Содержание
1. Содержание учебного предмета «Основы экономической культуры……………2
2.Планируемые результаты
2.1. Личностные результаты………………………………………………………… 5
2.2. Метапредметные результаты…………………………………………………… 7
3.3. Предметные результаты………………………………………………………… 9
3. Тематическое планирование…………………………………………………………11
1
1. Содержание учебного предмета «Основы экономической культуры»
5 класс
Тема 1. Введение.
Экономическая культура - необходимый элемент общей культуры человека. Что означает
быть экономически культурным человеком и что для этого необходимо знать. Основные
элементы экономической культуры: культура потребителя, налоговая и финансовая
культура, культура предпринимательской деятельности, культура труда, экологическая
культура. Этические принципы экономического поведения людей.
Экономическая культура и национальные традиции народа.
Тема 2. Потребности человека.
Потребности человека. Виды потребностей. Какие потребности наиболее важны для
людей? Иерархия потребностей. Влияние национальных и семейных традиций на
формирование потребностей. Потребности существования: минимальные и базовые.
Потребности достижения целей жизни: материальные, социальные, интеллектуальные,
эстетические, духовные.
Почему нельзя удовлетворить все свои потребности? Ограниченность ресурсов и
необходимость выбора. Потребитель и реальные возможности. Экономика – наука о
выборе.
Тема 3. Кто такой потребитель?
Понятие потребителя. Когда люди становятся потребителями и что они потребляют?
Потребитель и производитель. Суверенитет потребителя. Потребитель – главное
действующее лицо на рынке. Права потребителей. Закон о защите прав потребителей.
Информация для потребителей.
Почему потребителю необходимо стремиться к
обладанию наиболее полной информацией о товарах и услугах? Где искать информацию в
ближайшем окружении?
Реклама для потребителя. Где мы встречаемся с рекламой, Хорошие и плохие стороны
рекламы. Как оградить себя от недобросовестной рекламы?
Тема 4. Что кому принадлежит?
Мое и чужое. Уважение к своей и чужой собственности. Кто такой собственник и
хозяин? Объекты собственности. Интеллектуальная собственность. Движимая и
недвижимая собственность. Что такое коллективная собственность? Частная
собственность, ее охрана законом. Почему собственником быть ответственно?
Как собственность находит себе собственника? Может ли одна собственность
переходить в другую? Наследование собственности.
Пословицы и поговорки о собственности, хозяйстве, хозяине.
Тема 5. Доходы населения
Что такое доход? Источники доходов на примере семьи. Какие доходы может принести
собственность? Расходы. Статьи расходов. Приоритеты расходов. Сколько расходов
требует образование?
Понятие бюджета. Бюджет семьи. Бюджет школьника. Баланс и бюджетный дефицит.
Богатство и бедность. Проичины бедности. Черта бедности. Прожиточный минимум. Как
надо бороться с бедностью? Что означает быть богатым? В чем смысл богатства?
Этические и нравственные проблемы богатства и бедности.
Пословицы и поговорки о богатстве, о достатке, бедности, скупости, бережливости,
наживе.
Тема 6. Трудовая деятельность человека.
Труд и трудовая деятельность. Цели и мотивы трудовой деятельности человека. Труд
как ценность для человека. Какие бывают виды трудовой деятельности? Труд ребенка и
подростка. Какой вклад в хозяйственную деятельность семьи, школы, своего города
может вносить ребенок и подросток? Мотивация трудовой деятельности подростка.
2
Знакомство с основными профессиями и специальностями. Основные профессии и
специальности, представленные в Уральском регионе, Свердловской области и городе
Екатеринбурге. Профессии и специальности в твоей семье. Трудовые династии.
Современные профессии.
Что такое безработица? Последствия безработицы для человека и семьи.
Тема 7. Предпринимательство и предприниматели.
Кого можно газвать предпринимателем, бизнесменом? Всякий ли может стать
предпринимателем? Какие личностные и профессиональные качества нужны
предпринимателю?
Виды предпринимательства. Как предприниматель получает прибыль? Как он
стремиться продать свой товар? Что такое маркетинг?
Этика предпринимательской деятельности. Кодекс чести предпринимателя.
Благотворительность. Меценатство.
Из истории российского и
уральского предпринимательства. Уральские
предприниматели прошлого: Демидовы, Строгоновы. Уральское купечество, его значение
для развития уральского региона.
Современные уральские предприниматели. Предприниматели в городе Екатеринбурге.
6 класс
Тема 1. Экономические ресурсы.
Необходимость использования экономических ресурсов в экономической деятельности.
Что такое ресурсы? Природные ресурсы – природные богатства. Что означает бережное
отношение к природным богатствам?
Природные богатства Свердловской области.
Производственные ресурсы – капитал. Богатства, созданные человеком. Материальные
формы проявления этих богатств: здания, машины, оборудование.
Трудовые ресурсы. Экономически активное население и его показатели. Состояние
трудовых ресурсов Свердловской области.
Предпринимательские способности человека как экономический ресурс.
Рациональное использование экономических ресурсов.
Тема 2. Обмен и деньги.
Натуральное хозяйство. Возникновение обмена. Что такое рынок?
Товар как
экономическое благо. Услуга как товар. Товар, представленный глазами продавца и
глазами покупателя. Спрос и предложение на рынке. Что такое цена товара? О
классификации товаров: товары, удовлетворяющие разные потребности человека. Может
ли образовательная услуга быть товаром? Услуги, которые можно купить на территории
Свердловской области.
Когда и почему возникли деньги? Роли (функции) денег в экономике. Виды денег.
Монеты и бумажные деньги. Из истории монет и бумажных денег. Деньги разных стран.
Валюта. Современные деньги: наличные и безналичные. Защита денег от подделок. Кто
такие фальшивомонетчики?
Деньги и богатство. Знаковая, условно-символическая форма денег. Денежный
фетишизм и нравственно-этические проблемы функционирования денег.
Тема 3. Знакомство с торговлей.
Торговля как самостоятельная профессиональная сфера экономической деятельности.
Чем и как можно торговать? Продавцы и покупатели. Историческая эволюция форм
торговли.
Розничная и оптовая торговля. Торговля в магазине. Какие бывают магазины? Формы
торговли вне магазина. Как развивалась оптовая торговля? Кого называют оптовым
торговцем и из чего складываются его доходы?
3
Торговые предприятия города Екатеринбурга.
Коммерция и коммерсанты. Торговые агенты. Как в торговле стимулируется сбыт
товаров?
Как государства торгуют друг с другом? Международная торговля.
Тема 4. Деньги и банки.
Почему и как возникли банки? Из истории возникновения банков. Какие бывают банки?
Государственные и коммерческие банки. Почему люди хранят деньги в банке? Какие
банки есть в городе Екатеринбурге.
Как работает банк? Банковский кредит и банковский процент. Как банки создают деньги.
Безналичные денежные расчеты. Чеки и пластиковые карточки. Как можно расплатиться
за товар? Как работает электронная карточка?
Покупательная способность денег. Что такое инфляция? Почему она возникает? Можно
ли спастись от инфляции? Как в этом могут помочь банки?
Что значит для человека в современном мире обладать финансовой культурой?
Тема 5. Знакомство с ценными бумагами.
Что такое ценные бумаги? Какую роль они играют в современной экономике? Ценные
бумаги как важный источник собственности.
Какие бывают ценные бумаги? Виды ценных бумаг. Акции и дивиденды. Облигации и
проценты. Как можно увеличить доход с помощью ценных бумаг? Как определить
варианты накопления денег через движение ценных бумаг?
Тема 6. Общество и экономика.
Какие услуги нужны всему обществу в целом? Услуги образования, здравоохранения,
охрана общественного порядка, содержание армии. Должны ли быть эти услуги
бесплатными для людей? Кто платит за общественные услуги?
Что такое государство и кто его представляет в экономике? Государственный бюджет,
его составляющие. Из чего складываются доходы государства? На какие нужды идут
государственные расходы? Что такое дефицит государственного бюджета и каковы могут
быть его последствия для населения страны?
Тема 7. Налоги и налоговая культура
Что такое налог? Какие бывают налоги? Почему налоги надо платить всем? Кто
освобождается от налогов? Какие налоги уплачивает твоя семья? Есть ли справедливые
налоги?
Куда направляются налоги? Зависимость развития города Екатеринбурга,
экономического положения твоей школы, семьи и тебя самого от уплаты гражданами
налогов. Что такое налоговая культура гражданина?
Что происходит, когда граждане не выплачивают налоги? Понятие о «теневой»
экономике.
Что такое налоговая политика государства? Государство на страже своей налоговой
системы. Налоговые службы.
Тема 8. Экономика и экология. Экологическая культура.
Понятие экологии. Взаимосвязь экономики и экологии. Потребитель и его экологическая
культура. Из чего складывается экологическая культура потребителя? С какими
экологическими проблемами ты встречаешься каждый день в семье, школе, на улице, в
магазине, в общественном транспорте?
Производство и экология. Как государство контролирует производителя при решении
проблем экологии?
Проблемы экологии Свердловской области и города Екатеринбурга. Проект города
будущего.
4
2.Планируемые результаты освоения предмета «Основы экономической
культуры»
2.1. Личностные результаты
.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в
соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
2.1.1. Личностные результаты освоения программы основного общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2.1.2 Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
2.1.3. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства.
2.1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
5
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
2.1.5. Трудового воспитания :установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
2.1.6. Экологического воспитания :ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
2.1.7. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой
и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
2.1.8. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают: освоение
обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность действовать в
условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык
выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
6
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по
характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
2.2. Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования
должны отражать:
.2.2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений);устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий
;выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях ;самостоятельно
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и
данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному
плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов
между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе исследования (эксперимента);самостоятельно формулировать обобщения и выводы
по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное
дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
7
задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по
критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение
системой
универсальных
учебных
познавательных
действий
обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
2.2.2 Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и
письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);самостоятельно выбирать
формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной
работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);выполнять
свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего
вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных
учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных
навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
2.2.3.Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);самостоятельно составлять алгоритм
8
решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об
изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль :владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на
основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место
другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ
выражения эмоций;
4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не
осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все
вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
2.3. Предметные результаты.
1. Владеть
фундаментальными экономическими понятиями, необходимыми для
формирования основ экономической культуры.
2. Раскрывать значение экономических понятий и терминов, с которыми встречаются в
своей повседневной жизни.
3 Понимать основные правила ведения хозяйства в семье; источники формирования
доходов и статьи распределения расходов;
4. Понимать роль государства в экономической жизни общества, какие и почему надо
платить налоги.
5. Характеризовать рыночную экономику, механизм функционирование рынка,
деятельность крупных российских и уральских предпринимателей прошлого и
настоящего, их вклад в экономическое развитие России и Урала.
6. Описывать основные виды и формы предпринимательской деятельности.
7. Владеть навыками экономически грамотного поведения в повседневной жизни.
8. Объяснять доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся
в непосредственном их окружении, мотивов и ограничений в экономической деятельности
людей; основных экономических принципов и законов и т. д., регулирующих права
потребителя в экономике.
8. Владеть экологическими основами и правилами поведения экологических субъектов.
9. .Приобретать основы этического поведения потребителя и этики делового общения.
10. Вырабатывать умения наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с
экономической точки зрения;
9
11. Анализировать и оценивать деятельность экономических субъектов: личности, семьи,
школы в разных жизненных ситуациях;
12. Применять экономические знания при ведении несложной финансовой документации
(например, семейной), соотносить доходы и расходы, составлять бюджет.
13. Осознавать себя потребителем и защищать свои права потребителя.
14. Соотносить свои профессиональные намерения со
своими возможностями и
способностями.
15. Делать и рассчитывать рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов на
примере деятельности семьи, личности, школы, других хозяйственных единиц.
16. Соотносить удовлетворение материальных потребностей с моральными нормами, а
также с экономической целесообразностью;
17. Формировать культуру потребителя, выраженную в умении определять свою
экономическую выгоду и защищать свои права потребителя.
18. Осознавать потребность формирования экономически значимых качеств личности,
необходимых в условиях рыночной экономики: ответственности, правовой и
нравственной воспитанности, предприимчивости, деловитости и т.д..
19. Ориентироваться в кредитно-денежных отношениях.
20. Понимать уникальность Уральского региона, гордиться и уважать экономическую
деятельность Урала, ее прошлому и настоящему.
21. Подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки
зрения;
22. Осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.
23. Решать ситуационные и расчетные задачи.
10
3. Тематическое планирование
5 класс
№
урока
Тема урока
Колво
часов
по
теме
ЭОРы
Тема 1. Введение (2ч.)
2
1.
Что такое экономика
1
презентация
2.
Экономическая культура –
необходимый элемент общей
культуры человека.
1
hhtt://ekonomikus/ru
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
3.
Тема 2. Потребности человека.
5
Виды потребностей (5 часов)
Потребности
человека.
Виды
потребностей
4.
Безграничность потребностей
1
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
5.
Ограниченность ресурсов и
необходимость выбора
1
hhtt://ekonomikus/ru
6.
Выбор потребностей. Цена выбора.
Решение ситуационных задач.
1
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
7.
Обобщающий по теме «Мир
экономики»
1
Тема 3. Кто такой потребитель? (5
часов)
5
8
Понятие потребителя. Потребитель и
производитель. Решение
ситуационных задач
1
hhtt://ekonomikus/ru
9.
Правовая защита потребителя.
Комитет по защите прав потребителя
в г. Екатеринбурге. Решение
ситуационных задач.
1
hhtt://ekonomikus/ru
1
Информация для потребителя.
Практическое занятие «О чем говорит
ярлык на одежде?»
hhtt://ekonomikus/ru
10.
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
11
11.
Реклама как часть информации
1
12.
Практическое занятие «Составление
рекламы своей школы»
1
Тема 4. Что кому принадлежит (4
часа)
4
Мое и чужое. Виды собственности.
Частная собственность и ее охрана.
1
Общественная собственность и ее
охрана.
1
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
15.
Как вещь становится твоей
1
hhtt://ekonomikus/ru
16.
Быть собственником - ответственно
1
Тема 5. Доходы населения (5 часов)
Что такое доход. Источники доходов
на примере семьи. Решение
ситуационных задач
Богатство и бедность. Причины
бедности
5
1
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
1
hhtt://ekonomikus/ru
19.
Легко ли быть богатым? Легко ли
быть бедным?
1
hhtt://ekonomikus/ru
20.
Понятие бюджета. Семейный
бюджет.
1
Моя семья и другие проблемы. Серия
реальный бюджет. МЭШ.
Образовательные проекты ПАКК
21.
Практическое занятие «Составление и 1
анализ бюджета»
13.
14.
17
18.
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
1
21.
Тема 6. Трудовая деятельность
человека (7 часов).
Труд как ценность
1
hhtt://ekonomikus/ru
22.
Виды трудовой деятельности
1
презентация
Знакомство с современными
профессиями и специальностями
3
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
Профессии и специальности,
представленные в Свердловской
области и городе Екатеринбурге..
Профессии и специальности в твоей
семье. Трудовые династии
1
презентация
1
презентации
Труд подростков
1
23.
24
25
26
12
27
28
Безработица и ее последствия для
человека и семьи. Безработица в
Свердловской области.
1
Тема 7. Предпринимательство и
предприниматели (5 часов)
Кто такие предприниматели. Виды
предпринимательства
5
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
1
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
29
Из истории российского и
уральского предпринимательства
1
презентации
30
Этика предпринимательской
деятельности
1
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
31
Современные уральские
предприниматели
1
презентации
32
Обобщающий урок по темам
Трудовая деятельность человека»,
«Предпринимательство и
предприниматели»
1
33
Обобщающий урок по курсу
1
34
Обобщающий урок по курсу
1
13
6 класс
№
Тема урока
урока
Тема 1. Экономические ресурсы
(6ч.)
1.
Колво
часов
по
теме
6
Что такое ресурсы, их значение в 1
экономической деятельности.
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
2
Природные ресурсы – природные
богатства. Природные богатства
Свердловской области
3
Производственные
ресурсы
– 1
капитал.
Богатства,
созданные
человеком
4
Трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы 1
Свердловской области. Решение задач
на определение производительности
труда
5
Предпринимательские
способности 1
человека как экономический ресурс.
Решение ситуационных задач
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
6
Ограниченность
экономических 1
ресурсов.
Рациональное
использование
экономических
ресурсов на примере Свердловской
области
6
Тема 2. Обмен и деньги (6 часов).
hhtt://ekonomikus/ru
7
Натуральное
хозяйство. 1
Возникновение обмена. Товар как
продукт труда.
8.
Услуга как товар. Услуги, которые 1
можно купить
в Свердловской
области
2
hhtt://ekonomikus/ru
hhtt://ekonomikus/ru
14
9.
Когда и почему возникли деньги?
10.
Роли (функции) денег в экономике. 1
Решение ситуационных задач
11.
Современные деньги: наличные и 1
безналичные
12.
Деньги
разных
Решение задач
стран.
2
4
13.
Торговля
как
самостоятельная 1
профессиональная
сфера
экономической деятельности. Чем и
как можно торговать?
14.
Розничная и оптовая торговля. 1
Торговые
предприятия
города
Екатеринбурга
16.
Сказка о деньгах. Удобные деньги. МЭШ.
Образовательные проекты ПАКК
Валюта. 3
Тема 3. Знакомство с торговлей (4
часа).
15.
Сказка о деньгах. Серия дорога в банк.
МЭШ. Образовательные проекты ПАКК
Обучающий интерактивный тест.
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
Коммерция и коммерсанты. Торговые 1
агенты. Составление бизнес-плана по
закупке и продаже товара
Как государства торгуют друг
другом? Международная торговля.
Тема 4. Деньги и банки (4 часа).
hhtt://ekonomikus/ru
с 1
презентация
4
17.
Почему и как возникли банки и как 1
они зарабатывают деньги. Решение
задач.
Моя семья и другие проблемы. Серия
«Кредитная история». МЭШ.
Образовательные проекты ПАКК
18.
Какие бывают банки. Банки города 1
Екатеринбурга.
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
19.
Как можно расплатиться за товар? 1
Наличные и безналичные деньги
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
20.
Покупательная способность денег. Что 1
такое инфляция?
презентация
21.
Тема 5. Знакомство с ценными
бумагами (3 часа).
3
Виды ценных бумаг. Их роль в
современной экономике. Решение
1
hhtt://ekonomikus/ru
15
задач.
22.
Какими бывают акции. Решение
ситуационных задач
1
23.
Решение расчетных и ситуативных
задач по теме «Ценные бумаги»
1
Тема 6. Общество и экономика (2
часа).
2
Почему государство вмешивается в
экономику
1
25.
Государственный бюджет
Тема 7. Налоги и налоговая
культура(3 часа)
1
1
26
Что такое налог? Что такое налоговая
культура гражданина?
1
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
27
Какие бывают налоги? Решение
расчетных задач
1
hhtt://ekonomikus/ru
28
Почему налоги надо платить всем. 1
Зависимость
развития
города
Екатеринбурга от уплаты гражданами
налогов.
24.
Тема 8. Экономика и экология.
Экологическая культура (3 часа).
hhtt://ekonomikus/ru
презентация
3
29
Взаимосвязь экономики и экологии. 1
Потребитель и его экологическая
культура.
30
Проблемы экологии Свердловской
области и города Екатеринбурга.
1
31
Урок - практикум «Проект города
будущего».
1
32
Обобщающий урок «Человек в мире
экономики»
1
33
Обобщающий урок «Удивительный
мир экономики»
1
34
Обобщающий урок «Удивительный
1
htt://mega/km/ru/_98/bes/content/asprubr=93
презентация
16
мир экономики»
17
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)