Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................................................. 3
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ........................................................................ 6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ....................................................................................... 15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ..................................................................................... 24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Занимательный французский язык» имеет общекультурную
направленность.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по французскому
языку для 8-9 классов разработана в соответствии с:
•
Федеральным государственным образовательным стандартом
начального
общего
образования
(http://www.edu.ru/db/portal/obschee/);
• примерными программами по иностранным языкам (Примерные
программы по учебным предметам. Начальная школа, В 2 ч.- М.:
Просвещение, 2011. – Ч.2);
• учебным планом школы на 2023-2024 учебный год.
Данная программа рассчитана для обучающихся 8 – 9 классов. Она дает
возможность развитию художественного воображения, активизирует у детей
мышление и познавательный интерес.
Программа предназначена для развития и поддержки интереса учащихся
к французскому языку, повышению уровня их практических навыков
говорения, воспитанию обучащихся, расширению их кругозора, развитию
творческих способностей. В последние годы все теснее экономические,
политические и культурные связи со странами мира, в том числе и с
Францией. Поэтому становится необходимым диалог культур народов, где
важно уметь оценивать другую культуру с позиции ценностей и норм
собственной, выявлять сходства и различия и проявлять толерантность. Но
французский язык незаслуженно вытесняется английским языком.
Мотивация школьников к изучению французского языка выражена слабо, так
как дети испытывают трудности в его усвоении. Данная рабочая программа
имеет культурологическую направленность. Актуальность программы
заключается в том, что она направлена на развитие коммуникативной
компетенции школьников, повышения интереса, мотивации изучения
французского языка. Она формирует коммуникативную культуру школьника,
способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора,
популяризации французского языка.
Внеурочная деятельность позволяет создать иноязычную среду, в
которой учащиеся совершенствуют свои знания, умения и навыки,
убеждаются в практическом значении иностранных языков, в организации
общения,
приобретении
дополнительной
информации.
Своими
увлекательными формами она вызывает определённый эмоциональный
настрой, что, по мнению методистов, значительно облегчает достижение этих
целей. Это не только углубляет знания по иностранному языку, но и
способствует расширению кругозора школьников, содействует воспитанию
чувства коллективизма, дружбы и товарищества, воспитывает сознательную
дисциплину, волю и характер. Кроме того, занятия способствуют
совершенствованию умений и навыков, которые формируются у учащихся на
3
уроках. Содержание программы способствует развитию коммуникативной
компетенции школьников, обогащению лексического запаса, развитию
умения аудирования и чтения текстов. Всё это способствует интенсификации
учебного процесса и поддержанию мотивации к изучению французского
языка.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
направленность на создание мотивов учения, формирование познавательного
интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят.
Гармоничное использование в процессе реализации программы современных
педагогических технологий, аудио - и видеокурсов, мультимедийных средств
обучения помогает процессу социализации личности, умению сотрудничать,
способствует повышению мотивации изучения языка, учит работать с
информацией.
Цель программы – повышения мотивации к изучению иностранного
языка.
Задачи:
I. Познавательный аспект:
познакомить с особенностями перевода и понимания иностранной
прозы;
познакомить с менталитетом французского народа;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект:
развивать мотивацию к дальнейшему овладению иноязычной
культурой;
развивать учебные умения и формировать у обучающихся
рациональные приемы овладения иноязычной культурой.
III. Воспитательный аспект:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой
культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению
французским языком.
IV. Учебный аспект
систематизировать,
обобщить
и
закрепить
лексические
и
грамматические средства, пройденные ранее;
совершенствовать навыки работы с текстом (чтение, перевод,
обсуждение прочитанного, пересказ).
Принципы программы:
1.
Обеспечение мотивации
развитие интереса к иностранному языку;
повышение качества знаний по предмету.
2.
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение фонетических,
лексических навыков, что повысит качество знаний по предмету.
4
3.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы –
возможно усвоение:
8 класс - за 1 час (34 часа в год);
9 класс - за 1 час (34 часа в год);
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Личностные результаты
• Формирование российской гражданской идентичности, воспитание любви и
уважения к прошлому и настоящему России, осознание своей этнической
принадлежности,
усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных ценностей российского общества;
• осознание научных, культурных, социальных и экономических достижений
российского народа, своей малой родины;
• формирование толерантного отношения к представителям иной культурноязыковой общности;
•
развитие
критического
мышления
через
активное
включение
в
образовательный процесс;
• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать взаимопонимания;
• готовность отстаивать общечеловеческие (гуманистические, демократическ
ие) ценности, свою гражданскую позицию;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию, выбору пути дальнейшего
совершенствования своего образования с учётом устойчивых познавательных
интересов,
осознание
возможностей
самореализации
средствами
французского языка.
Метапредметные результаты
•
Развитие
умения
самостоятельно
определять
долгосрочные
и
краткосрочные цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности;
• развитие умения находить наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
• развитие умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности и
вносить, если это необходимо, в неё коррективы;
6
• развитие умения оценивать результаты своей учебно-познавательной
деятельности с целью её дальнейшего совершенствования;
• развитие умения рассуждать, строить умозаключения, прогнозировать,
устанавливать причинно-следственные связи, делать сравнения и выводы,
аргументированно отстаивать свою позицию;
•
развитие умения
услышанного,
вникать в смысл прочитанного, увиденного и
определять
и
формулировать
тему,
проблему
и основную мысль высказывания (текста, статьи);
• развитие умения организовывать совместную учебную деятельность с
учителем и классом, работать индивидуально, а также в больших и малых
группах;
Предметные результаты
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Обучающийся научится:
• вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалогпобуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях
неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы
речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• вести диалог-обмен мнениями;
• брать и давать интервью;
• вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы
и т. д.).
Говорение. Монологическая речь
Обучающийся научится:
• строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную
наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в
рамках
освоенной
тематики;
• описывать события с опорой на зрительную наглядность и/ или вербальную
7
опору
• давать
(ключевые слова, план, вопросы);
краткую
характеристику
реальных
людей
и
литературных
персонажей;
• передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без
опоры
на
текст/ключевые слова/план/вопросы;
• описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/
план/вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и
аргументировать своё отношение к прочитанному/прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в
соответствии
с предложенной ситуацией общения;
• кратко высказываться с опорой на нелинейный текст.
Аудирование
Обучающийся научится:
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных
текстов, содержащих
некоторое
количество
языковых
неизученных
явлений;
• воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую
информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые
явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на
слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Обучающийся научится:
• читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов,
содержащих
отдельные неизученные языковые явления;
8
• читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих
отдельные
неизученные
языковые
нужную/ интересующую/запрашиваемую
явления,
информацию,
представленную в явном и в неявном виде;
• читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные
на
изученном языковом материале;
• выразительно читать вслух небольшие, построенные на изученном
языковом
материале
аутентичные
тексты,
демонстрируя
понимание
прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий,
изложенных
в
несложном аутентичном тексте;
• восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путём добавления
выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Обучающийся научится:
• заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя,
фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
• писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого
языка,
выражать
пожелания (объёмом 30–40 слов, включая адрес);
• писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул
речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие
сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по
переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д.
(объёмом 100–120
слов,
включая
адрес);
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Обучающийся получит возможность научиться:
• делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных
устных
высказываниях;
9
• писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на
электронное
письмо-стимул;
• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
• кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
• писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст
(таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
• правильно писать изученные слова, отобранные для данного этапа
обучения,
а
также
применять их в рамках изучаемого лексико-
грамматического материала;
• правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце
повествовательного
предложения,
вопросительный знак
в
конце
вопросительного
предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
• расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в
соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сравнивать и анализировать буквосочетания французского языка и их
транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Обучающийся научится:
• различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к
сбою коммуникации, произносить слова и фразы изучаемого иностранного
языка;
• различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
• членить предложение на смысловые группы;
• адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы
с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное
10
предложение; общий и специальный вопросы), в том числе соблюдая
правило
отсутствия фразового
ударения
на
служебных словах.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
• совершенствовать слухопроизносительные навыки,
в
том числе
применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Обучающийся научится:
• узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы
(слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе
многозначные, в пределах тематики основной школы;
• употреблять в устной и письменной речи в их основном значении
изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише
речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной
школы
в
соответствии
с
решаемой
коммуникативной задачей;
• соблюдать существующие во французском языке нормы лексической
сочетаемости;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием
суффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием
префиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием
словосложения в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей;
• распознавать и образовывать родственные слова с использованием
конверсии (образование существительных от неопределённой формы глагола
в
пределах тематики
коммуникативной
основной
школы
в
соответствии
с
решаемой
задачей;
11
• распознавать интернациональные слова в пределах тематики основной
школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные
слова,
изученные в пределах тематики основной школы;
• знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в
речи
изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
• распознавать принадлежность слов к частям речи по суффиксации;
• распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для
обеспечения
его целостности;
• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования
(догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с
русским/родным
языком,
по
словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Обучающийся научится:
• распознавать и употреблять в процессе устного и письменного общения
основные синтаксические конструкции и морфологические формы в
соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно значимом
контексте;
• распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных
временных формах;
• распознавать и употреблять в речи причастия настоящего и прошедшего
времени,
инфинитивные конструкции после глаголов восприятия;
• распознавать и употреблять в речи особые формы существительных
женского
рода
и
множественного
числа,
особые
формы
прилагательных женского рода и множественного числа;
• распознавать и употреблять в речи частичный артикль с абстрактными и
вещественными
употребление
существительными;
предлогов
замена артикля
и
артиклей
предлогом;
перед
географическими названиями;
12
• распознавать и употреблять в речи степени сравнения прилагательных и
наречий, особые случаи их образования;
• распознавать и употреблять в речи личные местоимения в функции прямых
и
косвенных
дополнений;
ударные
и
безударные
формы
личных
местоимений; относительные местоимения; указательные и притяжательные
местоимения;
неопределённые
прилагательные и местоимения;
• распознавать и употреблять в речи количественные числительные свыше
1000
и
порядковые числительные свыше 10;
• использовать управление распространённых глаголов; предлоги, служащие
для
выражения
пространственных
и
временных
отношений;
распространённые коннекторы;
Обучающийся получит возможность научиться:
• распознавать и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с
придаточными дополнительными, определительными, обстоятельственными;
временные отношения в простых и сложных предложениях; выражения цели
и следствия, условия и гипотезы, сравнения, противопоставления и уступки.
Социокультурные знания и умения
Обучающийся научится:
• употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и
неформального общения тематическую фоновую лексику, а также основные
нормы
речевого
этикета,
принятые в странах изучаемого языка;
• представлять родную страну и культуру на французском языке;
• понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках
изученного
материала;
• соблюдать речевой этикет в ситуациях формального и неформального
общения
в
рамках
изученных тем.
Обучающийся получит возможность научиться:
• оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях
повседневного
общения;
• представлять родную страну и культуру на французском языке.
13
Компенсаторные умения
Обучающийся научится:
• выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать
переспрос
при
говорении.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при
говорении;
• пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и
чтении.
14
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Освоение курса «Занимательный французский язык» в основной школе
предполагает
применение
коммуникативного
подхода
в
обучении
иностранному языку.
Курс «Занимательный французский язык» обеспечивает формирование
и развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков,
которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе
или в системе среднего профессионального образования.
Освоение курса «Занимательный французский язык» направлено на
достижение
обучающимися
допорогового
уровня
иноязычной
коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном
языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового
материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с
представителями других стран, которые используют иностранный язык как
средство межличностного и межкультурного общения.
Изучение
курса
«Занимательный
французский
язык»
в
части
формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать
имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с
предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География»,
«Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и
способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера.
Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение
театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам.
Карманные деньги. Молодежная мода.
15
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом,
здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые
предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная
форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль
иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка.
Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита
окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности.
Средства массовой информации
Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства
массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны,
столицы,
крупные
города.
Государственные
символы.
Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности.
Культурные
особенности:
национальные
праздники,
памятные
даты,
исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в
науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого
предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен
мнениями и комбинированный диалог.
16
Объем диалога от 3 реплик (5-7 класс) до 4-5 реплик (8-9 класс) со
стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2,5–3 минут.
Монологическая речь
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с
использованием основных коммуникативных типов речи (повествование,
описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и
краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность,
прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые
слова, план, вопросы)
Объем монологического высказывания
до 10-12 фраз (8-9 класс).
Продолжительность монологического высказывания –1,5–2 минуты.
Аудирование
Восприятие
на
слух
и
понимание
несложных
аутентичных
аудиотекстов с разной глубиной и точностью проникновения в их
содержание
(с
пониманием
основного
содержания,
с
выборочным
пониманием) в зависимости от решаемой коммуникативной задачи.
Жанры
текстов:
прагматические,
информационные,
научно-
популярные.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного
общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям
и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает
умение
определять
основную
тему
и
главные
факты/события
в
воспринимаемом на слух тексте. Время звучания текстов для аудирования –
до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/
запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую
информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких
текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут.
17
Аудирование с пониманием основного содержания текста и с
выборочным
пониманием
нужной/
информации
осуществляется
на
интересующей/
несложных
запрашиваемой
аутентичных
текстах,
содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых
языковых явлений.
Чтение
Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью
проникновения в их содержание: с пониманием основного содержания, с
выборочным
пониманием
нужной/
интересующей/
запрашиваемой
информации, с полным пониманием.
Жанры
текстов:
научно-популярные,
публицистические,
художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного
произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям
и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность,
воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на
несложных аутентичных текстах в рамках предметного содержания,
обозначенного в программе. Тексты могут содержать некоторое количество
неизученных языковых явлений. Объем текстов для чтения – до 700 слов.
Чтение
с
выборочным
пониманием
нужной/
интересующей/
запрашиваемой информации осуществляется на несложных аутентичных
текстах, содержащих некоторое количество незнакомых языковых явлений.
Объем текста для чтения - около 350 слов.
Чтение
с
полным
пониманием
осуществляется
на
несложных
аутентичных текстах, построенных на изученном языковом материале.
Объем текста для чтения около 500 слов.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного
словаря.
18
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
• заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол,
гражданство, национальность, адрес);
• написание коротких поздравлений с днем рождения и другими
праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
• написание
личного
письма,
в
ответ
на
письмо-стимул
с
употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого
языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни,
делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет,
просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая
адрес;
• составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое
изложение результатов проектной деятельности.
• делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные
высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Орфография и пунктуация
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний
изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки,
вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи.
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и
навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих
к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных
словах.
Членение
предложений
на
смысловые
группы.
Ритмико-
интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Соблюдение правила отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Лексическая сторона речи
19
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц,
обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы,
наиболее
распространенных
устойчивых
словосочетаний,
оценочной
лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран
изучаемого языка в объеме примерно 1000 единиц.
Основные способы словообразования: аффиксация, словосложение,
конверсия. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы.
Лексическая сочетаемость.
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и
распространенных
простых
предложений,
сложносочиненных
и
сложноподчиненных предложений.
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов
предложения:
повествовательное
(утвердительное
и
отрицательное),
вопросительное, побудительное, восклицательное. Использование прямого и
обратного порядка слов.
Навыки распознавания и употребления в речи существительных в
единственном и множественном числе в различных падежах; артиклей;
прилагательных и наречий в разных степенях сравнения; местоимений
(личных, притяжательных, возвратных, указательных, неопределенных и их
производных,
порядковых
относительных,
числительных;
видовременных
формах
вопросительных);
глаголов
в
действительного
количественных
наиболее
и
и
употребительных
страдательного
залогов,
модальных глаголов и их эквивалентов; предлогов.
Социокультурные знания и умения.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение,
используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и
страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и
в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера).
Это предполагает овладение:
20
• знаниями о значении родного и иностранного языков в современном
мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на
иностранном языке, их символике и культурном наследии;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на
иностранном языке, их символике и культурном наследии;
• знаниями о реалиях страны/стран изучаемого языка: традициях (в
питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников и
т. д.), распространенных образцов фольклора (пословицы и т. д.);
• представлениями о сходстве и различиях в традициях своей страны и
стран изучаемого языка; об особенностях образа жизни, быта, культуры
(всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их
вкладе в мировую культуру) страны/стран изучаемого языка; о некоторых
произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном
языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в
ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого
этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее
распространенную оценочную лексику);
• умением представлять родную страну и ее культуру на иностранном
языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях
повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых
слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных
высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
21
• прогнозировать
содержание
текста
на
основе
заголовка,
предварительно поставленных вопросов и т. д.;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по
используемым собеседником жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описание понятия при дефиците
языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формирование и совершенствование умений:
• работать с информацией: поиск и выделение нужной информации,
обобщение, сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
• работать
с
разными
источниками
на
иностранном
языке:
справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой;
• планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу:
выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с
исследовательскими
методами
(наблюдение,
анкетирование,
интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация,
разработка
краткосрочного
проекта
и
его
устная
презентация
с
аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участие в работе над
долгосрочным проектом, взаимодействие в группе с другими участниками
проектной деятельности;
• самостоятельно работать в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формирование и совершенствование умений:
• находить ключевые слова и социокультурные реалии в работе над
текстом;
• семантизировать слова на основе языковой догадки;
• осуществлять словообразовательный анализ;
22
• пользоваться
справочным
материалом
(грамматическим
и
лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями,
мультимедийными средствами);
• участвовать в проектной деятельности меж- и метапредметного
характера.
23
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Содержание
Знакомство через Интернет. Повторение
правил чтения.
Знакомство с представителями
франкофонного сообщества. Грамматика:
единственное и множественное число.
Франция. Аудирование: восприятие речи на
слух.
Франция. Закрепление правил чтения
лексических единиц.
Проект «Франция».
Франкоязычные государства. Грамматика:
указательные прилагательные.
Франкоязычные государства. Диалогическая
речь по теме.
Франкоязычные государства. Повторение и
обзор.
Франкофония.
Французский язык в мире. Грамматика:
ударные и безударные местоимения.
Ив Дютей — французский поэт, музыкант,
исполнитель. Грамматика: слитный артикль à
la, au, à l ’
Блог как средство интерактивного общения.
Лексика: выражение предпочтения.
Россия: основные сведения. Монологическая
речь по теме.
Россия (площадь, население, главные города).
Россия. Государственные праздники. Диалог –
расспрос.
Путешествие за границу (организованное).
Повторение и обзор.
Путешествие за границу (индивидуальное).
Первая поездка во Францию. Аудирование:
восприятие речи на слух.
Как подготовиться к путешествию. Короткие
тексты-приглашения и тексты-ответы на
приглашения.
Самые популярные туристические
направления для французов. Грамматика:
слитные артикли: à+les=aux, de+les=des
Самые популярные туристические
направления для россиян.
Популярность Франции среди иностранных
туристов. Грамматика: повелительное
Виды деятельности
просмотр видеоролика
презентация
просмотр видеоролика
работа с текстом
работа в группах
проект
проект
проект
работа в парах
работа с текстом
презентация
круглый стол
коллективная работа
просмотр видеоролика
проект
работа с текстом
работа с текстом
индивидуальные занятия
коллективная работа
работа в парах
презентация
круглый стол
24
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
наклонение.
Бретань – французский регион.
Основные достопримечательности Бретани.
Повторение и закрепление правил чтения.
Проект «Программа путешествий».
Повторение и обзор.
Жак Дютрон — французский певец,
композитор и актёр. Повторение и обзор.
Тома Дютрон — французский музыкант,
певец и актёр. Грамматика: неопределённое
прилагательное tout.
Виды транспорта. Лексика: выражение
согласия и отказа.
Лучший способ передвижения по Франции.
Переправа через Ла-Манш на пароме. Чтения
про себя и вслух.
Евростар (скоростной поезд Париж—Лондон).
Шарль Трене — французский певец и автор
песен, легенда французского шансона.
Грамматика: числительные до 1000.
История Жанны д’Арк. Диалогическая речь.
Некоторые страницы французской истории.
Повторение. Грамматика: спряжение
глаголов.
проект
просмотр видеоролика
проект
презентация
работа с текстом
работа с текстом
работа в группах
индивидуальная работа
презентация
просмотр видеоролика
работа с текстом
работа в группах
выполнение упражнений
9 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Содержание
История Железной Маски (гипотезы).
Коррекция и совершенствование
слухопроизносительных и ритмикоинтонационных навыков.
Людовик XIII (краткая история жизни и
правления). Грамматика: употребление
пассивной формы.
Посещение замка По в регионе Аквитания
Замок Сен-Жермэн-ан-Лэ в регионе Иль-деФранс. Аудирование: восприятие на слух
диалогов с опорой на текст.
Пьер-Жан Беранже - французский поэт и
сочинитель песен. Монолог-сообщение.
Проект «История Жанны д’Арк»
Особенности жизни в городе и в в сельской
местности. Грамматика: условное наклонение.
Город, в котором я живу. Повторение и обзор.
Достопримечательности Франции.
Комментирование текста.
Клод Франсуа-французский автор и
исполнитель песен. Шарлотта Джулиан французская певица и актриса.
Виды деятельности
Работа с текстом, выполнение
упражнений
просмотр фильма
работа в парах
дискуссия
Индивидуальная работа
проект
презентация
дискуссия
круглый стол
презентация
25
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Праздники стран франкофонного сообщества.
Грамматика: сослагательное наклонение.
Проект «Праздники во Франции».
Праздники и традиции в России.
Диалогическая речь.
14 июля-день взятия Бастилии. История
праздника.
120-летие Эйфелевой башни. Повторение и
обзор.
Мишель Сарду-французский актёр, автор и
исполнитель песен. Мишель Прюво французский аккордеонист и композитор.
Проект «Традиции стран франкофонного
сообщества».
Проблемы молодёжи в современном
обществе. Грамматика: спряжение глаголов III
группы.
Среднее образование во Франции.
Диплом бакалавра.
Выбор профессии. Лексика: выражение
пожелания, надежды.
Ален Сушон — французский актёр и певец.
Юг Офрэ-французский певец, гитарист, автор
песен.
Проект: «Быть молодым в современном
обществе». Повторение и обзор.
Организация молодёжного досуга
(коллективного).
Организация молодёжного досуга
(индивидуального).
Основные виды молодежного досуга.
Грамматика: спряжение глаголов II группы.
Французские кулинарные традиции.
Традиционные французские рестораны.
Видеоматериалы по теме.
Кафе быстрого питания. Контроль понимания
содержания прослушанных аудиосюжетов.
Молодежное меню. Чтение с разными
стратегиями.
Лори Пестер - французская певица и актриса.
Илона Митресей — молодая французская
певица.
Итоговый грамматический тест.
Проект «Мой досуг».
Повторение. Аудирование: восприятие речи
на слух.
Повторение. Грамматика: спряжение глаголов
I, II и III групп.
коллективная работа
проект
работа в парах
работа с текстом, выполнение
упражнений
работа с текстом
презентация, выполнение
упражнений
проект
дискуссия
работа в группах
выполнение упражнений
дискуссия
презентация
проект
работа с текстом
работа с текстом
индивидуальная работа
проект
просмотр видеоролика
индивидуальная работа
работа с текстом
работа с текстом, выполнение
упражнений
индивидуальная работа
просмотр видеоролика
Презентация, работа в группах
26
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
8 КЛАСС
Французский язык: второй иностранный язык: 8-9-й классы: второй и третий
годы обучения: учебник / Н.А. Селиванова, Шашурина, Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
9 КЛАСС
Французский язык: второй иностранный язык: 8-9-й классы: второй и третий
годы обучения: учебник / Н.А. Селиванова, Шашурина, Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
Электронный франко-русский и русско-французский словарь (Lingvo 12).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Книга для учителя к учебнику Французский язык: второй иностранный язык:
7-й класс: первый год обучения: учебник / Н.А. Селиванова, Шашурина,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Книга для учителя к учебнику Французский язык: второй иностранный язык:
8-9-й классы: второй и третий годы обучения: учебник / Н.А. Селиванова,
Шашурина, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
Библиотека
ЦОК
27
28