1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Преподавание экономики в школе – это в определенной мере дань требованиям,
выдвигаемым жизнью, которая зависит от экономических законов не меньше, чем от законов
природы. Современному человеку, бесспорно, для успешной социализации, необходимо
иметь представление об экономической теории и практике, о применении экономических
закономерностей в конкретных ситуациях, а также и об истории возникновения
экономических явлений.
Рабочая программа по экономике для 7 – 8 классов составлена на основе авторской
программы для 7-8 классов И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация
хозяйственной деятельности» и имеет региональную направленность.
предназначена,
Данная программа
с одной стороны, подготовить учащихся к лучшему усвоению основ
экономических знаний в 9-11 классах, а с другой – сформировать систематическое
представление
об
основах
организации
хозяйственной
возникновения различных институтов рыночной экономики.
деятельности
и
истории
Данная рабочая программа
является составным звеном в системе непрерывного экономического образования в ОО с 5
по 11 класс.
В рамках курса «Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности» активизируются межпредметные связи с дисциплинами: «Обществознание»,
«Математика»,
«История»,
«География». Обществознание: формирование
первичных
представлений о понятиях «общество», «государство», «культура». Математика: умение
решать задачи. История: умение определять место события в прошлом, общий образ
истории человечества как смены нескольких эпох, влияние исторических событий на
развитие экономики. География: расположение государств, наличие и использование
природных
ресурсов,
изменение
названий
государств,
с
течением
истории,
природопользование.
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов: Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от
13.07.2015 г.); Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в
Свердловской области"; Государственный образовательный стандарт основного общего
образования, Федеральная образовательнпая программа, Образовательная программа
основного общего образования МБОУ СОШ № 95.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая
программа
по
курсу
«Экономика:
история
и
современная
организация
хозяйственной деятельности» призвана познакомить учащихся с экономической и
хозяйственной жизнью общества, дать основные представления об экономических законах,
правилами ведения семейного хозяйства, истории возникновения экономических институтов
и др. Программа готовит мышление учащихся к восприятию более «серьезных» и
«взрослых» экономических и хозяйственных тем. Содержание курса определяет своеобразие
его методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам,
практическим и исследовательским работам, семейным домашним заданиям, знакомству с
рыночными структурами, окружающими.
Цели и задачи курса «Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности»:
- формирование экономического мышления, интереса к изучению экономических
дисциплин;
- освоение системы знаний об экономической деятельности;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.
Система уроков в 7-8 классах призвана дать учащимся основы экономических знаний,
сформировать у них представление об основах организации хозяйственной деятельности и
истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Для решения этих
задач курс построен таким образом, что органично сочетает объемный материал по
экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной
деятельности.
Кроме того, данная программа направлена на реализацию целевого ориентира МБОУ
СОШ № 95, т.е. способствует созданию условий для самостоятельного осознанного выбора
каждым обучающимся собственной индивидуальной траектории развития как в сфере
основного
и
дополнительного
образования,
так
и
в
сфере
профессионального
самоопределения.
Место предмета в учебном плане школы
Курс «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»» на
уровне основного общего образования изучается в 7-8 классах в рамках компонента
образовательной организации и предусматривает обучение экономики в объёме одного часа
в неделю в 7-8 классах. Программа рассчитана на 68 часов в 7-8 классах, по 34 часа в год (1
час в неделю) в каждом классе.
2.Содержание учебного предмета
Тема 1. Зачем нужна экономика (3ч.)
Роль экономики в жизни семьи, Екатеринбурга и Свердловской области. Понятие об
экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага. Факторы, определяющие
уровень развития экономики и благосостояние граждан страны. Понятие о богатстве и
факторах, определявших его размеры.
Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь человечества (2 ч.)
Роль технического прогресса в развитии экономики. Разделение обязанностей и координация
деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об уровне жизни и
факторах его роста.
Деловая игра « Посчитаем свои потребности»
Тема 3. Возникновение экономики (2 ч.)
История возникновения производства как особой сферы хозяйственной деятельности.
История развития промышленности Свердловской области. Понятие о производственных
ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Роль торговли в
развитии производства. Изменения значения различных отраслей в обеспечении жизни
общества. Современная отраслевая структура экономики России. Современная отраслевая
структура экономики Свердловской области.
Тема 4. Как организуется производство благ (3ч).
Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов.
Взаимосвязь науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и его значение в
хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента. Два класса благ,
создаваемых в результате производственной деятельности.
Тема 5. Торговля — союзник производства (2 ч.)
История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития
торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества.
Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества. Торговые
предприятия Екатеринбурга и Свердловской области.
Тема 6. Какая бывает торговля (1ч.)
История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности
развития форм организации розничной торговли. Экономические условия успешности
розничной торговли. Торговые предприятия Екатеринбурга и Свердловской области.
Тема 7. Многоликая розничная торговля (2 ч.)
Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных магазинов.
Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли
и ее формы. Виды торговли в Екатеринбурге и Свердловской области.
Тема 8. Зачем нужна оптовая торговля (2 ч.)
Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового
торговца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей.
Практическая работа «Изучение ассортимента потребительских товаров и осуществление
рациональных покупок в одном из магазинов Екатеринбурга».
Тема 9. Как оптовая торговля помогает производству (3 ч.)
Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли.
Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.
Тема 10. Зачем нужна биржа (3ч).
Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевой торговли
и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий.
История российской биржевой торговли.
Тема 11. Деньги — помощник торговли (1 ч.)
Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды
товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет.
Тема 12. Краткая история звонкой монеты (2 ч.)
Драгоценные металлы и причины их использования для чеканки монет. История российской
монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и проблемы обмена
валют.
Тема 13. Зачем люди придумали банки (3 ч.)
Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времен. Понятие о
кредите.
Причины,
затруднявшие
развитие
банковского
дела
в
Европе.
Банки
Екатеринбурга. Услуги, которые оказывают банки нашего города.
Тема 14. Банковские деньги (1 ч.)
Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Причины возникновения
различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о чеках. Факторы,
способствовавшие возникновению банковских (кредитных) денег.
Тема 15. Как бумажные деньги стали главными (1 ч.)
История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги.
Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.
Тема 16. Как банки сделали деньги невидимыми (2 ч.)
Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные деньги
называют декретными. Факторы возникновений безналичных расчетов.
8 класс
Введение.(1ч)
Роль экономики в жизни человека и общества. Экономика Свердловской области.
Тема 17. Как работают безналичные деньги (2 часа).
Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных
расчетов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчетов в разных странах мира и
причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчетов. Банки России и
Свердловской области.
Тема 18. Деньги и банки в век электроники (1 час).
Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Выгоды от
использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при
использовании банковских карточек. Использование электронных карточек жителями
Свердловской области
Тема 19. Как работает электронная карточка (2 часа).
Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история.
Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты.
Тема 20. Как создается и как работает банк (2 часа).
Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль
банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для
хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов. Депозиты в банках
Екатеринбурга
Тема 21. Что такое кредитование (3 часа) .
Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока
денег из банков. Роль банков в экономике.
Тема 22. Как люди зарабатывают деньги (2 часа).
Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов
наемного работника. Механизмы повременной и сдельной заработной платы. Профессии
Екатеринбурга.
Тема 23. Почему существует повременная зарплата (2 часа).
Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты.
Профсоюзы
и
величина
зарплаты.
Современная
система
повременной
вознаграждений работников. Государственное регулирование оплаты труда.
Тема 24. В мире профессий и заработков (4 часа).
оплаты
и
Факторы, формирующие размер заработной плата. Понятие об интеллектуальном капитале
человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей разных профессий и с
разным стажем работы в России и Свердловской области. Рынок труда Свердловской
области. Как найти работу. Секреты успеха.
Тема 25. Как люди добиваются увеличения своих заработков (1 ч.)
Система профессионального образования и ее роль в подготовке кадров и обеспечении роста
заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их
значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как
организации подготовки специалистов высшей квалификации. Система профессионального
образования в Свердловской области.
Тема 26. Что такое карьера и как она влияет на доходы (2 часа).
Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Разливные подходы к
формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же
организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании
карьеры в Свердловской области.
Тема 27. Как платят за творчество (1 час).
Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали
получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников.
Тема 28. Как производство помогает творцам (3 часа).
Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда
создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов
творческого труда и проблемы ее реализации в России и Свердловской области.
Интеллектуальная собственность и ее признаки.
Тема 29. Что такое собственность и зачем она людям (2 часа).
Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и
невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и
общественная собственность.
Тема 30. Как люди становятся собственниками (1 час).
Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников.
Тема 31. За что можно лишиться собственности (1 час).
Законодательные
основания
изъятия
собственности
у
ее
владельцев.
Понятие
о
несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального
функционирования экономики.
Тема 32. Экономика: как все это работает вместе (1 час).
Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие о маркетинге.
Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.
3. Планируемые результаты освоения учебного курса по экономике «История и
современная организация хозяйственной деятельности»
3.1. Личностные результаты
3.1.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического
воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России,
государственным
праздникам,
историческому
и
природному
наследию
и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3.1.2 Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
3.1.3. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание
важности
художественной
культуры
как
средства
коммуникации
и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
3.1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
3.1.5. Трудового воспитания :установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения
на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
3.1.6. Экологического воспитания :ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
3.1.7. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление
совершенствовать
пути
достижения
индивидуального
и
коллективного
благополучия.
3.1.8. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды, включают: освоение обучающимися социального
опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм
и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям
других; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по
характерным
признакам,
выполнять
операции
в
соответствии
с
определением
и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
3.2 Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования должны
отражать:
.3.2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений);устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
наблюдениях;
фактах, данных и
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий
;выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях ;самостоятельно выбирать способ решения учебной
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному
плану опыт,
небольшое
несложный
эксперимент,
исследование
по
установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее
развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно
запоминать
универсальных
учебных
и
систематизировать
познавательных
информацию.
действий
Овладение
обеспечивает
системой
сформированность
когнитивных навыков у обучающихся.
2.2.2 Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,
вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или)
дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(эксперимента,
исследования, проекта);самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать
цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия
с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед
группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
3.2.3.Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);самостоятельно составлять алгоритм
решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль :владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
.
3.3. Предметные результаты.
1. формирование мировоззренческой, ценностной сферы, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности к ценностям российского
общества;
2. понимание основных принципов хозяйственной деятельности общества, роли экономики в
обеспечении высокого качества жизни, сущности и задач экономической науки, как устроена
хозяйственная жизнь человека, как организуется производство благ, как возникают и
развиваются товарно-денежные отношения, как стать собственником и как защитить свою
собственность и т.д;
3. владение основами экономического мышления;
4. приобретение теоретических знаний для формирования собственной позиции;
5. освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление, развитие
умения делать выводы, давать обоснование, оценку социально-экономическим процессам и
явлениям;
6. развитие социально-экономического кругозора и познавательного интереса к изучению
экономических дисциплин;
7. извлечение и анализ экономической информации из разнообразных источников;
8 решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические
ситуации;
9 формулирование собственных оценочных суждений о современной экономике на основе
сопоставления фактов и их интерпретаций;
10. оценка явлений и событий, происходящих в экономической жизни;
11. оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения экономической
рациональности;
12. использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и
повседневной жизни
13. оценка собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и
гражданина.
14. Осознавать потребность формирования экономически значимых качеств личности,
необходимых в условиях рыночной экономики: ответственности, правовой и нравственной
воспитанности, предприимчивости, деловитости и т.д..
15. Ориентироваться в кредитно-денежных отношениях.
16. Понимать уникальность Уральского региона, гордиться и уважать экономическую
деятельность Урала, ее прошлому и настоящему.
17. Подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки
зрения;
18. Осваивать
способы
познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.
19. Решать ситуационные и расчетные задачи.
Тематический план
№
Раздел программы/тема
Количество часов по
Общее
классам
количество
7 класс
8класс
часов
1
Тема 1. Зачем нужна экономика
3
3
2
Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь
2
2
человечества
3
Тема 3. Возникновение экономики
2
2
4
Тема 4. Как организуется производство благ.
3
3
5
Тема 5. Торговля — союзник производства
2
2
Тема 6. Какая бывает торговля
1
1
6
Тема 7. Многоликая розничная торговля
2
2
7
Тема 8. Зачем нужна оптовая торговля
2
2
8
Тема 9. Как оптовая торговля помогает
3
3
производству
9
Тема 10. Зачем нужна биржа.
3
3
10
Тема 11. Деньги — помощник торговли
1
1
11
Тема 12. Краткая история звонкой монеты
2
2
12
Тема 13. Зачем люди придумали банки
3
3
13
Тема 14. Банковские деньги
1
1
14
Тема 15. Как бумажные деньги стали главными
1
1
15
Тема 16. Как банки сделали деньги невидимыми
1
1
16
Тема 17. Как работают безналичные деньги.
2
2
17
Тема 18. Как работает электронная карточка.
1
1
18
Тема 19. Как создается и как работает банк.
2
2
19
Тема 20. Деньги и банки в век электроники.
2
2
20
Тема 21. Что такое кредитование .
3
3
21
Тема 22. Как люди зарабатывают деньги
2
2
22
Тема 23. Почему существует повременная
2
2
зарплата
23
Тема 24. В мире профессий и заработков.
4
4
24
Тема 25. Как люди добиваются увеличения своих
1
1
2
2
заработков
25
Тема 26. Что такое карьера и как она влияет на
доходы.
26
Тема 27. Как платят за творчество.
1
1
27
Тема 28. Как производство помогает творцам
3
3
28
Тема 29. Что такое собственность и зачем она
2
2
людям.
29
Тема 30. Как люди становятся собственниками
1
1
30
Тема 31. За что можно лишиться собственности.
1
1
31
Тема 32. Экономика: как все это работает вместе.
1
1
Поурочное планирование
№
урок
а
Тема урока
ЭОРы
Тема 1. Зачем нужна экономика (3ч.)
1.
2.
3.
4.
Роль экономики в жизни моей семьи, города и
Свердловской области. Эссе.
Понятие об экономике как хозяйственной
деятельности. Потребности и блага.
Факторы, определяющие уровень развития экономики.
Богатство и факторы, определяющие его размеры.
Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь
человечества (2 ч.)
Роль технического прогресса в развитии экономики.
Разделение обязанностей и координация деятельности.
презентация
https://economicus.ru/
https://economicus.ru/
https://cyberleninka.ru/articl
e/n/vliyanie-nauchnotehnicheskogo-progressana-formirovanieekonomicheskogo-rosta
5.
Понятие об уровне жизни и факторах его роста. Эссе
«Что нужно, чтобы жизнь жителей Екатеринбурга
улучшилась?»
Тема 3. Возникновение экономики (2 ч.)
https://postnauka.org/faq/86
535
6.
История возникновения производства.
Производственные ресурсы и производительность
труда. Ресурсы Свердловской области
https://www.google.ru/book
s/edition/%D0%92%D0%B
5%D1%81%D1%8C_%D1
%88%D0%BA%D0%BE%
D0%BB%D1%8C%D0%B
D%D1%8B%D0%B9_%D0
%BA%D1%83%D1%80%
D1%81_1000/MoMlDwAA
QBAJ?hl=ru&gbpv=1
7.
Современная отраслевая структура экономики России
и Свердловской области. Самостоятельная работа
«Составление опорного конспекта»
https://cyberleninka.ru/articl
e/n/analiz-strukturyrossiyskoy-ekonomiki-nasovremennom-etape-iperspektivy-razvitiya
Тема 4. Как организуется производство благ (3ч)
8.
https://economicus.ru/
11.
Технологии как основа организации использования
производственных ресурсов
Организация производства. Менеджмент. Развитие
производства в России и Свердловской области
Практическая работа «Определи деловые качества»
Развитие производства в России и Свердловской
области. Деловая игра
Тема 5. Торговля – союзник производства(2 часа)
12.
История возникновения обмена и торговли
http://be.economicus.ru/
13.
Рынок - величайшее достижение человечества.
http://be.economicus.ru/
9.
10.
https://economicus.ru/
https://economicus.ru/
Тема 6. Какая бывает торговля (1час)
14.
История розничной торговли. Факторы успеха в
розничной торговле. Розничная торговля
Екатеринбурга.
https://www.booksite.ru/loc
altxt/vei/tsl/evy/osn/ovy/text
.pdf
Тема 7. Многоликая розничная торговля (2 ч.)
15
Коммерческие принципы организации универсальных
и специализированных магазинов. Виды
безмагазинной торговли
https://www.yaklass.ru/p/os
novy-finansovojgramotnosti#program-7klass
16
Виды торговых предприятий Свердловской области и
города Екатеринбурга. Самостоятельная работа.
Тема 8. Зачем нужна оптовая торговля (2 ч.)
презентация
17
Причины возникновения оптовой торговли. Выгоды, https://cyberleninka.ru/articl
обеспечиваемые оптовой торговлей
e/n/znachenie-optovoytorgovli-v-sistemehozyaystvennyhotnosheniy-s-roznichnoytorgovley/viewer
18
Практическая работа «Изучение ассортимента
потребительских товаров и осуществление
рациональных покупок в одном из магазинов
Екатеринбурга».
19
20
21
Тема 9. Как оптовая торговля помогает
производству (3 ч.)
Возникновение массового производства и его влияние
на развитие оптовой торговли
http://australianembassy.ru/t
orgovlja/
Развитие оптовой торговли в России и Свердловской презентация
области.
Что мы узнали о торговле. Самостоятельная работа
по составлению опорного конспекта
Тема 10. Зачем нужна биржа.
22
Сущность биржевой торговли. История возникновения
бирж.
https://www.banki.ru/news/
video/?id=10955226
23
Принципы и виды биржевой торговли. Типы биржевых
стратегий. Решение ситуационных задач.
Что мы узнали о бирже и ее работе. Самостоятельная
работа «Составление опорного конспекта»
Тема 11. Деньги — помощник торговли (1 ч.)
https://economicus.ru/
Понятие о бартере. Причины и закономерности
возникновения монет.
https://cyberleninka.ru/articl
e/n/k-voprosu-o-teoriiproishozhdeniya-deneg-kmengera/viewer
24
25
Тема 12. Краткая история звонкой монеты (3 ч.)
26
История российской монетной системы.
Возникновение национальных монетных систем и
проблемы обмена валют.
27
Самостоятельная работа «Составление опорного
конспекта по теме «Деньги и торговля»
Тема 13. Зачем люди придумали банки (3 ч.)
28
Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые
банками с древнейших времен
https://postnauka.org/video/
101458
29
Как в России появились банки.
https://cyberleninka.ru/articl
e/n/bankovskaya-sistemarossii-v-pervoy-polovinexix-v
30
Банки Екатеринбурга. Услуги, которые оказывают
банки нашего города.
Тема 14. Банковские деньги (1 ч.)
презентация
31
Как и когда возникли банковские деньги. Факторы
возникновения банковских (кредитных) денег.
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/multimedijnie_i
nternetresursi_ekonomika_d
https://cyberleninka.ru/articl
e/n/k-voprosu-o-teoriiproishozhdeniya-deneg-kmengera/viewer
lya_shko_171822.html
32
Тема 15. Как бумажные деньги стали главными (1
ч.)
История возникновения бумажных денег. Банковские и
государственные бумажные деньги
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/multimedijnie_i
nternetresursi_ekonomika_d
lya_shko_171822.html
Тема 16. Как банки сделали деньги невидимыми (2
ч.)
33
Причины исчезновения металлического (золотого)
стандарта Факторы возникновений безналичных
расчетов.
34
Самостоятельная работа по теме «Невидимые
деньги»
Обобщающий урок по курсу
35
https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/multimedijnie_i
nternetresursi_ekonomika_d
lya_shko_171822.html
8 класс
№
Тема урока
ЭОРЫ
урока
Введение.(1ч)
1.
Роль экономики в жизни человека и общества.
Экономика Свердловской области.
Тема 17. Как работают безналичные деньги (2
часа).
2
Механизм платежей с помощью чеков. Основы https://economicus.ru/
функционирования системы безналичных расчетов
Банки России и Свердловской области.
https://postnauka.org/faq/8
6535
Тема 18. Деньги и банки в век электроники (1час).
Причины возникновения платежных карточек и их https://economicus.ru/
достоинства.
Тема 19. Как работает электронная карточка (2
часа)
Различия
между
дебетными
и
кредитными https://economicus.ru/
карточками. Использование платежных
карточек
жителями Свердловской области.
Что такое кредитная история. Самостоятельная
работа «составление опорного конспекта
«Электронные деньги»
Тема 20. Как создается и как работает банк (2 часа)
Роль банков в организации использования сбережений https://www.banki.ru/new
s/video/?id=10955226
3
4.
5.
6.
7.
8.
Процентный доход и депозит. Типы депозитов.
Депозиты в банках Екатеринбурга
Тема 21. Что такое кредитование (3 часа) .
https://www.banki.ru/new
s/video/?id=10955226
9
Принципы кредитования. Проценты по кредиту и
доход банка.
Виды кредитов в банках Свердловской области.
Решение задач
Самостоятельная работа по теме «Банки и
кредитование»
Тема 22. Как люди зарабатывают деньги (3 часа).
Понятие о доходах. Что такое заработная плата и
когда она возникла
Механизмы повременной и сдельной заработной
платы. Популярные профессии в Екатеринбурге.
Презентация профессий.
Тема 23. Почему существует повременная зарплата
(2 часа).
Какие профессии оплачиваются повременно.
Механизм регулирования повременной оплаты
Государственное регулирование оплаты труда.
Самостоятельная работа по теме «Заработная плата»
Тема 24. В мире профессий и заработков (4 часа).
Факторы, формирующие размер заработной плата.
Понятие об интеллектуальном капитале человека
Рынок труда Свердловской области. Различия в
уровнях оплаты людей разных профессий в России и
Свердловской области.
Как найти работу. Секреты успеха. Самостоятельная
работа
«Вопросы
работодателя
и
вопросы
работодателю»
Урок-практикум «Составление резюме»
Тема 25. Как люди добиваются увеличения своих
заработков(1 час)
История профессионального образования. Система
профессионального образования в Свердловской
области.
Тема 26. Что такое карьера и как она влияет на
доходы(2ч).
Понятие о профессиональной карьере и ее основные
этапы
Организации, оказывающие содействие в поиске
работы и планировании карьеры в Свердловской
области. Работа с опорным конспектом.
Тема 27. Как платят за творчество (1 час).
Причины особенностей в оплате труда людей
творческих профессий.
Тема 28. Как производство помогает творцам (3
часа).
Технологии тиражирования творческих продуктов и
https://www.banki.ru/new
s/video/?id=10955226
https://www.banki.ru/new
s/video/?id=10955226
10.
11.
12.
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
https://economicus.ru/
https://economicus.ru/
https://economicus.ru/
https://economicus.ru/
https://economicus.ru/
https://economicus.ru/
https://economicus.ru/
https://economicus.ru/
https://postnauka.org/faq/8
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
их роль в изменении оплаты труда создателей этих
продуктов
Законодательная защита продуктов творческого труда
и проблемы ее реализации в России и Свердловской
области
Самостоятельная работа «Оплата творческого труда.
Интеллектуальная собственность и ее признаки»
Тема 29. Что такое собственность и зачем она
людям (2 часа).
Понятие о собственности. Как и когда возникла
собственность
Типы и виды собственности на примере Свердловской
области. Самостоятельная работа с опорным
конспектом.
Тема 30. Как люди становятся собственниками
Способы приобретения собственности. Права
собственников. Самостоятельная работа с опорным
конспектом.
Тема 31. За что можно лишиться собственности (1
час).
Законодательные основания изъятия собственности у
ее владельцев. Несостоятельность и банкротство.
Тема 32. Экономика: как все это работает вместе (1
час).
Понятие о маркетинге.
Экономические условия делового успеха
Экономика: как все это работает вместе
Обобщающий урок «Ключевые фигуры экономики»
6535
https://postnauka.org/faq/8
6535
https://economicus.ru/
(1 час).
https://economicus.ru/
https://economicus.ru/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Липсиц И.В. «Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности». Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: ВитаПресс,
2021 г.
2. Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных
учреждений / сост. Б.И.Мишин, Л.Н. Поташева. – М.: Вита – Пресс, 2019.
3. Липсиц И.В. Рабочая тетрадь для 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений – М: Вита – Пресс, 2009
. 4. Корнева Т.А. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5 – 9 классы. –
М.: Глобус, 2018.
5. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – М.: ВитаПресс, 2008 6. Сафронова Г.А. Экономика. 7 – 8 классы: поурочные планы по учебнику
Лисица И.В.. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. А.А. Мицкевич. Сборник задач по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2019.
8. Тесты для проведения контрольных работ и текущего контроля. Дополнительная
литература 1. - Белоусов Р.С., Докучаев Д.С. Бизнес-курс за школьной партой. Популярная
школьная энциклопедия. Экономика. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 2. - Шведова И.Ф. Азбука
экономическая для детей и взрослых. М.: Агентство «East
Рабочая программа по экономике для 7-8 класса разработана на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы … общего образования МАОУ
«СОШ № 99» с учётом основных направлений программ, включённых в ее структуру
(основание: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. № 1089),
примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру основной
образовательной программы. Рабочая программа знакомит учащихся 7-8 классов с тем, когда
и как возникло разделение труда, как организовано производство благ, почему торговля –
союзник производства, зачем нужны и как работают биржи и банки, что такое деньги и как
люди их зарабатывают. Программа ориентирована на изучение российскими школьниками
базовых экономических понятий, формирование у школьников общих представлений о
процессах, связанных с экономикой. Эта программа призвана, с одной стороны, подготовить
учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 9-11-х классах, а с другой –
сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной
деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
Программа органично сочетает большой материал по экономической истории и описания
современных способов осуществления деятельности. Освоение нового содержания
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсом истории. Это позволяет сделать
курс «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»
связующим звеном между теми знаниями, которые школьники получили при изучении курса
истории и систематическим изучениям основ экономической теории в 9 - 10-х классах. Цель
изучения курса экономики в 7-8 классе состоит: в формировании у школьников адекватных
представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитании экономической
культуры мышления; в формировании знаний по истории возникновения различных
институтов рыночной экономики; развитие устойчивого интереса к овладению знаниями по
основам экономики; выработка практических навыков принятия ответственных
экономических решений, как в личной, так и в общественной жизни. Исходя из цели
программы, можно выстроить систему задач: Образовательные: •формирование основ
экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их
удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных
процессах; •формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ
хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;
•формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
экономических задач. Развивающие: •овладение умениями получать и критически
осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные; •подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки
зрения; •освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в экономической жизни общества
№
Раздел программы/тема
1
Тема 1. Зачем нужна экономика
2
Тема 2. Как устроена хозяйственная жизнь
человечества
Тема 3. Возникновение экономики
Тема 4. Как организуется производство благ.
Тема 5. Торговля — союзник производства
Тема 6. Какая бывает торговля
Тема 7. Многоликая розничная торговля
Тема 8. Зачем нужна оптовая торговля
Тема 9. Как оптовая торговля помогает
производству
Тема 10. Зачем нужна биржа.
Тема 11. Деньги — помощник торговли
Тема 12. Краткая история звонкой монеты
Тема 13. Зачем люди придумали банки
Тема 14. Банковские деньги
Тема 15. Как бумажные деньги стали главными
Тема 16. Как банки сделали деньги невидимыми
Тема 17. Как работают безналичные деньги.
Тема 18. Как работает электронная карточка.
Тема 19. Как создается и как работает банк.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Количество часов по
классам
7 класс
8класс
3
Общее
количество
часов
3
2
2
2
3
2
1
2
2
3
2
3
2
1
2
2
3
3
1
2
3
1
1
1
3
1
2
3
1
1
1
2
1
2
2
1
2
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Тема 20. Деньги и банки в век электроники.
Тема 21. Что такое кредитование .
Тема 22. Как люди зарабатывают деньги
Тема 23. Почему существует повременная
зарплата
Тема 24. В мире профессий и заработков.
Тема 25. Как люди добиваются увеличения своих
заработков
Тема 26. Что такое карьера и как она влияет на
доходы.
Тема 27. Как платят за творчество.
Тема 28. Как производство помогает творцам
Тема 29. Что такое собственность и зачем она
людям.
Тема 30. Как люди становятся собственниками
Тема 31. За что можно лишиться собственности.
Тема 32. Экономика: как все это работает вместе.
2
3
2
2
2
3
2
2
4
1
4
1
2
2
1
3
2
1
3
2
1
1
1
1
1
1