Рабочая программа курса внеурочной деятельности За страницами учебника биологии

.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «За страницами учебника
биологии» разработана в соответствии с требованиями пункта 32.1 ФГОС ООО.
Цели изучения учебного курса внеурочной деятельности:
На уроках биологии в 9 классах недостаточное количество часов отведено для
тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью при проведении
групповых занятий особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению
наиболее значимых и наиболее трудно усваиваемых школьниками знаний
из основной
школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации
органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности
организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции,
клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при
изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся
умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и
процессы.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет, при
подготовке к ОГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно
вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии;
нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека;
способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и
направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов;
особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза,
характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать
сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и
правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных
изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь
строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинноследственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний
биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию
предметной компетентности - природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской,
формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко,
по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным
развёрнутым ответом.
Курс создан для обучающихся 9 классов. В качестве текущего контроля знаний и умений
обучающихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам,
итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ за текущий
и прошедший года.
Цель: Подготовка к успешной сдаче ОГЭ обучающихся 9 классов.
Задачи:
• повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на
заключительном этапе общего биологического образования;
• закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;

•
•

формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать
и анализировать информацию из различных источников;
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при
выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Место учебного курса внеурочной деятельности «За страницами учебника биологии» в
учебном плане:
Программа учебного курса внеурочной деятельности «За страницами учебника
биологии» рассчитана на один час в неделю (34 учебные недели) в 9классе.
Деятельность учителя с учетом программы воспитания:
• формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
• осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки;
• определять роль в природе различных групп организмов;
• объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы
• организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией, по поводу
получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать
мнение;
• формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни
и благополучия людей на Земле;
• объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга;
• понимать роль отечественных ученых в становлении науки биологии.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «За страницами учебника
биологии»
Тема 1.Биология как наука. Методы биологии (1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический
эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Тема 2. Признаки живых организмов (3 часа)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой
природы. Клетка как биологическая система. Неорганические и органические вещества клетки.
Клетка как биологическая система. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна
из причин заболеваний организмов. Строение эукариотической клетки. Вирусы – неклеточные
формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость
Классификация организмов по способам питания.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений
и животных, выявление изменчивости организмов.
Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (11 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной
деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы. Лишайники.организация, классификация, роль и место в биосфере,
значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения. Ткани и органы высших
растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика
беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые
черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов:

Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся,
Птицы, Млекопитающие.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Тема 4. Человек и его здоровье (15 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система
человека. Питание. Система пищеварения. Дыхание. Система дыхания. Внутренняя среда
организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма. Иммунитет. Кровеносная
система. Транспорт веществ. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека.
Витамины. Система выделения. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие
организма
человека.
Индивидуальное
развитие
человека.
Эмбриональный
и
постэмбриональный периоды.
Структурно функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Органы чувств, их
роль в жизни человека. Психология и поведение человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление
алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания:
грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые,
органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений,
вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими
животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов,
обморожений, нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи при
отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом,
спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах,
обморожениях, повреждении зрения
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2 часа)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к
различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная
организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических
веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи
питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в
биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей.
Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые
организмы и экосистемы.
Тема 6. Решение демонстрационных вариантов ГИА (2часа)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение
заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам
деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Время
выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор типичных
ошибок. Рекомендации по выполнению.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;

•

•
•
•

•

сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Познавательные УУД:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему
слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки.
Коммуникативные УУД:

•
•
•
•
•

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Предметные результаты:
Обучающийся научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы,
биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от
состояния окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;
• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения
приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты
или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на
основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и
систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений
и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию
о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального
природопользования, и пути решения этих проблем;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов
риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной
литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах,
анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими
и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии,
биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

1
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Наименование разделов и тем

Количество
Электронные (цифровые)
Деятельност
часов,
образовательные ресурсы
програм
отводимых на
освоение
каждого
раздела и темы
2
3
4
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии (1 час)
Биология как наука. Методы
1
https://resh.edu.ru/subject/lesso Осознавать ед
биологии
n/2115/main/
окружающего
его познаваемо
на основе дост
Тема 2. Признаки живых организмов (3 часа)
Клеточное строение организмов
1
https://resh.edu.ru/subject/lesso Характеризова
как доказательство их родства,
n/2460/main/
биологической
сравнение, экс
единства живой природы. Гены
и хромосомы.
и их роль в по
Нарушения в строении и
природы;
функционировании клеток.
Формировать
Вирусы.
мышление: ум
1
Наследственность и
https://resh.edu.ru/subject/lesso деятельность и
людей с точки
изменчивость. Одноклеточные и
n/2459/main/
окружающей с
многоклеточные организмы.
и благополучи
Ткани, органы, системы органов
Выделять сущ
растений и животных.
1
процессов жиз
Практическая работа: «Решение
клетки и орган
тестовых заданий по темам:
Обсуждать био
«Биология как наука», «Методы
эксперименты
биологии», «Признаки живых
процессов жиз
организмов».
организмов и о
результаты.

Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (11 часов)
1
Царство Бактерии. Роль
Осознавать ро
бактерий в природе, жизни
– определять р
различных гру
человека. Бактерии –
возбудители заболеваний.
– объяснять ро
1
в круговороте
Царство Грибы. Лишайники.
Оценивать пов
Роль грибов и лишайников в
точки зрения з
природе, жизни человека.
1
жизни:
Царство Растения.
– использовать
Систематический обзор царства
при соблюдени
Растения: мхи, плаунообразные,
повседневной
хвощеобразные. Ткани и органы
Оценивать пов
высших растений.
1
точки зрения з
Царство Растения.
жизни:
Систематический обзор царства
– использовать
Растения: голосеменные и
при соблюдени
покрытосеменные. Ткани и

9.
10

11

12

13

14

15

органы высших растений.
Основные семейства цветковых
растений.
Практическая работа: «Решение
тестовых заданий по темам:
«Царства: Бактерии, Грибы,
Растения»
Систематический обзор царства
Животные. Общая
характеристика беспозвоночных
животных.
Тип Хордовые. Общая
характеристика надклассов
классов: Рыбы, Четвероногие.
Характеристика классов
животных: Земноводные,
Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие.
Биологическое разнообразие как
основа устойчивости биосферы
и результата эволюции.
Практическая работа:«Решение
тестовых заданий по темам:
«Царство Животные, Учение об
эволюции органического мира»

повседневной
– различать съ
грибы родного
1
Осознавать ро
– объяснять ро
сообществах и
друг на друга;
1
рассматривать
процессы в раз
– приводить п
приспособлени
растений к сре
1
объяснять их з
живого;
– находить чер
1
свидетельству
живых органи
предками, и да
1
https://resh.edu.ru/subject/lesso Выявляют эсте
достоинства п
n/5918/conspect/77836/
растительного
опасные расте
1
Приводят прим
относящихся к
культурам.
Определять ре
растения Прим
лекарственные
растения семей
Овладевать ме
биологической
и описание би
и процессов; п
биологических
объяснять их р
Объяснять мир
биологии:
– перечислять
свойства живо
– различать (п
группы живот
Оценивать по
точки зрения з
жизни:
– использовать
при соблюдени
повседневной
Оценивать рис
человека и при
– соблюдать и
поведения в пр
Тема 4. Человек и его здоровье (15 часов)
1

16

17

18

19
20
21

22
23

24

25

26

27

28
29

Сходство человека с
животными и отличие от них.
Общий план строения и
процессы жизнедеятельности
человека.
Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности
организма.
Практическая работа: «Решение
тестовых заданий по темам:
«Общий план строения
человека», «Нейро-гуморальная
регуляция организма»
Питание. Система пищеварения.
Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.

1

Практическая работа: «Решение
тестовых заданий по темам:
«Питание. Система
пищеварения», «Система
пищеварения, дыхание»
Внутренняя среда организма.
Группы крови. Иммунитет.
Транспорт веществ.
Кровеносная и лимфатическая
системы. Обмен веществ и
превращение энергии.
Практическая работа: «Решение
тестовых заданий по темам:
«Внутренняя среда организма»,
«Транспорт веществ» и «Обмен
веществ»
Выделение продуктов
жизнедеятельности. Система
выделения. Покровы тела и их
функции.
Размножение и развитие
организма человека.
Наследование признаков у
человека. Наследственные
болезни, их причины и
предупреждение.
Практическая работа: «Решение
тестовых заданий по темам
«Система выделения»,
«Покровы тела», «Размножение
и развитие человека»
Опора и движение. Опорнодвигательный аппарат.
Органы чувств, их роль в жизни
человека.

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1
1

Знать роль оте
изучении анат
гигиены челов
Характеризова
человека в при
https://resh.edu.ru/subject/lesso биосоциальная
Соблюдать ме
n/6767/conspect/269089/
травматизма, н
развития плоск
приёмы оказан
при травмах оп
системы. Знат
табакокурения
первой помощ
угарным газом
утопающего, з
дыхания и их п
Уметь оценива
человека с точ
образа жизни:
– использовать
при соблюдени
повседневной
профилактики
работы
пищев
https://resh.edu.ru/subject/lesso
Знать правила
n/6761/main/268906/
питания с цель
бережного отн
здоровью и зд
Освоить приём
доврачебной п
и солнечном у
обморожениях
покрова с цель
здоровья
Знать и соблю
профилактики
чувств.
Знать вклад от
в разработку у
нервной деяте
Знать риски во
заболеваний ж
секреции. Фор
отношение к с
Уметь объясня
вредное влиян
алкоголя и нар
плода.
Знать меры пр
привычек, инф
передающихся

30

31

32

33

34

Практическая работа:«Решение
тестовых заданий по темам:
«Опорно-двигательный
аппарат», «Органы чувств»

1

ВИЧ-инфекци
Понимать зави
человека от со
среды, необхо
среды обитани
Знать и приме
поведения в пр
Осваивать при
организации т
Знать и поним
риска на здоро

Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2 часа)
1
Влияние экологических
Осознавать ро
факторов на организмы.
– определять р
Приспособления организмов к
различных гру
различным экологическим
– объяснять ро
факторам. Популяция.
в круговороте
Взаимодействия видов
- объяснять ро
(конкуренция, хищничество,
воздействия на
симбиоз, паразитизм). Сезонные
Характеризова
изменения в живой природе.
организмов со
1
Экосистемная организация
https://resh.edu.ru/subject/lesso влияние окруж
биоценоз и пр
n/5944/conspect/32116/
живой природы. Учение о
организмов к с
биосфере.Практическая работа:
Анализироват
«Решение тестовых заданий по
последствия д
теме: «Взаимосвязи организмов
в природе, вли
и окружающей среды»
на здоровье че
Тема 6. Решение демонстрационных вариантов ОГЭ (2 часа)
1
Характеристика структуры и
https://bio-oge.sdamgia.ru/
- осознанное, у
содержания экзаменационной
доброжелатель
работы. Практическая работа:
другому челов
мировоззрению
«Решение демонстрационного
варианта ГИА прошлого года»
вере, гражданс
1
- сформирован
Анализ ошибок, допущенных
https://bio-oge.sdamgia.ru/
здорового и бе
при решение
жизни;
демонстрационного варианта
- формированн
ГИА прошлого
экологической
года.Практическая работа:
опыта экологи
«Решение демонстрационного
ориентированн
варианта ГИА текущего года».
оценочной и п
деятельности в
ситуациях
34
ИТОГО:
Список литературы

Литература для педагога
1. Лернер Г.И.: ОГЭ-2019. Биология. 10 тренировочных вариантов экзаменационных
работ. – М.: АСТ, 2019 – 128 с.
2. Лернер Г.И. ОГЭ-2019. Биология: сборник заданий. 9 класс. Учебное пособие. –

Литература для учащихся
1. Биология.6 класс. Базовый уровень. Вентана -Граф.Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,
Кучменко В.С.
2. Биология. 7 класс. Базовый уровень. Вентана -Граф Константинов В.М., Бабенко В.Г.,
Кучменко В.С.
3. Биология. Человек. 8 класс. Вентана -Граф Драгомилов А.Г., Маш Р.М.
4. Биология. 9 кл. Вентана -Граф ПОномарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М.
Электронные образовательные ресурсы
Материалы сайтов:
1. https://interneturok.ru/
2. https://www.yaklass.ru/?%08
3. https://resh.edu.ru/
4. https://bio-oge.sdamgia.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».