ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих
способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы
развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность,
привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в
минимальном отступлении от образа.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда
учитель покажет, что существует множество и вариантов решений,
нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам,
способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы
чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому
целью данной программы является развитие познавательного интереса,
творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное
время в процессе освоения технологии изготовления текстильной куклы.
Работа в кружке - прекрасное средство развития творчества, умственных
способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления
детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является
обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой
культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к
реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической
деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая
программа
имеет
художественно-эстетическую
направленность, которая является важным направлением в развитии и
воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного
вкуса и творческих способностей
Проектно-исследовательская
деятельность является
средством
освоения простейших и креативных методов изготовления различных укол
.Актуальность данного творчества в том что, кукла – одно из самых ярких
отражений человеческой истории и культуры – близка и понятна каждому.
Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни
приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей
создавать авторскую куклу. Взрослые художники-кукольники России за
последние 10 лет объединились в Международную Ассоциацию
кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы
кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают журналы –
каталоги международных
выставок,
проводят
мастер-классы.
Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьёзное и очень
увлекательное.
Однако программ по обучению детей и школьников технологии создания
авторской текстильной куклы нет, либо они рассчитаны на детей старшего
школьного
возраста.
В этом ключе педагогически целесообразно создание программы по
изготовлению авторской текстильной куклы, где ребёнок может выразить
своё собственное «Я» в образе игрушки или куклы.
Исследовательская деятельностьа ребенка интенсивно может
развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и
внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет
привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса
(учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей,
общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития
творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.
Программа кружка рассчитана на детей с 10 до 16 лет, где ребята знакомятся
с историей происхождения куклы, различными видами кукол и игрушек,
сувенирными изделиями, освоят различные технологии прикладного
творчества, используемые при изготовлении куклы и игрушки.
Группа работает 1 раза в неделю по 2 часа, всего 62 часа (с учетом
праздничных дней) за учебный год. Практические занятия составляют
большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10 человек
Цель программы курса: . реализация творческой активностиребёнка
через воплощение выбранного образа путём создания авторской куклы
Задачи:
1.Образовательные:
Сформирование у учащихся знания об истории авторской куклы;
приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для реализации
декоративно-прикладной деятельности; формирование индивидуального
стиля
при
изготовлении
куклы.
2.Развивающие:
Развитие творческой активности ребёнка путём самостоятельной
постановки и
решения
творческой
задачи (реализации
задуманного образа); активизация образного
мышления и творческого
поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления
куклы.
3.Воспитывающие:
Воспитание личностно-значимых, коммуникативных качеств детей через
общение в коллективе, художественно-эстетического вкуса, аккуратности, а
также способствовать приобретению инструкторского опыта, формирование
у детей положительного отношения к труду и творчеству, стремление своим
посильным трудом доставить окружающим радость и получить от этого
моральное удовлетворение.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание тематического плана из года в год может частично
корректироваться. В план могут вноситься изменения, отражающие новые
достижения в области декоративно-прикладного искусства, социальные
запросы детей, а также методические рекомендации, базирующиеся на
изучении и обобщении передового педагогического опыта.
В программе приведены основные критерии оценки, определен конкретный
объём знаний, умений и навыков, которые дети должны освоить в конце года
обучения.
Формы обучения: объяснение учителя с привлечением учащихся к
обсуждению отдельных вопросов, положений; лекция; эвристическая беседа,
выставки детских работ, анализ работ, просмотр фильмов.
Лучшие работы воспитанников коллектива участвуют в выставке, что
позволяет создать для каждого ученика «ситуацию успеха»,
способствующую наиболее полному развитию творческой активности
ребенка. Участие в различных конкурсах позволит увидеть работы других
авторов, сравнить со своими работами – это даёт импульс к творческому
росту, развивает фантазию.
Качественно выполненные и оригинально оформленные куклы по желанию
детей могут быть распроданы на ярмарках.
Творческий процесс создания куклы является настолько непредсказуем и не
совмещаем с временными рамками учебного процесса, что нет
необходимости с точностью до одного часа планировать работу по
изготовлению куклы.
Учащиеся знакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного
творчества, с различными видами текстильных кукол: тильды, интерьерные
куклы, с работами лучших авторов-кукольников.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное
становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик,
работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза,
активной деятельности.
Направленность этих занятий заключается в изготовлении текстильных
кукол, как поразработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это
направление имеет большое значение в развитие творческих способностей
учащихся. Обучение происходит от простого к сложному: от игрушек,
состоящих из 2-3 выкроек к сложным куклам из 4-7 и более выкроек. Занятия
кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и
выполнениепрактических работ: сборка образцов кукол, изготовление
декоративных изделий. Все объекты труда являются максимально
познавательными, имеют эстетическую привлекательность и дают
представления о последоватльности и методах сборки текстильных кукол.
Важнейшим направлением активизации процесса обучения необходимо
считать вовлечение учащихся в деятельность по принципу «от идеи до
конечного результата».
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает
повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами
труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками
технологии.
В результате освоения программы учащиеся должны
знать:
¬ правила подготовки рабочего места;
¬ правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
¬ технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;
¬ область применения и назначение материалов и инструментов;
уметь:
¬ осуществлять организацию и планирование собственной трудовой
деятельности, контроль
над ее ходом и результатами;
¬ изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам
и описанию;
выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
¬ проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
¬ осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы;
быть:
¬ дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными,
внимательными,
усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневнойжизни для:
¬ соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
¬ создания различных изделий из доступных материалов по собственному
замыслу;
¬ осуществления сотрудничества в процессе совместной работы
Учащиеся 7 классов должны уметь различать и самостоятельно
реализовывать разные виды работ и разные виды ответственности за них.
Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к
осуществлению проектного замысла.
Новизна программы курса заключается в том, что она представляет
сочетание форм и методов обучения, которые соответствуют требованиям,
предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в
рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в мир
проектирования позволит пробудить у них интерес к решению учебных и
социальных проблем.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и
т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на 62 часа, из расчета 1 час в неделю. Единицей
учебного процесса является занятие.
.
Перед педагогом выдвигаются следующие задачи:
Задачи:
Содержание деятельности:
1.Определение темы,
зарождение идеи.
Создание условий для
самостоятельного выбора ребёнком
темы из предложенного списка,
включая «свободную тему».
2.Погружение в информационное
поле по данной теме.
Предоставление возможности
ребёнку пользоваться библиотечным
фондом, консультации библиотекаря
по выбранной теме, помощь в поиске
информации через Интернет,
рекомендации по использованию
внешних источников.
3.Создание условий для выбора
ребёнком сюжетных героев,
персонажей.
Совместное партнёрское обсуждение
педагогами и ребёнком
образа будущего персонажа.
4. Создание условий для выработки
ребенком своего индивидуального
стиля в изготовлении кукол.
Педагоги поддерживают ребенка,
создают условия для реализации
выдвинутой им идеи, предлагая:
-использование новых, оригинальных
технологий;
-применение новых материалов;
-использование необычных форм.
5.Оказание технологической помощи
ребёнку педагогами в
вербализированной форме («не
руками»).
Совместное партнёрское обсуждение
использования в работе материалов и
применение технологических узлов.
Изобретение ребёнком своих
собственных технологий и
применение новых прогрессивных
материалов.
6.Вовлечение ребёнка в
завершающий этап – художественное
оформление куклы или дизайн всей
композиции - как равноправного
партнёра путём творческого
сотрудничества с педагогами;
Создание такого эмоционального
пространства, при котором ребёнок с
увлечением пройдёт весь путь от
задумки образа до конечного
результата, невзирая на
длительность процесса изготовления,
технологические трудности и
переделки, поиск новых решений.
7.Организация участия ребёнка в
выставках с целью получения
экспертной оценки.
Ребёнок в роли эксперта своей
работы и работы других учащихся.
Посещение ребёнком выставок по
профилю и других видов
декоративно-прикладного
творчества.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ №
урока
Тема занятия
Часы
Число
1
Вводное занятие.
2
7.10.
1-2
Мир игрушек. История кукол.
Русская народная кукла.
2
3-4
Значение работы над текстильной куклой.
Видыработ. Организация рабочего места.
Материалы иинструменты. Т/Б на
рабочем месте и при работес
инструментами.
2
14.10
4
4-5-6-7
Ручные швы.
4
21.10
28.10.
Виды швов, применяемые при пошиве
мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад
иголку»,«строчка», петельный шов, шов
«через край»,потайной шов.
Выполнение различных видов швов.
5
8-9
Изделия первой сложностииз 2-3 выкроек
Цветовое решение игрушек. Виды
тканей,используемых для изготовления
текстильнойкуклы. Выбор материалов по
их свойствам.
2
4.11
Набивка. Кукольная фурнитура.
6
10-11
Знакомство с лекалами и количеством
деталей.
2
11.11
7
12-13
Работа с чертежами и выкройками.
Снятие лекалс журнала на кальку.
Увеличение и уменьшениевыкроек.
2
18.11.
8
14-15
Раскрой. Бережное использование и
экономноерасходование материалов.
Размещение лекал наткани с учётом
экономичности раскладки.
2
25.11.
Сборка куклы. (Последовательность
сборки).
4
2.12.
10 20-21
Глаза и нос куклы. Различные способы
изготовления. Способы прикрепления.
Рисование глаз куклы.
2
16.12.
11 22-27
Декоративное оформление куклы.
Кукольнаяодежда и аксессуары.
6
23.12.
Классификация деталей срезов. Обводка
лекална ткани. Определение припусков на
швы.Вырезание лекал.
9
16-1718-19
9.12.
13.01
20.01.
12 28
Изделия второй сложности
27.01
из 4-7 выкроек
.
Кукла «Тильда». «Знакомство» с автором
бренда.
2
Ткани, используемы для их пошива.
13 29-31
14 32-33
Окрашивание ткани для тильд в
домашних условиях с помощью кофе и
чая.
2
Работа с чертежами и выкройками.
Снятие лекал
2
10.02.
6
17.02.
3.02
с журнала на кальку Раскрой с учётом
экономичности раскладки. Особенности
раскроя
тильд.
15 34-39
Сшивание и вырезание деталей кроя.
24.02
Сборка куклы. Особенности набивки
тильд.
16 40-43
Одежда для кукол-тильд. Аксессуары
тильда.
2.03
4
.
9.03
16.03
17 44-47
Материалы для изготовления кукольных
4
6.04
причесок. Изготовление волос куклы
разнымиспособами.
18 48
Кукла из пластика
.23.03
2
13.04
Введение в практическую деятельность –
лепка простой куклы из пластилина по
технологии куклы из пластики
4
20.04
20 53-54
Знакомство с видами пластиков и
технологией работы с ними. Знакомство
со вспомогательными инструментами и
технологией работы с ними
1
4.05.
21 55-58
Начало работы, образ будущей куклы.
1
4.05.
История авторской куклы.
19 49-52
27.04.
Пластика головы
.
22 59-60
Работа над пластикой рук
2
11.05.
23 61-62
Работа над пластикой ног
2
18.05.
24 63-64
Каркас тела куклы
1
25.05
25 65-68
1
Сборка деталей куклы (соединение
вылепленных частей с каркасом, придание
задуманной позы)
25.05.
.
Подставка для куклы.
Планируемые результаты обучения
В результате выполнения данной программы учащиеся должны
знать:
- понятие проекта;
- понятие проектный продукт;
- типы проектов и их проектные продукты;
- понятие презентация проекта, ее назначение;
- этапы выполнения проекта;
- структуру проекта;
- критерии оформления письменной части проекта;
- критерии оценки проекта.
В результате изучения курса обучающиеся должны иметь
представление:
- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;
- о ресурсах и их использовании;
- о способах презентации проекта;
- о написании отчета о ходе проекта;
- о рисках, их возникновении и предотвращении;
- об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- ставить цель;
- составлять и реализовывать план проекта;
- отбирать материал из информационных источников;
- анализировать полученные данные;
- делать выводы;
- оценивать работу по критериям оценивания;
- выбирать соответствующую форму проектного продукта;
- создавать основные слайды для презентации проекта;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- проводить рефлексию своей деятельности;
- работать по ТК, с простейшим оборудованием и материалами;
- работать в парах и в группах.
Методическое обеспечение программы.
Для эффективной деятельности по программе необходимы следующие
материалы и инструменты:
¬ хлопчатобумажные, меховые, шерстяные, плюшевые, кожаные лоскуты;
¬ нитки для шитья, шерстяные, «мулине»;
¬ иглы разной величины;
¬ ножницы, шило, плоскогубцы, нож;
¬ картон, калька, копировальная бумага;
¬ линейка, карандаш, фломастеры, клей;
¬ вата, синтепон, проволока;
¬ бисер, пуговицы, тесьма, кружева.
ЛИТЕРАТУРА
¬ Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие для детей 8-12 лет» Программа
кружка рукоделия.СПб.:КАРО,2008.-80с.:ил.
¬ Журнал «Валя-Валентина»
¬ Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия
развития, 1997
¬ Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка» «ЭКСМО-Пресс» 2002г
¬ Материалы сети Интернет