-
Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований к структуре и результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования (ООП) в полном
соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования; Федеральной образовательнаой программой основного общего
образования
Программа разработана с учётом актуальных задач воспитания, обучения и развития
обучающихся, их возрастных и психологопедагогических особенностей, а также условий,
необходимых для развития их личностных и познавательных качеств. Программа
предполагает формирование научного типа мышления учащихся, внутренней позиции,
направленной на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей;
освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий;
инициативу в организации учебного сотрудничества обучающихся.
Цели освоения курса
Изучение экономики как части курса обществознания должно обеспечить
формирование
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
обучающихся,
социальной ответственности, гражданской активной позиции в общественной жизни при
решении задач в области социальноэкономических отношений.
Цели курса: формирование у обучающихся системы теоретических знаний о
сущности социально-экономической политики, проводимой государством, формах, видах и
механизмах государственного воздействия на различные сферы общества.
Задачи курса:
изучение теоретических проблем государственного регулирования социальноэкономического развития страны;
овладение навыками анализа устойчивых тенденции в динамике национальной экономики;
изучение отечественного и мирового опыта государственного регулирования социальноэкономических процессов;
изучение различных видов и типов социально-экономической политики государств;
приобретение практических
навыков работы с актуальной
экономической и статистической информацией.
Основы экономических знаний необходимы для формирования у подростка
адекватного восприятия экономической ситуации в стране и в мире. Они также являются
инструментом, который выпускник общеобразовательной школы сможет использовать для
правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по
профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими
структурами.
Общая характеристика учебного курса
Программа предполагает переход от классно-урочной формы организации учебной
деятельности
к лекционно-семинарской
и самостоятельной учебно-исследовательской. На лекциях используются методы
проблемного изложения, проблемно-поисковой беседы, учебная дискуссия. Семинарские
занятия проводятся в форме учебных конференций, на которых учащиеся представляют
результаты исследовательских заданий. Включение обучающихся в учебноисследовательскую и проектную деятельность является одним из путей формирования
универсальных учебных действий (УУД) в основной школе.
Программой курса предусмотрены следующие типы заданий: работа со
статистической информацией, построение графиков и диаграмм по известным данным,
работа с нормативными (официальными) документами, задачи и упражнения, связанные с
вычислениями (расчётами), исследовательские задания и проекты.
Содержание курса представлено смысловыми блоками в рамках одиннадцати
разделов. Некоторые смысловые блоки можно объединить в рамках одного урока, а другие,
-
-
наоборот, разбить на два или даже три урока. Такая структура даёт возможность учителю
реализовать дифференцированный и индивидуализированный подходы к обучению. Выбор
учителя в данном случае зависит от уровня обученности по предмету и степени
заинтересованности учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Экономика: основы экономической политики» изучается на ступени основного
общего образования (9 класс) в качестве отдельного учебного предмета (часть ООП,
формируемая участниками образовательных отношений). На изучение предмета отводится
1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год. Изучение курса «Экономика: основы
экономической политики» базируется на следующих двух учебных курсах ступени
основного общего образования: «Удивительные приключения в стране Экономика» (для
учащихся 5-6 классов) и «Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности» (для учащихся 78 классов). Основные положения данного учебного курса
могут быть использованы в дальнейшем при изучении предмета «Экономика» в 1011
классах.
Учебный курс «Экономика» на уровне основного общего образования опирается на
межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам,
как «История», «География», «Математика», «Информатика», что создаёт возможность
одновременного прохождения тем по указанным учебным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
курса
К важнейшим личностным результатам изучения экономики в основной школе
относятся следующие качества:
идентификация себя в качестве гражданина России, осознающего свои конституционные
права и обязанности, уважающего закон и осознанно принимающего общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию;
готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных и общенациональных проблем;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований.
Метапредметные результаты изучения экономики в основной школе включают в
себя:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ
своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты изучения экономики учащимися 9 классов:
Выпускник научится:
различать основных участников экономической деятельности: производителей и
потребителей, предпринимателей и наёмных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных
источников различного типа;
анализировать статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных
вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
характеризовать экономику домашних хозяйств (семей);
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию,
получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием
состояния российской экономики;
находить в Интернете нормативные документы и кодексы;
анализировать информацию о регулировании отношений между работниками и
работодателями в нашей стране;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики
государственного регулирования рыночной экономики;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные
ситуации в экономической сфере деятельности человека;
оценивать степень объективности различных показателей и рейтингов;
грамотно применять полученные знания для оценки экономической политики государства
в конкретных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ I. Экономическая политика: что это такое (2 ч)
Тема 1. Экономика страны и счастье её граждан
Основные цели экономической политики государства. Экономический рост:
динамика показателя ВВП России на душу населения. Показатели оценки
удовлетворённости жизнью, счастья и процветания: Индекс удовлетворённости жизнью
(The Satisfaction with Life Index); Индекс счастья населения (World Happiness); Индекс
процветания стран мира (The Legatum Prosperity Index), глобальный индекс счастья.
Индекс счастья городов России.
Тема 2. Участники экономической жизни страны
Главные участники экономической жизни страны: наёмные работники,
предприниматели и государственные чиновники. Несовпадение интересов различных
групп населения.
Тема 3. «Правила игры» в экономике и в обществе
Понятие «экономическая политика» в узком и широком понимании. Понятие
«института». Институциональный подход в современной экономической науке.
Современные подходы к определению института.
РАЗДЕЛ II. Чего граждане страны хотят от экономической политики (4 ч)
Тема 1. Достойная оплата труда как фактор повышения благосостояния
населения
Понятие «государство». Основная цель государства. Благосостояние: понятие и
измерение уровня. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Динамика уровня
доходов населения в России. Характеристики «достойного труда». Трудовой кодекс
Российской Федерации.
Тема 2. Система здравоохранения и продолжительность жизни
Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Основные
индикаторы оценки системы здравоохранения. Расходы на здравоохранение - один из
ключевых показателей социального развития. Бюджетные расходы на здравоохранение.
Расходы домохозяйств на услуги здравоохранения. Рейтинг стран по уровню расходов на
здравоохранение.
Тема 3. Проблема старения населения и пенсионная система
Проблема старения населения: её актуальность для России. Показатель доли людей
старше трудоспособного возраста: значения в разных странах мира. Медианный возраст.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни и ожидаемая продолжительность жизни
при рождении. Индекс уровня продолжительности жизни (Life Expectancy Index).
Коэффициенты рождаемости, смертности и демографической нагрузки. Виды и размеры
пенсии в нашей стране.
РАЗДЕЛ III. Психология, культура, традиции - факторы формирования
экономической политики страны (3 ч)
Тема 1. Религия и экономика
Основные типы региональных хозяйственных культур. Взаимовлияние экономики и
культурных традиций. Ареалы распространения главных религиозных конфессий.
Наличие связи между экономическими культурами (религиями) и уровнем
экономического развития.
Тема 2. Свобода и доверие в обществе
Фактор доверия в развития экономики. Типы и виды доверия. Институциональное
доверие. Уровень политических и гражданских свобод в разных странах. Деление стран на
три группы: свободные, частично свободные и несвободные.
Тема 3. Частная собственность
Институт частной собственности. Права собственности. Защищённость прав
собственности. Виды собственности, законодательно закреплённые в Российской
Федерации.
Тема 4. Дифференциация доходов и богатства граждан
Несправедливость и неравенство в распределении благ и ресурсов. Причины
неравенства доходов. Инструменты перераспределения доходов. Различия в уровнях
неравенства в разных странах.
РАЗДЕЛ IV. Может ли рынок автоматически решить проблемы экономической
политики страны (4 ч)
Тема 1. Либерализм как основа экономической политики страны
Либерализм: сущность понятия. Принципы экономической политики, основанной на
либерализме.
Тема 2. Основные экономические функции государства
Создание правовой основы и общественной атмосферы. Защита конкуренции.
Антимонопольное законодательство. Федеральный закон «О защите конкуренции».
Естественная монополия. Федеральный закон «О естественных монополиях». Сферы
деятельности естественных монополий. Регулирование денежного предложения.
Программа страхования вкладов. Перераспределение национального дохода.
Перераспределение ресурсов. Макроэкономическая стабилизация. Регулирование
отраслевой и региональной структуры. Обеспечение конкурентоспособности страны на
мировом рынке. Полномочия правительства России в сфере экономики.
РАЗДЕЛ V. Правительство и национальный бизнес: как они могут
сотрудничать (3 ч)
Тема 1. Чего хочет бизнес от государства
Оптимальные условия для функционирования бизнеса. Понятие «дедушкина
оговорка». Проблемы в развитии бизнеса в России. Рейдерство: понятие и виды. Защита
от рейдерства. Рейтинг стран «Doing Busines» - оценка норм, способствующих
расширению предпринимательской деятельности, и норм, ограничивающих её в разных
странах мира. Сравнительный анализ норм регулирования предпринимательской
деятельности в городах Российской Федерации.
Тема 2. Чего государство хотело бы от бизнеса
Концепция социальной ответственности бизнеса. Налоги на бизнес. Рейтинг стран
Европы по уровню налога на прибыль компаний. Критерии отнесения хозяйствующих
субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.
РАЗДЕЛ VI. Как избежать конфликтов между богатыми и бедными
гражданами (4 ч)
Тема 1. Индивидуальное богатство
Неравенство людей как социально-экономическая проблема. Три вида неравенства,
определяющих разницу в благосостоянии граждан. Неравномерное распределение
общественного богатства. Формы (виды) индивидуального богатства. «Физическое»
богатство. Финансовое богатство. Человеческий капитал.
Тема 2. Как измерить неравенство
Основные показатели социально-экономического неравенства. Распределение
населения по уровню среднедушевого совокупного денежного дохода. Коэффициент
Джини. Коэффициент фондов. Децильный коэффициент. Понятие «абсолютная бедность».
Относительная бедность. Разница в жизненных стандартах. Динамика индекса Джини в
зарубежных странах и в России. Понятие «прожиточный минимум». Потребительская
корзина. ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
Тема 3. Способы снижения социально-экономического неравенства в обществе
Перераспределение ресурсов и благ как одно из важнейших направлений
государственного регулирования в рыночной системе. Механизмы перераспределения
доходов. Инструменты государственной политики снижения степени неравенства в
распределении доходов. Плоская (пропорциональная) и прогрессивная шкалы
налогообложения доходов физических лиц в разных странах мира и в России. Налоговый
кодекс РФ.
Тема 4. Что такое «социальный лифт»
Понятие «социальный лифт». Понятие «социальная мобильность». Горизонтальная и
вертикальная социальная мобильность. Нисходящая и восходящая социальная
мобильность. Внутрипоколенная и межпоколенная социальная мобильность. Восемь
лифтов вертикальной мобильности (по Питириму Сорокину).
РАЗДЕЛ VII. Природные ресурсы страны: как использовать их на благо
большинства граждан (3 ч)
Тема 1. Нефтегазовые доходы в экономике России
Крупнейшие страны по добыче нефти в мире. Страны - крупнейшие экспортеры
нефти. Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК), её миссия и цели деятельности.
Государства- члены ОПЕК. Структура экспорта России. Доля нефти и газа в структуре
экспорта России. Динамика объёмов импорта нефти крупнейшими странами импортёрами в последние годы.
Тема 2. Симптомы «голландской болезни»
Удельный
вес
нефтегазовых
доходов
в
государственном
бюджете.
Высокотехнологичные и наукоёмкие отрасли экономики. Уровень развития
высокотехнологичных
отраслей
экономики
в
России.
Доля
продукции
высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в валовом внутреннем продукте (ВВП)
России.
РАЗДЕЛ VIII. Человеческий капитал страны: как государство может помочь
его накоплению (3 ч)
Тема 1. Государственная образовательная политика
Затраты на образование - инвестиции в человеческий капитал. Экономические
выгоды от образования. Зависимость между уровнем образования, уровнем занятости и
размером индивидуальных доходов. Индекс уровня образования (Education Index). Индекс
человеческого развития (ИЧР). Количественные оценки российского образования. Доля
взрослого населения с третичным образованием в разных странах и в России.
Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности образования в России.
Закон «Об образовании в РФ»: основные принципы государственной политики правового
регулирования отношений в сфере образования. Государственные бюджетные расходы на
образование. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование.
Тема 2. Иммиграционная политика государства
Иммиграционная политика: понятие и цели. Факторы, определяющие
иммиграционную
политику
государства:
демографические,
экономические,
гуманитарные, внешнеполитические. Основные направления иммиграционной политики
России. Угроза международного терроризма и интернационализация криминала в эпоху
глобализации.
Тема 3. Политика государства в области поощрения рождаемости
Демографическая политика: понятие и цели. Основные задачи демографической
политики. Типы демографической политики. Меры поощрения рождаемости в странах
Европы. Пронаталистическая политика. Концепция демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года. Государственная семейная политика.
Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до
2025 года. Основные задачи государственной семейной политики в области поддержки
семей при рождении и воспитании детей. Материнский (семейный) капитал.
РАЗДЕЛ IX. Экономическая политика: как управлять регионами страны (4 ч)
Тема 1. География России
Географические особенности России. Различия регионов Российской Федерации по
ключевым социально-демографическим характеристикам. Десять крупнейших стран мира
по территории. Десять крупнейших стран мира по численности населения. Рейтинг стран
мира по плотности населения.
Тема 2. Модели бюджетного федерализма
Модели
бюджетного
федерализма:
централизованная,
децентрализованная и смешанная (кооперативная). Шесть разновидностей политического
статуса субъектов РФ и муниципальных образований.
Тема 3. Бюджетная система Российской Федерации
Бюджетная
система
Российской
Федерации.
Федеральный
бюджет.
Консолидированный бюджет. Местные бюджеты. Распределение полномочий по уровням
бюджетной системы.
Тема 4. Перераспределительная политика государства
Бюджетное регулирование. Две формы регулирования: достижение вертикальной и
горизонтальной сбалансированности. Дифференциация бюджетной обеспеченности.
Вертикальное и горизонтальное выравнивание. Межбюджетные трансферты. Разница в
уровне бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Рейтинг регионов
по качеству жизни. Рейтинги налогового и инвестиционного потенциала регионов России.
Динамика объёмов межбюджетных трансфертов в России.
РАЗДЕЛ X. Правительство и международные экономические отношения (2 ч)
Тема 1. Варианты внешнеторговой экономической политики государства
Два типа государственной политики во внешней торговле: протекционизм и
политика свободной торговли. Методы проведения протекционистской политики.
Импортные, экспортные и транзитные таможенные пошлины. Таможенный тариф.
Нетарифные ограничения. Экономические, административные и технические меры,
ограничивающие международную торговлю. Квоты. Виды квот. Политика свободной
торговли (фритредерство). Регулирование международной торговли: ГАТТ (Генеральное
соглашение по торговле и тарифам) и ВТО (Всемирная торговая организация).
Тема 2. Современная внешнеторговая политика России
Компоненты
внешнеэкономической
политики.
Основные
цели
внешнеэкономической политики Российской Федерации. Приоритетные направления
внешнеэкономической политики России. Вклад внешнеэкономических связей в
экономическое развитие страны. Экономические санкции и их влияние на экономику
России и других стран. Понятие «импортозамещение». Объёмы внешней торговли РФ.
Импортная, экспортная и внешнеторговая квоты России. Основные группы
экспортируемых и импортируемых товаров.
РАЗДЕЛ XI. Экономическая политика правительства и будущее России (3 ч)
Тема 1. Экономика России: 1991-2016 годы
Золотовалютные резервы государства:
понятие и структура.
Специальные права заимствования. «Ускорение», «перестройка» и «гласность».
Девальвация рубля. Дефолт. Бивалютная корзина. Деноминация в России и в других
странах. Банковская система: динамика количества банков в России. Возможности
достижения удвоения ВВП к 2010 году: планы и реальность. Динамика величины
реальной оплаты труда и реального размера минимальных гарантий. Структура расходов
семей на конечное потребление.
Тема 2. Российская экономика: пути выхода из кризиса
Антикризисная программа правительства. Сценарии выхода российской экономики
из кризиса. Планы министра экономического развития А. Улюкаева. Предложения
зампредседателя Экономического совета при президенте А. Кудрина. Программа
«Экономика роста» (советник президента С. Глазьев, бизнес-омбудсмен Борис Титов и
другие экономисты Столыпинского клуба).
Учебно-тематический план
Количество часов
№
Наименование разделов
1 Экономическая политика: что это такое
Чего граждане страны хотят от экономической
2
политики
3 Психология, культура, традиции - факторы
формирования экономической политики страны
4
Может ли рынок автоматически решить проблемы
экономической политики страны
5
Правительство и национальный бизнес: как они
могут сотрудничать
6 Как избежать конфликтов между богатыми и
бедными гражданами
Всего
Лекции
Семинары
2
1
1
4
2
2
2
1
2
2
1
2
2
2
3
4
3
4
7 Природные ресурсы страны: как использовать их
на благо большинства граждан
3
1
2
8 Человеческий капитал страны: как государство
может помочь его накоплению
3
2
1
4
2
2
2
1
1
3
2
1
35
18
17
9 Экономическая политика: как управлять регионами
страны
Правительство и международные экономические
10
отношения
11 Экономическая политика правительства и будущее
России
ИТОГО:
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
3. Поурочное планирование
9 класс
ЭОРы
Тема урока
Роль экономики в жизни общества. Экономика
Свердловской области
РАЗДЕЛ I. Экономическая политика: что это
такое 3ч
Экономика страны и счастье её граждан
Участники экономической жизни страны
Урок-практикум «Правила игры» в экономике и в
обществе
РАЗДЕЛ II. Чего граждане страны хотят от
экономической политики 3я
Достойная оплата труда как фактор повышения
благосостояния населения
Система здравоохранения и продолжительность
жизни.
Проблема старения населения и пенсионная
система
РАЗДЕЛ III. Психология, культура, традиции факторы формирования экономической
политики страны 4ч
Религия и экономика
Свобода и доверие в обществе
Частная собственность
Урок-практикум «Дифференциация доходов и
богатства граждан»
РАЗДЕЛ IV. Может ли рынок автоматически
решить проблемы экономической политики
страны 2ч
Либерализм как основа экономической политики
страны
Семинар «Основные экономические функции
государства»
РАЗДЕЛ V. Правительство и национальный
бизнес: как они могут сотрудничать 2ч
Чего хочет бизнес от государства
Чего государство хотело бы от бизнеса
РАЗДЕЛ VI. Как избежать конфликтов между
богатыми и бедными гражданами 3ч
Индивидуальное богатство
Как измерить неравенство
Способы снижения социально - экономического
неравенства в обществе.Социальный лифт
РАЗДЕЛ VII. Природные ресурсы страны: как
использовать их на благо большинства граждан
2ч
Нефтегазовые доходы в экономике России
Симптомы «голландской болезни
РАЗДЕЛ VIII. Человеческий капитал страны:
htth://gtmarket/ru/ratings
htth://adindeх.ru/about.phtml
htth://www.consultant.ru/dokument
htth://gtmarket/ru/ratings
htth://www.consultant.ru/dokument
htth://www.woridbanr.org/eca/russian/
htth://gtmarket/ru/ratings
htth://gtmarket/ru/ratings
htth://base.garant.ru
htth://base.garant.ru
htth://gtmarket/ru/ratings
htth://globalrus.ru
htth://economics.ru
htth://ru.wikipedia.org/wiki/
htth://www.opec.org/
htth://www.ekoindustry.ru
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
как государство может помочь его накоплению
3ч
Государственная образовательная политика
Иммиграционная политика государства
Политика государства в области поощрения
рождаемости
РАЗДЕЛ IX. Экономическая политика: как
управлять регионами страны
География России
Модели бюджетного федерализма
Бюджетная система Российской Федерации
Перераспределительная политика государства
РАЗДЕЛ X. Правительство и международные
экономические отношения 2ч
Варианты внешнеторговой экономической
политики государства
Семинар «Современная внешнеторговая политика
России»
РАЗДЕЛ XI. Экономическая политика
правительства и будущее России 2ч
Экономика России: 1991-2016 годы
Семинар «Российская экономика: пути выхода из
кризиса»
Обобщающий урок по курсу «Основы
экономической политики»
Обобщающий урок по курсу «Основы
экономической политики»
htth://asi.runews//
htth://www.consultant.ru/dokument
htth://www.ekoindustry.ru
htth://www.consultant.ru/dokument
htth://www/ raeхper.ru
htth://www/ riarating.ru
htth://www.ekoindustry.ru
htth://gtmarket/ru/ratings
htth://asi.runews//
htth:cbr.ru
htth://rusref.nm.ru/
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по экономике:
Базовый учебник
Липсиц И., Корецкий В., Чечевишников В. Экономика. Основы экономической
политики: Учеб. для учащихся 9 классов. - М.: ВИТА- ПРЕСС, 2016
Основная литература
Заиченко Н. А. Преподавание основ экономики в 7-8 классах: Пособие для учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика: Учеб. для учащихся
5-6 классов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Липсиц И. В. Экономика: история и современная организация хозяйственной
деятельности для учащихся 7-8 классов. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Липсиц И. В. Экономика: Учеб. для 10-11 классов. Базовый курс. - М.: ВИТАПРЕСС, 2016.
Липсиц И. В. В помощь учителю, работающему с учебником «Экономика» (История
и современная организация хозяйственной деятельности), 7-8 кл.: Пособие для учителя.
Михеева С. А. Методическое пособие по курсу «Экономика. Основы экономической
политики»: Пособие для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
Дополнительная литература
Баранов Н. А. Политические отношения и политический процесс в современной
России: Курс лекций. - М.:2011.
БелянинА.В. Доверие в экономике и общественной жизни. - М.: Фонд «Либеральная
миссия», 2010.
Ведута Е. Н. Стратегия и экономическая политика государства: Учеб. пособие. - М.:
Инфра-М, 2016.
Попова Л. В. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-метод. пособие. - М.:
Дело и Сервис, 2008.
Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб./ Росстат. - М.: 2015.
Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат. сб. / Росстат.
-М.:2015.
Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России». - М.:
Росстат. 2018.
Интернет-ресурсы
Актуальные проблемы
экономической
политики. URL:
http://www.politekonom.ru/ec_pol/antology/index.html
БахваловаМ.Дефицитсчастья.URL:http://www.itogi.ru/Paper2006.nsf/Article/Itogi_2006
_12_24_00_5150.html
Василёнок В. Л. Экономический потенциал и экономическая политика
России. URL: http://www.ibl.ru/konf/151211/ekonomicheskiy-potencial-rf.html
Гайдар.Нефтяноепроклятье.URLhttp://www.iet.ru/publication.php?folderid=44&publicationid=6600
ДокучаевД.Социальный
лифтзастрял.URL:http://www.mn.ru/issue.php?2005-45-22
Кашин В. И. Кому и как служат природные богатства России? (21.11.2006) URL:
http://www.cprf.ru/news/articles/we/45758.html
Корицкий А. В. Введение в теорию человеческого капитала. URL:
journal.spa.msu.ru/images/File/2006/8/koshelev.pdf
Кузнецов А.В. Темпы экономического роста - «Голландская болезнь». URL: ИФС,
06.03.02 -http://www.finansy.ru/publ/pmacro/004.htm
Латова Н. В., Латов Ю. В. Российская экономическая ментальность на мировом
фоне. URL: www.ecsocman.edu.ru/db/msg/48089.htm
Найшулъ В. Назад в будущее. URL: http://www.foma.ru/articles/271/
Норвежский парадокс. URL: http://norse.ru/society/norway/norway- paradox.html
Ойкен
В.
Основные
принципы
экономической
политики.
URL:
http://www.politekonom.ru/ec_pol/problems/index.html
ПорталЦентрагуманитарныхтехнологий.URL:http://gtmarket.ru/news/2016/01/28/7290
Принципы
эффективной
экономической
политики.
URL:
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=18310
Рейтинговоеагентство«РИАРейтинг».URL:http://www.riarating.ru/countries_rankings/2
0140827/610628609.html
Розенберг
Н.,
Бирдцелл
Л.
Е.,
мл.
Как
запад
стал
богатым.
Экономическоепреобразованиеиндустриальногомира.URL:http://www.libertarium.ru/libertar
ium/l_lib_rich0?PRINT_VIEW=1&NO_COMM ENTS=1
Роль
государства
в
экономике.
Зарубежный
опыт.
URL:
http://rusref.nm.ru/indexzexp.htm
Россия-2015: судьба коррупции и судьба России. URL: http://www.anticorr.ru/indem/2015/Corr2015 .htm
Рундквист Д. В. Природные национальные богатства России и их использование.
URL:http://www.scgis.ru/russian/cp1251/h_dgggms/1-2000/rundkvist.htm
Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks.ru/
ХлыновВ. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии.
URL: http://rusref.nm.ru/indexpub6.htm
Экономическая политика России в условиях глобальной турбулентности. URL:
http://www.library.fa.ru/exhib.asp?id=78
URL