от
задумки образа до конечного
результата, невзирая на
длительность процесса изготовления,
технологические трудности и
переделки, поиск новых решений.

7.Организация участия ребёнка в
выставках с целью получения
экспертной оценки.

Ребёнок в роли эксперта своей
работы и работы других учащихся.
Посещение ребёнком выставок по
профилю и других видов
декоративно-прикладного
творчества.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ №
урока

Тема занятия

Часы

Число

1

Вводное занятие.

2

7.10.

1-2

Мир игрушек. История кукол.
Русская народная кукла.

2

3-4

Значение работы над текстильной куклой.
Видыработ. Организация рабочего места.
Материалы иинструменты. Т/Б на
рабочем месте и при работес
инструментами.

2

14.10

4

4-5-6-7

Ручные швы.

4

21.10
28.10.

Виды швов, применяемые при пошиве
мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад
иголку»,«строчка», петельный шов, шов
«через край»,потайной шов.
Выполнение различных видов швов.
5

8-9

Изделия первой сложностииз 2-3 выкроек
Цветовое решение игрушек. Виды
тканей,используемых для изготовления
текстильнойкуклы. Выбор материалов по
их свойствам.

2

4.11

Набивка. Кукольная фурнитура.
6

10-11

Знакомство с лекалами и количеством
деталей.

2

11.11

7

12-13

Работа с чертежами и выкройками.
Снятие лекалс журнала на кальку.
Увеличение и уменьшениевыкроек.

2

18.11.

8

14-15

Раскрой. Бережное использование и
экономноерасходование материалов.
Размещение лекал наткани с учётом
экономичности раскладки.

2

25.11.

Сборка куклы. (Последовательность
сборки).

4

2.12.

10 20-21

Глаза и нос куклы. Различные способы
изготовления. Способы прикрепления.
Рисование глаз куклы.

2

16.12.

11 22-27

Декоративное оформление куклы.
Кукольнаяодежда и аксессуары.

6

23.12.

Классификация деталей срезов. Обводка
лекална ткани. Определение припусков на
швы.Вырезание лекал.
9

16-1718-19

9.12.

13.01
20.01.

12 28

Изделия второй сложности

27.01

из 4-7 выкроек

.

Кукла «Тильда». «Знакомство» с автором
бренда.

2

Ткани, используемы для их пошива.
13 29-31

14 32-33

Окрашивание ткани для тильд в
домашних условиях с помощью кофе и
чая.

2

Работа с чертежами и выкройками.
Снятие лекал

2

10.02.

6

17.02.

3.02

с журнала на кальку Раскрой с учётом
экономичности раскладки. Особенности
раскроя
тильд.
15 34-39

Сшивание и вырезание деталей кроя.

24.02

Сборка куклы. Особенности набивки
тильд.
16 40-43

Одежда для кукол-тильд. Аксессуары
тильда.

2.03
4

.
9.03
16.03

17 44-47

Материалы для изготовления кукольных

4

6.04

причесок. Изготовление волос куклы
разнымиспособами.
18 48

Кукла из пластика

.23.03

2

13.04

Введение в практическую деятельность –
лепка простой куклы из пластилина по
технологии куклы из пластики

4

20.04

20 53-54

Знакомство с видами пластиков и
технологией работы с ними. Знакомство
со вспомогательными инструментами и
технологией работы с ними

1

4.05.

21 55-58

Начало работы, образ будущей куклы.

1

4.05.

История авторской куклы.
19 49-52

27.04.

Пластика головы

.

22 59-60

Работа над пластикой рук

2

11.05.

23 61-62

Работа над пластикой ног

2

18.05.

24 63-64

Каркас тела куклы

1

25.05

25 65-68

1
Сборка деталей куклы (соединение
вылепленных частей с каркасом, придание
задуманной позы)

25.05.
.

Подставка для куклы.

Планируемые результаты обучения
В результате выполнения данной программы учащиеся должны
знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь
представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- о написании отчета о ходе проекта;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- работать в парах и в группах.
Методическое обеспечение программы.
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие
материалы и инструменты:
¬ хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;
¬ нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;
¬ иглы разной величины;
¬ ножницы, шило, плоскогубцы, нож;
¬ картон, калька, копировальная бумага;
¬ линейка, карандаш, фломастеры, клей;
¬ вата, синтепон, проволока;
¬ бисер, пуговицы, тесьма, кружева.
ЛИТЕРАТУРА
¬ Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет» Программа
кружка рукоделия.СПб.:КАРО,2008.-80с.:ил.
¬ Журнал «Валя-Валентина»
¬ Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия
развития, 1997
¬ Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка» «ЭКСМО-Пресс» 2002г
¬ Материалы сети Интернет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».